Синтетический и аналитический учет долгосрочных инвестиций
Долгосрочные инвестиции учитываются на синтетическом счёте 08 «Вложе-ния во внеоборотные активы». Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных. По видам вложения долгосрочные инвестиции отражаются на субсчетах: -1 «Приобретение земельных участков», -2 «Приобретение объектов природопользования», -3 «Строительство объектов основных средств», -4 «Приобретение объектов основных средств», -5 «Приобретение нематериальных активов», -6 «Перевод молодняка животных в основное стадо», -7 «Приобретение взрослых животных», (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 №38н) -8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др. (абзац введен Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 №38н) . Учитываются расходы на покупку земельных участков. Земельные участки учитываются по первоначальной стомости, которая затем должна быть списана на дебет счета 01 «Основные средства». Основанием для списания становится акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1. Земельные участки не подлежат амортизации, так как их потребительские свойства с течением времени не изменяются. Стоимость приобретенного земельного участка не включается в расходы на протяжении всего срока его использования. Рассмотрим пример: Приобретен земельный участок с постройкой. Цена приобретения 150000 рублей. Перед поставкой на учёт сумму распределили: земля была оценена на 100000 рублей, постройка - 50000 рублей. Предположительно определен срок эксплуатации здания. Ликвидационная стоимость нулевая, поскольку ожидаемые затраты на ликвидацию (снос) этой постройки равны тем выгодам, которые, возможно, будут получены в качестве выручки от продажи тех материалов, что от нее останутся после разбора и демонтажа.
Через несколько лет цена на землю выросла, и участок был дооценен до 130000 рублей. Это не повлияет на стоимость здания, приобретенного с земельным участком. Здание продолжает амортизироваться исходя из первоначальной его оцен-ки, то есть по 2000 рублей в год.
08.2. Учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования. Стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных организациями в собственность, отражается согласно оплаченным или принятым счетам продавцов. Сумма инвентарной стоимости земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению и затрат по улучшению их качества, комиссионных вознаграждений и прочих платежей. Расходы на строительство приобретенных земельных участков различных сооружений учитываются отдельно от стоимости этих участков, и по окончанию работ по строительству они принимаются на учет по первоначальной стоимости в качестве отдельных объектов основных средств. Указанные расходы по приобретению земельных участков и объектов природопользования отражаются по дебету вышеназванных субсчетов и кредиту счетов учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). Затраты, учтённые на 08 счёте, списывают с кредита этого счёта на дебет счёта 01 «Основные средства» после принятия к учёту.
Типовые проводки по данному субсчёту будут выглядеть так:
. Учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчётами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом). Аналитический учёт затрат по строительству объектов следует вести по данной структуре расходов: ) Расходы на строительные работы ) Расходы на монтаж оборудования ) Расходы по приобретению оборудования, сданного в монтаж ) Расходы по приобретению оборудования, не нуждающегося в монтаже ) Расходы на приобретение инструмента и инветаря ) Расходы на приобретения оборудования, нуждающегося в монтаже, но предназначенного для постоянного запаса ) Расходы, не влияющие на стоимость основных средств ) Прочие капитальные затраты [2] Некоторые строительные организации также ведут учет затрат на производство строительных работ по статьям расходов: «Материалы», «Расходы на оплату труда рабочих», «Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов», «Накладные расходы». По статье «Накладные расходы» отражаются расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением строительного производства. Строительная организация вправе сама определять номенклатуру статей затрат, исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности. Рассмотрим пример:
ЗАО «Максимилиан» в 2014 году осуществило строительство объекта для собственного потребления. При этом были использованы материалы, приобретенные у сторонних организаций, на сумму 59 000 рублей, в том числе НДС 9 000 рублей. Другие расходы предприятия составили 84 000 рублей. Строительство объекта завершено в августе 2014 году. Документы на его государственную регистрацию также были поданы в августе 2014 г., и расходы на нее составили 6000 рублей.
В момент окончания строительства следует оформить первичные документы по учету работ в капитальном строительстве проводкой на август 2014 г.:
Если оборудование для строительства приобретает лично заказчик, вне зависимости от способа производства строительных работ, учёт затрат на приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию ведёт застройщик (заказчик). Оборудование, требующее монтажа, учитывают по фактической стоимости приобретения с кредита счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (и других счетов) на дебет счёта «Оборудование к установке». Затем стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается с 07 счёта на дебет счёта 08. Сумма расходов по приобретению оборудования складывается из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных и заготовительно-складских расходов. Рассмотрим пример: Организация «Крауз» приобрела оборудование, требующее монтажа, стоимостью 531000 рублей, в т.ч НДС 81000 рублей. За его доставку транспортной организации было перечислено 41 300 руб., в том числе НДС 6300 руб. Стоимость монтажа оборудования, проведенного подрядной организации 135 700 рублей, в т.ч НДС 20 700 рублей. Учётной политикой организации предусмотрен учёт оборудования, требующего монтажа, на счёте 07 (по планово-расчётной цене) с использованием счетов 15 и 16. Планово-расчётная (учётная) цена оборудования установлена равной 490 000 руб.
Фактические расходы на приобретение оборудования к установке составили: 531 000 - 81 000 + 41 300 - 6300=485 000 рублей. Поскольку планово-расчётная цена определена в сумме 490 000 рублей, в учёте (по дебету счёта 15 и кредиту счёта 16) необходимо отразить разницу между фактической себестоимостью оборудования и его учётной ценой (5000 руб.). В бухгалтерском учёте приобретение оборудования, требующего монтажа, принятие его к учёту, осуществление его монтажа и ввода в эксплуатацию сопровождается следующими проводками:
. Учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа. Рассмотрим пример: Предприятие купило токарный станок за 118 000 руб., включая НДС. В счете-фактуре продавца отдельно показан НДС 18 000 руб. и цена без НДС 100 000 руб.
. Учитываются затраты на приобретение нематериальных активов. По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основ-ных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в мате-риальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. [15] Рассмотрим пример: Фирма «Азалия» купила у фирмы «КисловодскСтрой» исключительное право на изобретение. Договор уступки патента был зарегистрирован в Роспатенте с уплатой пошлины 2400 рублей. Стоимость патента 59000 рублей.
. Учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо. Перевод молодняка продуктивного и рабочего скота в основное стадо учитывается по дебету счета 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» и кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме». Переведенный молодняк одновременно списывается в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08-6. Списание со счета 11 осуществляется по стоимости, числящейся на начало года, с присоединением плановой себестоимости привеса или прироста за период с начала года до момента перевода. В конце года, после составления отчетной калькуляции разница между указанной стоимостью переведенного молодняка и его фактической себестоимостью списывается дополнительной проводкой со счета 11 на счет 08 и со счета 08 на счет 01. Рассмотрим пример: В ЗАО «Коровий рай» переводятся коровы в основное стадо. Планово-учетная стоимость животных составляет 210 000 руб. Предположим, что по итогам года было определено, что их фактическая стоимость составила 215 000 руб. Бухгалтер ЗАО «Коровий рай» отразит операции в учете следующим образом. В момент перевода коров в основное стадо:
В конце года 215 000 - 210 000=5000
. Учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке. Стоимость взрослых животных, приобретенных со стороны, учитывается по фактической себестоимости их приобретения, включая транспортные расходы по дебету субсчёта 08.7. Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой прибавляются фактические расходы по доставке животных в организацию. Рыночная стоимость животных, полученных безвозмездно, записывается в дебет счета 08 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства. Рассмотрим пример: ЗАО «Лошадка» приобрело у ООО «Порода» пять лошадей по цене 33 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.) за единицу. Расходы на доставку лошадей собственным транспортом ЗАО «Лошадка» составили 4000 руб. Предположим, что ЗАО «Лошадка» применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС. Тогда бухгалтер отразит это таким образом:
. Учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Рассмотрим пример: ОАО «Молот» в период с января по февраль 2010 года выполнило НИОКР для собственных нужд. Сумма расходов, связанных с их выполнением, составила 360 000 руб., из них: материалы - 102 000 руб.; амортизация объектов основных средств - 6000 руб.; зарплата сотрудников, участвовавших в разработке, - 200 000 руб.; взносы во внебюджетные фонды - 52 000 руб. В марте 2010 года по результатам проведенной работы научно-технический совет ОАО «Стрела» дал заключение о положительном результате НИОКР, установив срок его использования в производственной деятельности 2 года. В мае 2014 года ОАО «Стрела» начало использовать результат. В соответствии с учетной политикой предприятия списание расходов на НИОКР проводится линейным способом. В бухгалтерском учете ОАО «Стрела» были сделаны следующие проводки. В январе-феврале 2014 года:
В марте:
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые выполнены сторонней организацией, предприятие учитывает по дебету счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и кредиту счета 60. Сделать это надо после подписания акта приема-сдачи. После того как будет принято решение использовать результаты исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04. К научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (далее НИОКР) относятся разработки, связанные с созданием новой или усовершенствованием производимой продукции либо технологии, а также совершенствование методов организации производства и управления. Такие работы могут осуществляться как специализированными научно-исследовательскими учреждениями, так и любыми коммерческими организациями или физическими лицами. По способу учёта затрат НИОКР следует подразделять на: ) Товарные НИОКР (текущие, заказные) - работы, относящиеся к обычным видам деятельности предприятия, результаты которых предназначены для реализации заказчику. 2) Капитальные НИОКР (инициативные, для собственных нужд) - работы, затраты по которым являются вложениями в долгосрочные активы предприятия, результаты которых используются в собственном производстве или предоставляются в пользование иным лицам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|