Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Правовая основа местного самоуправления




  1. Развитие правовой основы местного самоуправления в РФ.

а) Формирование правовой основы местного самоуправления.

б) Правовая основа реформирования системы местного самоуправления.

в) Новый этап развития правовой основы местного самоуправления.

  1. Конституция РФ, федеральное законодательство о местном самоуправлении.
  2. Конституции, уставы и законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении.
  3. Устав муниципального образования.

 

Нормативные правовые акты:

1. Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15.10.85 г. // СЗ РФ. 1998. 07.09. № 36. Ст. 4466.

2. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

3. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.

4. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

5. Закон РФ от 24 октября 1991 г. «О выборах главы администрации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.

6. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой и сельской администрации» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 16. Ст. 561.

7. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 18. Ст. 635.

8. ФЗ от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506;

9. ФЗ от 06.10. 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. 06.10. N 40. Ст. 3822.

10. ФЗ от 26.11.96 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

11. ФЗ от 25.09.97 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

12. ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ» // СЗ РФ. 2007. 05.10. № 10. Ст. 1152.

13. Закон РБ от 07. 12. 2004 г. «Об организации местного самоуправлении в РБ».

14. Закон РБ от 10.09.2007 г. «О муниципальной службе в Республике Бурятия».

15. Устав Муниципального образования «Город Улан-Удэ» // Правовая система «Гарант».

 

Рекомендуемая литература:

1. Берг О.В. О правомерности принятия нормативных актов исполнительным органом местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

2. Быкова Л.А. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11.

3. Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. 2001. № 12.

4. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. № 8.

5. Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // Российская юстиция. 2001. № 6.

6. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления // Российская юстиция. 1996. № 9.

7. Комментарий к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.

8. Лукьянов В.А., Соловьев С.Г. Муниципальный правовой акт: проблемные вопросы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5.

9. Фархуллина Н.Н. Некоторые проблемы ведения регистра муниципальных правовых актов субъекта РФ. Опыт решения практических вопросов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3.

10. Цалиев А.М. Обеспечение законности муниципальных нормативных правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 3.

Методические указания:

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 

Контрольные вопросы:

  1. Назовите конституционные основы местного самоуправления.
  2. Укажите новеллы федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.
  3. Порядок принятия и регистрации Уставов муниципальных образований.
  4. Какие основные положения закрепляет Устав муниципального образования?

 

 

Тема 4. Территориальная организация

Местного самоуправления

 

  1. Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  2. Муниципальное образование: понятие и виды.
  3. Границы и состав территории муниципального образования.
  4. Преобразование муниципального образования.

 

Темы докладов и сообщений:

  1. Ассоциации и союзы муниципальных образований в России.
  2. Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных местностях

 

Нормативные правовые акты:

1. Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15.10.85 г. // СЗ РФ. 1998. 07.09. № 36. Ст. 4466.

2. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.

3. ФЗ от 06.10. 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. 06.10. N 40. Ст. 3822.

4. Закон РБ «Об организации местного самоуправления в РБ» от 07.12.2004 г.

 

Рекомендуемая литература:

1. Астафичев П.А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 4.

2. Бабичев И.В. Территории местного самоуправления и их юридические конструкции // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 10.

3. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. 2001. № 4.

4. Сахарнова В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления // Журнал российского права. 2001. № 10.

5. Таболин В.В. Город как субъект муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 5.

6. Уваров А.А. Вопросы территориальной оптимизации местного самоуправления в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1.

7. Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

Методические указания:

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренные ст.ст. 11-13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и назовите основные признаки муниципального образования.

2. Как соотносятся понятия «административно-территориальная единица» и «муниципальное образование»?

3. Определите содержание категорий «образование», «объединение», «преобразование», «упразднение» муниципальных образований.

4. Назовите основные стадии производства по вопросам изменения муниципально-территориального устройства.

5. Определите понятие и состав территории муниципального образования.

6. В чьей юрисдикции находятся вопросы образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ?

7. Каков порядок установления и изменения границ муниципального образования; образования, преобразования и упразднения внутригородских муниципальных образований?

 

 

Тема 5. Формы непосредственной демократии и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...