III. Единодержавие Тимура (1370–1405) 3 глава
Чтобы спасти мусульман от их притеснений и бесчинств, Гиясиддин направил против него войско! О боже! "Меч опередил претензии", "В летнее время молоко прокисло!" ИЗЛОЖЕНИЕ ОБ УСКОРЕННОМ ПЕРЕПРАВЕ ТЕМУРА ЧЕРЕЗ ДЖЕЙХУН И СКОЛЬКО ПРОЛИЛОСЬ СЛЕЗ ПРИ ЭТОМ Темур и его общество прибыло к Джейхуну. Как и они в это время река была взбудоражена. Из-за отсутствия времени, они не могли спокойно действовать, так как за ними гнались враги. Тогда [29] Темур сказал своим спутникам: – "Единственный путь спасения - крепко ухватившись за своего коня, броситься в воду". Они договорились встретиться на другом берегу в условленном месте. Темур сказал: "Действуйте без промедления. Если кто не прибудет к месту назначения, считайте его пропавшим". И люди Темура вместе с конями бросились в бурлящую, кипящую и переполненную водою течь, будто бы мотылек в пламя свечи. Они не видели и не знали, что делается и случилось с другими. Они стали свидетелями своей страшной участи, нависшей над ними смертельной опасности. Но, не смотря на это, никто из них на погиб, и все собрались в условленном месте. Это произошло после того, как в тех местах стало спокойно от них и каждый приходящий и уходящий путник был спокоен. После этого они, собрав сведения о них, стали преследовать. Они, выступив против воли Бога и его пророка, начали бесчинствовать и, преграждая путь, стали разбойничать. Пока они не достигли города Карши, продолжали поступать таким образом. ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ПРИ ВХОДЕ В КАРШИ ТЕМУР ПОПАЛ В ТРУДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И КАК ОН СПАССЯ ОТ ЭТОЙ НУЖДЫ В один из дней Темур сказал своим спутникам: – В то врем участь терпел от него и ему подобных вред, а места беспорядков процветали, получая поддержку от их "урожаев".- "Недалеко от нас есть город Абу Тураб ан-Нахшабийа, пусть сыплется на него милость Бога, Нахшаб. Этот город охраняется, он спрятан за высокими заборами. Если мы захватим этот город, он будет для нас опорой, местом обороны, жильем и покровом. Правителем города является Муса. Если мы его схватим и убьем, то приобретем его богатство и собственность. На самом деле его богатство, табуны лошадей и оружия станут для нас силой и возможностью. В результате чего, после трудностей придет слава. Я знаю, как пробраться в город через водопроводное сооружение. Эта дорога самая удобная, широкая и большая".
Люди Темура подобрали подол, оставили в одном укромном месте коней, и, ради осуществления своей цели, воспользовались покровом ночи. Они пробрались в город водным путем и направились в дом эмира. Потом они, подняв руки, вошли в дом и наткнулись на бассейн. Эмир в это время находился в загородном саду. Поэтому они захватили оружия и снаряжения эмира, сели [30] на коней и стали убивать каждого встречного. Горожане сообщили об этом эмиру и стали оборонятся. В результате чего эмир пришел с подмогой. Последствием было то, что на Темура и его людей посыпались горе и беды и им не осталось ничего, кроме как покориться победителям. Спутники Темура сказали ему: - "Этим действием мы сами себя обрекли к погибели". Темур сказал: – "Никто из вас не виноват, потому что в таких сражениях мужчина проверяется. "Все соберитесь с хитрыми мыслями и проделками, только после этого придите строем", потом, как один человек, набросьтесь на городские ворота и, не разу не колеблясь, не теряя (времени) шанса, раздавите врага. Думаю, что ничто не сможет противостоять вам и не одна душа не сможет встать перед вами". Люди Темура, согласно его приказу, нырнув в смертельную путину, с криком бросились в сторону городских ворот и как лев напали на войско противника и как ливень, а может быть, и сильнее стали, лить на их головы. Они сумели открыть городские ворота, потому что причиной всему была причина Божья воля. Перед ними другой человек не смог посмотреть на другого человека и устоять, ни оружие, не большее их количество не дало пользы. Потом они (люди Темура) возвратились в свое место живыми и здоровыми и как обычно продолжили свое дело. Вокруг них собрались друзья, а также к ним присоединились напарники по беспорядкам. После присоединения еще одной группы не довольных людей, численность стала триста человек. Султан, не придав им серьезного значения, отправил против них небольшое войско. Они разгромили это войско, захватив один из крепостей, превратили ее в крепко защищенную цитадель.
Я сказал: Не унижай хитрость и возможность врага, Еще говорили: Муха выпускает кровь из горла льва. Еще другие говорили: В большинстве случаев король проигрывает пешке. ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КТО ПОПАЛ В ПЛЕН ТЕМУРУ, КЕМ БЫЛИ ПЛЕННЫЕ, КТО ИЗ СУВЕРЕННЫХ ПАДИШАХОВ БЫЛИ ПОДЧИНЕНЫ (Потом) Темур послал письмо правителям Бадахшана. Его правителями были два брата, получившие наследство от отца, и они [31] были самостоятельными. Потом Султан Хусейн отобрал власть от них и, условившись о том, что они будут подчиняться ему, оставил их правителями, но взял их детей в заложники. В результате, они фактически стали пленниками воли Султана Хусейна. Когда Темур послал письмо и предложил им подчиняться ему, то они дали на это согласие и перешли на его сторону. ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ. КАК ВОССТАЛ ПРОТИВ МОНГОЛЬСКОГО СУЛТАНА И КАК ОСВОБОДИЛСЯ ОТ ЕГО ВЛАСТИ И ВЕРХОВЕНСТВА Также против Султана Хусейна выступили с востока монголы. Он, подготовившись против монголов, перешел Джейхун и между ними произошло сражение. Султан потерпел поражение. В это время Темур послал письмо монголам. Их правителем был Камаруддин. Монголы подчинились воле Темура и поступили по его требованию. Чтобы взять в свои руки земли султана, монголы передали Темуру властвовать ими и породнились с ним, обещав всестороннюю помощь. После того как передали вожжи правления Темуру, монголы оставили те земли и вернулись к себе. В результате этого, усилилась слава Темура, и люди стали опасаться его. А султан все свои помыслы и дела направил против Темура и поставил себе цель уничтожить его. Потом как могучая морская волна, собрал бесчисленное количество войска и сам, встав во главе их, направился в его сторону и шел пока не прибыл в местность под названием Кагалгар. Эта местность была расположена между двумя горными скалами, а между ними был узкий проход. Эта проход был длинным, и путник шел по нему около часа. В середине этой дороги были ворота и если, закрыв их, обороняялись, то не нашлись бы равное им по крепости. Вокруг него было несколько гор, каждая из которых как бы упирались носом в высь и своей устойчивостью ноги были, как бы замурованы в землю. И если об этой местности сказали бы так, то было бы правильнее: " Поднятый в небеса нос и снова опущена в водную [глубь]".
Султан закрыл этот проход со стороны Самарканда. А Темур, как бы окружив (врага), плотно стоял на другой стороне. ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ТЕМУР, ПОДУМАВ, НАШЕЛ ОБМАН И ПРИМЕНИЛ ХИТРОСТЬ Темур сказал своим спутникам: – "Я знаю, вон там есть тайный труднейший проход, куда не ступала еще нога человека и даже [32] (птица) като не сможет найти эту дорогу. Давайте ночью поведем коней за поводья и тогда, когда враг не опасается, мы подойдем к ним сзади. И если мы достигнем их утром, тогда мы победители". Люди Темура согласились и целую ночь шли через кривые подъе мы, пересекал отвесные дороги. Достигнув предрассветного камня, их догнала заря, но они не смогли дойти до войска султана. Не смотря на обширность земли, мир им показался узкой, а жизнь стала сплошным кошмаром. Потому что, они не могли вернуться назад. После того, как солнце объявило о своем появлении, они дошли до вражеского войска – в это время войска грузили свой груз и собирались уйти. Тогда спутники сказали Темуру: – "Мы дурно поступили и попали во вражьи когти, мы зацепились на их крючок и сами себя своими же руками обрекли к гибели". – "Нет вреда, – сказал Темур, – идите в сторону врага и ког-да дойдете до видного им места, сойдите с коней. Отпустите коней пастись, а сами ложитесь отдыхать, чтобы восполнить прошлый бесполезно утраченный сон. И они как «мертвецы» свалились с коней и отпустили их пастись. Стих:
Если глаза счастья и удачи посмотрит, смеясь на тебя, Вражеские войска, подумав, что они из своих частей, стали проходить мимо войска Темура. После того как люди Темура отдохнули, сели на коней и с криком бросились с саблями на врагов и обрекли их на страшную смерть, многие из них погибли и искалечились. Эта страшная беда охватила многих, и никто не мог узнать, откуда пришла это беда. Это известие дошло до султана, но он уже не мог исправить положение и не было возможности. Он бежал в сторону Балха. Султан был оторван от власти и как он был вырван! Темур начал грабеж и завоевание. Потом, захватив драгоценности, собрал богатое имущество. После он собрал вокруг себя чернолюдина и людей из низких слоев. Они подчинялись Темуру, который начал властвовать землями Мавераннахра шумно и со злобой управлять людьми. Он привел в порядок войска и начал завоевывать крепости и цитадели. Поставленный султаном Самарканд наместник по имени [33] Алишер был человеком, являвшимся одним из государственных столпов. Темур написал ему письмо и предложил ему разделить земли Мавераннахра на две равные части между ними и выступить против султана Хусейна. Алишер согласился на предложения Темура и, отдав половину вилаетов (областей) и земель ему, прибыв к Темуру, встал пред ним, сложа руки в почтении. Темур проявил почет и уважение, оказал ему большие почести. ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ТЕМУР НАПРАВИЛСЯ В БАДАХШАН И ПРОСИЛ ТАМ ПОМОЩИ ПРОТИВ СУЛТАНА [ХУСЕЙНА] После того, как у Темура укрепилось доверие к Алишеру, его оставил (вместо себя), а сам направился в Бадахшан. Оба правителя Бадахшана, встретив Темура, проявили большое внимание и, встав на служение, сделали множество подарков, дали слуг и оказали помощь войскам. Потом Темур, взяв иx обоих с собой, вышел из Бадахшана и решил окружить султана. Он направился на Балх, поэтому султан укрепился. Они со всех сторон окружили его. Потом султан вывел заложников – детей владетелей Бадахшана и на их глазах безжалостно и беспощадно отрубил им головы. После чего положение султана ухудшилось, конницы и пеших [воинов] осталось мало. В результате он подчинился судьбе и, выйдя из крепости, согласился на сладости и горечи божеской судьбы. Темур взяв его в плен, захватил земли Балха. Потом он с почетом и уважением отправил на родину эмиров Бадахшана, а сам, взяв Султана Хусейна, отправился в Самарканд. Это (событие) произошло на 71 году в месяце шаъбан, то есть после 700 лет хижры (28 февраля – 29 марта 1370 года). [Потом] Темур возвратился в Самарканд, сделал его себе столицей и, приведя в порядок государственные законы, начал претворять их для осуществления своей политики и программы. Потом он казнил Султан Хусейна и посадил (на трон) одного из потомков Чингизхана по имени Суюргатмыш. Только из племени Чингизхана могли именоваться ханами и султанами. Потому что они были из тюркской [племени] курайиш и ни один человек не мог пройти вперед, и никто не мог осмелиться отнять у них эту славу. И если кто был на это способен, то тем мог быть без сомнения только Темур, так как он завоевал эти земли и мог встать на их пути. Чтобы укоротить злые языки и не дать повода кривотолкам, Темур решил поднять Суюргатмыша. И не смотря на то, что издающим указ и [34] исполняющим их был сам Темур, однако его прозвищем был только "Великий Эмир". А хан был в таком положении, будто бы осел упал в грязь, или так же, как в настоящее время положения халифа по отношению Султанов. Темур, доверив Алишеру продолжить быть вассалом в Самарканде, проявил к нему уважение и почет, советовался с ним во всех делах и ставил его впереди других.
ИЗЛОЖЕНИЕ О НАПАДЕНИИ ТОХТАМЫША - СУЛТАНА ДАШТА И ТУРКЕСТАНА Видя междоусобицу между Темуром и Султаном Хусейном, вскипела кровь и возымела чужда у Тохтамышхана - султана Дашта и Татар. Это было от генеалогии и соседства. Он собрал большое количество солдат и как море войск направил через Сигнак и Утрар в сторону лагеря Темура. Темур вывел против него войска из Самарканда, и они столкнулись возле реки Ходженда недалеко от Туркестана. Эта река называется Сайхун. А Самарканд расположен между реками Сайхун и Джейхун. Разгорелся "базар" войны между двумя войсками. На этом базаре сражение между ними, вроде купли-продажи, усиливалось, и пока войска Темура не перемалывались, мельничные жернова войны продолжали крутиться. В момент, когда солдаты Темура начали расходиться и начал развязываться узел его войск, вдруг к Темуру подошел один человек по имени Саид Барака. Он приблизился: к Темуру, который в это время находился в очень тяжелом состоянии, - сказал ему "Эй афанди Саид! [Мои] войска побеждены". - Не бойся, - сказал ему Саид (Барака). Потом он слез с коня, взял горсть песка из земли и опять сел верхом на своего уставшего коня. После которого, тот песок бросил в лицо врагам, наседавших на Темура и начал кричать "враг бежит". Темур тоже, последовав примеру, протянувшему руки помощи шейху, начал выкрикивать то же самое. Когда Темур кричал голосом Аббаса, то получалось, будто бы он призывает к воде верблюдов, у которых пересохло горло. Тогда войска Темура, как будто корова с любовью смотрит на своего теленка, посмотрели на него и смело приступили к уничтожению врага. И все, здоровые и раненные солдаты, все, без исключения, начали громко произносить слова "враг бежит". Потом они, поддерживая успехи друг-друга, дружно напали на врага. Войска Тохтамышхана потерпели поражение и, "обернувшись назад, разбежались в разные стороны". Войска Темура, [35] приложив свои сабли к шеям врага, и этой победой принудили их испить чашу смерти. Они захватили множество богатства, скота и взяли в плен средних военачальников и других. После этого Темур возвратился в Самарканд – при этом он привел в порядок окрестности Туркестана и Ходженд. Саид Барака был удостоен величия Темура, и он был назначен его правителем всех вновь завоеванных мест. Об этом Саиде много различных разговоров. Некоторые говорили, что он был магрибцем и жил в Египте, занимаясь кровопусканием (посредством пиявок), потом прибыл в Самарканд и представил себя сеидом и возвеличился, повысился его авторитет, а некоторые говорят, что он являлся жителем из святого Медины, другие же говорят, что он был жителем лучезарной Мекки. По крайней мере, он стал одним из самых знатных людей городов Мавераннахра и Хорасана - особенно этого он достиг после того, как было сказано выше, оказал помощь Темуру и по этой прелестной случайности спас Темура от натиска. Потом Темур сказал ему: - "Проси у меня что хочешь и желаешь". Он ответил Темуру: - Эй, мавлана Эмир! Святые и лучезарные города (Мекка и Медина) обладают многими вакфами в различных странах. В их числе имеется Андхой в землях Хорасана. Я и мои дети являемся достойными такой же благотворительности. И если подсчитать прибыль и расходы, определить и другие мелочи и подсчитать вакфы и их прибыли и убытки, то доля моя и моих детей не будет меньше тех. Дай мне тоже в форме "иктаъ". И Темур подарил ему в виде "иктаъ" те места и подчиненные земли кишлаков. Эти местности и до сих пор принадлежат его потомкам, коленам и внукам. ИЗЛОЖЕНИЕ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ И РАЗНОГЛАСИЯХ МЕЖДУ АЛИШЕРОМ И ТЕМУРОМ Между Темуром и Алишером возникли разногласия и к каждому присоединились группы сторонников. Темур, применив хитрость, схватил Алишера и подверг его казни. В результате этого все государство осталось только одному Темуру. До этого, считавшие себя противниками Темура, теперь каждый из них поспешил к нему выразить свою покорность. [36] ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК МЕЖДУ ТЕМУРОМ И САМАРКАНДСКИМИ НЕПОКОРНЫМИ И ИСПОРЧЕННЫМИ (ВОЗМУТИТЕЛЯМИ – Х. Б) ПРОИЗОШЛА ТЯЖБА И, КАК ТЕМУР ПОМЕСТИЛ ИХ В АД В Самарканде было много непокорных групп, среди них были разные люди: богатыри, пиконосцы, драчуны и были лекари. Они как племена Кайс и Яман, разделившись на две группы, происходили между ними систематически неприязненные действия и войны. У каждой группы были свои начальники, опоры, помощники и прислужники. Несмотря на то, что имел огромный авторитет, Темур опасался их, чтобы те не натворили против него упрямство. Как только он удалялся от города, обязательно одна группировка из того общество пыталась выступить и свергнуть того вассала или же, сговорившись, угрожали [Темуру]. Темур каждый раз, по возвращении из похода, видел развал дисциплины, путаницу в делах и поколебавши его степенства. В связи с этим он был вынужден исправлять сначала или, разрушив, заново строить. Он [кого-то] казнил, [кого-то] отстранял от должности, а других поощрял и одаривал. Потом опять становился на путь, исправлял и укреплял дороги. Непослушные продолжали свои противные дела и еще обман и хитрости. Такое положение повторялось девять раз. У Темура болела голова от незнания, что предпринять против непокорных. Для этого организовал большой пир и пригласил всех от млада до старца и рассадил их отдельно по принадлежности и каждого ремесленника посадил возле своего саркара. Тех непокорных и их предводителей, рассадив по отдельности, Темур поступил с ними так же, как и Ануширван ибн Кайкубад по отношению к неверным. Темур поставил западню недалеко от своих помощников и договорился с ними, что кого направит к ним, то они являются приговоренными к смерти. Направление к ним являлось для них условным знаком. Потом Темур начал раздавать дорогие халаты приглашенным на пир предводителям и лично сам наливал им вино. Когда очередь доходило до предводителей непокорных, то Темур также им наливал вино, одаривал дорогими халатами и давал знак, чтобы их отвели к западне. Как только тот приходил к людям, находившимся в западне, те снимали с него не только дорогой халат, но и халат жизни, сажали его на кресло вечности и растворяли. Таким образом, Темур умертвил всех без единого и высушил их корни, стер их следы и потушил их пламя. В результате очистилась дорога для Темура, и освободился он от [37] соперников и противников. В Мавераннахре не осталось ни единой души, который мог бы ему воспротивиться и преградить ему путь. РАЗДЕЛ ОТНОСЯЩИЙСЯ К ТРАКТОВКЕ САМАРКАНДСКИХ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬ МЕЖДУ РЕКАМИ БАДАХШАНА И ХОДЖЕНДА В этом числе Самарканд и его области: Самарканд из семи туманов, Андиган с его окрестности из девяти областей, из него формируется десять тысяч бойцов. Самарканд является знаменитым городов Мавераннахра и, как было сказано, является почитаемым местом. Как говорят, Самарканд и его стены в древности составляли двенадцать фарсахов. Это было до Чингизхана, в период Султан Джалалуддина. Я видел построенный Темуром в западной стороне от Самаркандской стены городок, который называется Дамаск. Этот городок расположен на расстоянии от Самарканда примерно пол дня ходьбы. Люди до сих пор копают древний Самарканд и находят там дирхемы чеканные куфийской письменностью и филсы. Монеты-филсы плавят и отделяют серебро. Также Маргийнан является городом Мавераннахра. В древние времена он был столицей и там находился Иликхан. Автор "Хидаи", уважаемый шейх, ученейший Бурхануддин ал-Маргийнаний – пусть благославит его Бог – вышел из Марги йана. [Из городов Мавераннахра] Ходженд находится на берегу Сайхуна, а Термез расположен на берегу Джейхуна. Также Нахшаб – о нем уже было сказано, – есть Карши, также еще Кеш, Бухара, Андижан. Эти все являются знаменитыми, кроме них есть еще и другие. Из областей [Мавераннахра] территории Бадашхан, Хорезм, край Саганиян и кроме них еще много бескрайних долин и окрестностей. По убеждению населения этого края, простирающиеся земли, находящиеся за Джейхуном на восток, называется Туран, а простирающиеся земли на запад, называются Иран. Когда Кайкавус и Афрасияб разделили эту страну между собой, то Туран достался Афрасиябу, а Иран – сыну Кайкубада Кайкавусу. А Ирак является западом Ирана. [38] ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ПОСЛЕ ПРИСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ МАВЕРАУННАХРА, ТЕМУР НАЧАЛ БЕСЧИНСТВОВАТЬ НА ПУТИ САЛТАНАТА После того, как превратил в полную собственность земли Мавераннахра, и упрямцы того периода подчинились его воле, Темур начал захватывать чужие страны и пленников обращать в рабов. Для охоты на падишахов частей света и султанов дальних стран, он начал хитрыми пальцами ткать сети и ставить западни. В первую очередь, он сблизился с монголами, начал с ними обниматься и целоваться и стал одаривать их и получать от них подарки, а также женился на дочери Камаррудин-падишаха. Таким образом, Темур полностью освободился от их угрозы. Монголы стали его восточными соседями и между ними и Темуром никакой разницы не осталось. Потому что совершившимся между ними родство, сватовство и соседство стало этому причиной. Религия также была в обоих странах установленная Чингизханом библия. По этой причине Темур был спокоен от бесчинств монголов и уверен от их хитрых злодеяний. ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ТЕМУР ОКОНЧАТЕЛЬНО РЕШИЛ ОБЪЕДИНИТЬ ОКРЕСТНОСТИ И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗЕМЛИ ХОРЕЗМА После того, как уверился в безопасности от монгольских проделок и закрыл им границы [рта], Темур решил повернуться лицом на земли Хорезма. Хорезмийцы с запада с левой стороны были соседями Темура и отличались от них тем, что у них были установлены мусульманские порядки. Джурджан был столицей их и являлся одним из древних городов. Вообще это государство [Хорезм] богат древними городами и большими областями. Его столица является городом, где собираются ученые люди, талантливые находят местожительство, для умных и поэтов обиталищем, родником воспитателей и великих людей, горным рудником для уважаемых и почитаемых, морским источником для ищущих правду, нашедших свой путь и ошибающихся. Хорезмские продукты - пряности в изобилии и нескончаемы, бесчисленны природные богатства, способные лица излучаются. Имя султана (этой страны) был Хусейн Суфи, которому была чужда ложная вера. Города Мавераннахра были внешне похожи друг на друга, потому что все они были построены на земле из сырого и жженого [39] кирпича. Хорезмийцы, как и самаркандцы, были прелестными, но в тонкости чувств они имеют преимущество, чем самаркандцы. Они посвятили себя к состязанию стихосложения и к литературе, а также в искусстве прилежности и высокой способности, в частности, в науке музыки и песен создали много удивительных трудов. В этом участвует каждый и высокопоставленные лица и простолюдин. О хорезмийцах широко распространено следующее. Если их младенец, лежащий в колыбели, заплачет или скажет "ох", то от этих звуков звучит мелодия "Дугох"а. Когда Темур прибыл в Хорезм, Хусейн Суфи отсутствовал. Он разграбил окрестности Хорезма и места, куда дотянулись его руки. Но завоевать Хорезм ему не удалось. Он не обратил надлежащее внимание на это и, собрав своих (воинов), вернулся в свою страну. ИЗЛОЖЕНИЕ О ПОВТОРНОМ ВОЗВРАШЕНИИ ТЕМУРА В ХОРЕЗМ Потом Темур, крепко завязав ремень решимости, окончательно подготовившись и с большим числом войск, второй раз пошел в поход на Хорезм. Его султан до сих пор отсутствовал. Темур стал наподобие жениха прекрасной невесты Хорезма. Он, окружив города и крепости, захватил их и укрепил дороги, будто бы крепко застегнул воротники на шее и чуть не вцепился когтями в подол [одежды страны]. Тогда один из горожан – он был торговцем и преданным человеком своего султана, его звали Хусан Суриж, - выйдя навстречу Темуру, попросил освободить их от этой тяжелой участи и взамен они готовы отдать столько, сколько он потребует пленных и богатств. Темур потребовал столько серебра, которые уместились бы на двенадцати вьючных лошадях и отнести в звонкой монете в его казну. Но Хусан Суриж, прося и умоляя Темура, сумел уговорить его согласиться на одну четверть того, что требовал он. Хусан Суриж тут же отмерил необходимое количество серебра из своей казны. После этого Темур начал приготавливаться к возвращению и приказал своим военачальникам, чтобы никто не причинял вреда хорезмийцам и решил вернуться в Самарканд. [40] ИЗЛОЖЕНИЕ ПИСЬМА ТЕМУРА НА ИМЯ ГЕРАТСКОГО СУЛТАНА ГИЯСУДДИНА, КОТОРЫЙ РАДИ ТЕМУРА ПОВЕРНУЛ СВОЕГО ОТЦА С ДОРОГУ И СПАС ЕГО ОТ РАСПЯТЬЯ НА ЧЕТЫРЕХ ГВОЗДЯХ Потом Темур, придерживаясь сказанным словам пророка "Бог записал себе плохое деяния каждого" (Намек на Коран с. 35, о. 18.), написал и отправил в Герат письмо своему спасителю султану Малик Гиясуддину. Темур потребовал от Гиясуддина надеть кольцо покорности и приносить ему посильную дань, в противном случае он обещал придти к нему и низвергнуть. Малик Гиясуддин через своего посла отправил ответное письмо следующего содержания: "Ты не был ли моей слугой и не сделал ли я тебе добра? Не накрыл ли я тебя своим подолом благодеяния и изобилия?! А ты, использовав хитрость и обман, организовал покушение, убил много (людей) и убежал без оглядки "и совершил твое деяние, которое совершил, и ты - неблагодарный?" (Коран, сура 26,оят 18.) и это после того, как я тебя спас от удара и пригвоздения? А если ты являешься человеком непонимающим благодеяния, то хотя бы будь понимающим добро собакой". В результате Темур перешел Джейхун и отправился в сторону Гиясуддина. У Гиясуддина не было мощной силы, могущий противостоять Темуру. После того, как он (Гиясуддин) отправил письма своим сородичам и кишлакам, они собрались со своими отарами вокруг Герата. Гиясуддин решил выкопать ров вокруг садов, и спасти калек и больных, а сам заперся в крепости, тем самым думал, что обезопасил себя от Темура. Это наглядно показало о слабости мышления, о начале и конце Гиясуддина, о беспомощности его способности, близорукости и несмышленности Гиясуддина и доказывает о слабости его государства. Я [об этом] сказал стихи: Чье счастье не соответствует [его] судьбе, Темура не интересовало сражение и оборона Гиясуддина, потому что знал о возможности войска, а его враг попал из широкой в тесное место. Начальники султана и его окружение растерялись, скот остался без присмотра, в городе началась паника. Оставив их в плохом [41] состоянии, довел до крайности голода, начали гибнуть вельможи и простолюдин, их охватило горе и слезы. В результате, султан, прося пощады, послал письмо Темуру. Он только понял, что вначале став его покровителем, (теперь) мучался от него. Он, напомнив Темуру о сделанной ему помощи, потребовал у Темура гарантии на пощаду. Темур пообещал хранить в душе его хорошие поступки и поклялся, что не прольет его кровь и не сдерет с него кожу и не разорвет в клочья. После этого султан вышел [из крепости] и, придя к Темуру, встал перед ним скрестив руки на груди. Темур вошел в город и в сопровождении султана, а также войск Герата и своих помощников поднялся на укрепленную крепость. В этот момент один из батырей владетеля Герата, сделав ему знак, что готов пожертвовать собою и убить Темура, сказал султану: "Я жертвую собою и имуществом ради мусульман, убью хромого и пусть что будет со мною, и, подчинившись воле Всевышнего Бога, сказал: "На самом деле Всевышний Бог начерчивает и регулирует судьбу своим рабам. Обязательно он, во что бы ни стало, стрелою своего желания достает до (своего) раба. Нельзя убежать от участи, то, что Бог приговорил произойти, ни один человек не сможет спастись от него". Мисра: "Если к тебе пришло какое-то дело, но ты бежишь от него, Эта такая беда, она должна проявиться и не спрашивай о действительности его (Темура) работ. Если кто хочет стать победителем своей участи - то он побежден, кто же хочет разграбить свое время - сам разорен, если кто захочет быть сильнее потока судьбы – сам уже утопился, если кто находится в беспечности и пристрастен к вине (вино) пиршества – то застрянет в его горле. В этот момент Гиясуддин вспомнил слова отца и понял, что все сказанное им было правдой. Однако стрела была уже выпущена и невозможно его вернуть к тетиве. ИЗЛОЖЕНИЕ О ВСТРЕЧИ ТЕМУРА С ШЕЙХОМ ЗАЙНУДДИНОМ АБУ БАКР АЛ-ХАВАФИЙ В одном из походов на Харасан Темур услышал о существовании в Хавасте одного человеке, награжденного милостью Бога, всезнающего великого ученого, хозяина великих предсказаний и очень благословенного, прекрасного оратора, чистейший степени, [42] правдивых открытий, чистосердечный с Аллахом. Его звали Шейх Зайнуддин Абу Бакр, в честь его открытий (стараний) в саду Кудса (Иерусалима) есть очень отличное место. Темур, решив увидеть эту личность, со своим окружением направился в его сторону. Шейху сказали: "Темур идет к тебе увидеть твой взор и просить твое благословение". Однако шейх не успел сказать даже одно слово, как подоспел Темур и слез с коня и вошел к шейху. А шейх, как обычно сидел на своем коврике и был поглощен в глубокую мысль. Когда Темур приблизился к нему, шейх встал [с места]. Темур приполз к шейху и приложил голову к его ногам. Тогда шейх положил обе руки к его спине. [Потом] Темур говорил (вспоминал): "Если бы шейх быстро не поднял бы свои руки, я на самом деле подумал, что он меня придавит. Я представил себе, будто бы небо упало на землю, а я, оставшись между ними, рассыпался на мелкие куски". Потом он прилежно встал на колени перед этим шейхом и, в виде любезных вопросов, сказал ему: «Эй, мой Саид шейх! Почему вы, не став приверженным к злу и жестокости своего падишаха, не прикажете придерживаться справедливости и совестливости?».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|