Виртуальная экскурсия как перспективная форма музейно-педагогической деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Музейная педагогика сегодня как никогда востребована всеми музеями, которые почти "повсеместно активизировали работу с детьми, стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы". В многочисленных статьях, монографиях, диссертационных исследованиях, на семинарах и конференциях ведутся дискуссии по наиболее важным проблемам музейно-педагогического дела, которые свидетельствуют о том, что музейный мир учиться решать вновь возникающие, а не прошлые задачи. В процессе их решения рождаются новые уникальные технологии и методы музейного дела, новые формы экспонирования и способы работы с разными аудиториями[21]. Захватывающие перспективы для развития музейной педагогики связаны с освоением современными музеями виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики, которая, к сожалению, остается пока "неоткрытым континентом" для многих педагогов, имеющих о ней весьма туманное представление и считающих, что Интернет принципиально недидактичен в силу свойственного ему крайнего либерализма и даже экстремизма. Тем не менее, благодаря немногим энтузиастам виртуальная музейная педагогика стремительно развивается и утверждается в современной культуре. Ее организационной основой является виртуальный музей или "веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии". Поначалу это были сайты реальных музеев. Затем появились собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога. На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. В действительности виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время "работы" выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет, а основной формой работы является виртуальная экскурсия, имеющая как ряд достоинств, так и ряд недостатков[21].
Одновременно открываются и новые возможности для творческой деятельности педагогов. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, они могут проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы[2;65]. Впрочем, отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают пользователям сети не просто слайд-шоу, а панорамные изображения залов и зданий музея. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду. Наряду с этим виртуальные экскурсии помогают учащимся легче и комфортнее войти в экскурсионную деятельность и в качестве экскурсанта и особенно экскурсовода. Ведь "проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует большого профессионального мастерства, умения владеть собой в незнакомой обстановке, держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии)", "администрация музеев нередко запрещает "посторонним" вести в залах музеев экскурсионную деятельность", наконец, погодные условия порой не позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, а наличие пробок в крупном мегаполисе нередко затягивает автобусную экскурсию на длительное время и мешает в достаточно короткий срок познакомиться с разными объектами, представляющими ту или эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым явлениям культуры[21].
Конечно, абсолютизировать даже такое "продвинутое" виртуальное общение с ценностями культуры, которое предлагают Лувр и Эрмитаж, не стоит, так как "любое общение учеников с произведением через Интернет является суррогатом настоящего восприятия искусства". И поэтому работа с произведениями искусства в сети Интернет должна осуществляться либо как подготовительная к восприятию этого произведения в реальности, либо в качестве замены восприятия реального произведения искусства при невозможности увидеть или услышать его в подлиннике. При этом самое главное на данном этапе сформировать у учащихся интерес и желание проверить свои впечатления в живом общении с музеем. При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать и целый ряд методических требований. Это поможет сделать ее более эффективной. Требования эти почти не отличаются от требований к подготовке реальных экскурсий. Сначала учитель должен ознакомиться с информацией сайта или сайтов. Затем необходимо определить цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, после чего разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, какие задания они должны выполнить[21]. Как и разработка любого проекта подготовка виртуальной экскурсии будет эффективной при реализации следующих учебно-методических подходов. Во-первых, это индивидуальный подход к обучению, в соответствии с которым учебная деятельность должна быть приспособлена к познавательным возможностям ученика и в ней следует учитывать индивидуальные особенности школьников. Во-вторых, инженерно-педагогический подход, который предполагает этапность работы над созданием виртуальной экскурсии. С учетом этого подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов: диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический[2;66].
Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На подготовительном этапе определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск литературы, составляется библиография, определяются источники экскурсионного материала. Вырабатывается план работы, сроки и формы отчета. Словом, уже на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс поиска и исследования[2;67]. В течение исполнительского этапа производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии[2;68]. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание учащихся, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Далее на заключительном этапе проводится сама виртуальная экскурсия. После чего необходимо провести ее обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления (аналитический этап)[2;69].
Таким образом, сегодня имеются самые разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности. Выводы 1. Под образовательной деятельностью музея понимается педагогически организованный процесс интерпретации и трансляции историко-культурного потенциала его собрания, направленный на формирование личности через вхождение в культуру и постижение ее смыслов и ценностей. 2. В образовательной деятельности музея выделяют следующие направления, тесно связанные с музейной педагогикой: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация. 3. Формы музейно-педагогической работы являются неотъемлемой составляющей музейной педагогики как учебной дисциплины. В качестве базовых форм названы следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), музейный праздник, историческая игра. 4. Одной из перспективных форм музейно-педагогической деятельности является виртуальная экскурсия. Экскурсия - самая основная и одна из эффективных форм музейно-педагогической деятельности. Виртуальная экскурсия открывает новые возможности и перспективы в образовательном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ музейный педагогика культурный экскурсия Данное исследование было посвящено музейной педагогике как научной дисциплине. Основной упор был сделан на анализ базовых форм музейно-педагогической работы, проанализированы и выявлены самые перспективные и эффективные формы работы на современном этапе. Если говорить о музейной педагогике и о ее перспективах развития, то можно сделать вывод, что в нашей стране, как и в России - это наука относительно молодая, а потому и в теоретическом плане она разработана не до конца. Практической потребностью остается объективное познание закономерностей ее развития, междисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Музейная педагогика - это дисциплина, которая ориентирована на сотрудничество музея и школы, так как именно музей обладает высоким культурно-образовательным потенциалом. В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.
Тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Создаются новые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. В таком сложном и многогранном современном образовательном процессе в музейной педагогике нельзя обойтись как без уже устоявшихся, так и новых перспективных форм музейно-педагогической деятельности. Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Одной из базовых и традиционных форм музейно-педагогической работы является экскурсия. Многие считают, что она уже не столь актуальна и эффективна, как это было изначально. Несмотря на снижение рейтинга музейной экскурсии, прогноз ее развития в целом благоприятный. Сущность данной формы культурно-образовательной деятельности музея составляет неизменная константа - функция презентации экспозиции (выставки), и потому экскурсия будет востребована до тех пор, пока существует музей. Одной из перспективных форм работы является виртуальная экскурсия, он не только обладает большим культурно-образовательным потенциалом, но и способствует творческому развитию и раскрытию личности. Развитие педагогической реальности обуславливает смену смыслов работы школы и музея как общественных образовательных институтов, создает новые предпосылки к объединению их усилий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Барб-Галль, Ф. Как говорить с детьми об искусстве / Ф. Барб - Галль. - М.: Арка, 2007.- 189 с. 2. Бойко, А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учебное пособие / А. Г. Бойко. - М.:СПб, 2007. - 169 с. 3. Васичева, Э. В. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Э. В. Васичева, Л. М. Иванова, Т. А. Соколова. - Методист. - № 7. - 2007.- С. 53-59. 4. Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В. М. Воронович. - Кіраванне ў адукацыі. - № 12. - 2007. - С. 15-16 5. Емельянова, Б. В. Основы экскурсоведения: учебное пособие /. Б. В. Емельянова. - М., 1985. - 256 с. 6. Колесникова, И. А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: СпецЛит, 1998. С. 6-15. 7. Медведева, Е. Б., Юхневич, М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск МК РФ. №4. М., 1997. С. 18-28. 8. Музей и школа: Пособие для учителей / Под общ. ред. Т.А. Кудриной. - М., 1985. - 123 с. 9. Музейныя сшыткі: Музейная педагогіка. Праблемы арганізацыі работы з дзецьмі: Навук.-метад. зб. Мінск: БелІПК, 1999 - 70 с. 10. Никишин, Н. А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / Н. А. Никишин. - М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 216 с. 11. Новоселова, А.С. Музейная педагогика как средство саморазвития личности / А. С. Новоселова, Р. Д. Зобачева. - Пермь, 2001. - 155 с. 12. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 504 с. 13. Российская музейная энциклопедия. М., 2005. - 413 с. 14. Свиридова, Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".- М., Просвещение, 2005. 15. Следзевский, И. В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 7. - С. 10-15. 16. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. - 216 с. 17. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: учебное пособие / Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин. - СПб., 2000. - 160 с. 18. Элькин, Г. Ю. Школьные музеи: Пособие для учителей / Г. Ю. Элькин, З. А. Огризко. - М.:1972. - 112 с. 19. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебник / Т. Ю. Юренева. - М., 2003. - 560 с. 20. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие / М. Ю. Юхневич. - 2001. - 223 с. 21. Виртуальная музейная педагогика [Электронный ресурс] / В.В. Кучурин. - Режим доступа:www.rcokoit.ru/dld/spio/spoikrasnog1.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|