Правовые льготы, привилегии, иммунитеты
Правовая льгота - это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей. Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций (схема 20.5).
Правовые ограничения
Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.
Схема 20.4
┌────────────────────────────┐ │ Виды правовых поощрений │ └──────────────┬─────────────┘ │ ┌─────────────────┬────────┴───────┬─────────────────┐
│ │ │ │ ┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │ по предмету │ │ по │ │ по субъектам,│ │ по │ │ правового │ │ юридической │ │ их │ │ иерархии │ │регулирования │ │ природе │ │ применяющим │ │ │ └───────┬──────┘ └───────┬──────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ │ │ │ │ ┌────────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐ │Административные│ │ Материально- │ │Государственные│ │ Общефедераль- │ │ │ │ правовые │ │ │ │ ные │ └────────┬───────┘ └───────┬───────┘ └──────┬────────┘ └──────┬────────┘ │ │ │ │ ┌────────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐ │ Трудовые │ │Процессуальные │ │Негосударствен-│ │ Региональные │
│ │ │ │ │ ные │ │ │ └────────┬───────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └──────┬────────┘ │ │ ┌────────┴───────┐ ┌──────┴────────┐ │ Уголовно- │ │ Локальные │ │ исполнительные │ │ │ └────────────────┘ └───────────────┘
Схема 20.5
┌───────────────────────────────────────┐ │ Льготы │ └───┬───────────────────────────────┬───┘ │ │ ┌──────────────────┴─────────┐ ┌─────────┴──────────────────┐ │ Предоставление │ │ Освобождают от │ │ дополнительных прав │ │ обязанностей │ └──────────────────┬─────────┘ └─────────┬──────────────────┘ │ │ ┌──────────────────┴─────────┐ ┌─────────┴──────────────────┐ │ Привилегии ├───────────┤ Иммунитеты │ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Схема 20.6
┌────────────────────────────┐ │ Виды правовых ограничений │ └──────────────┬─────────────┘ │ ┌─────────────────┬────────┴───────┬─────────────────┐ │ │ │ │ ┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ │ по предмету │ │ по │ │ по │ │ по │ │ правового │ │ объему │ │ времени │ │ содержанию │ │регулирования │ │ │ │ действия │ │ │ └───────┬──────┘ └───────┬──────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ │ │ │ │ ┌────────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐
│Конституционные│ │ Полные │ │ Постоянные │ │ Материально- │ │ │ │ │ │ │ │ правовые │ └────────┬──────┘ └────────┬──────┘ └──────┬────────┘ └──────┬────────┘ │ │ │ │ ┌────────┴──────┐ ┌────────┴──────┐ ┌──────┴────────┐ ┌──────┴────────┐ │ Гражданские │ │ Частичные │ │ Временные │ │ Морально- │ │ │ │ │ │ │ │ правовые │ └────────┬──────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ │ ┌────────┴──────┐ │ Экологические │ └───────────────┘
Механизм правового регулирования
Правовое регулирование и правовое воздействие
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную.
Схема 21.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|