Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К 1 Названы верно более двух исторических событий 2 балла




К 2 Показана роль в событиях периода троих исторических деятелей 2 балла

К 3 Две причинно-следственные связи указаны 2 балла

К 4 Оценка периода дана с опорой на мнение историка 1 балл

К 5 Термины использованы корректно 1 балл

К 6 Фактических ошибок нет 2 балла

К 7 Работа представлена в виде сочинения 1 балл

Баллов

 

 

1762 – 1796

Предложенный для анализа исторический период связан с правлением Екатерины II. Екатерина Алексеевна пришла к власти в ходе дворцового переворота против Петра III. В период правления ей пришлось исправлять не только ошибки своего мужа, но и всех других монархов, правящих в эпоху дворцовых переворотов (временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов).

Для укрепления империи и решения проблем, возникших в эпоху дворцовых переворотов, Екатерина II старается править в соответствии с идеалами просвещенного абсолютизма (политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века, проявлявшаяся в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов и упразднении некоторых сословных привилегий дворянства и духовенства), так же, как и монархи Пруссии и Австрии. Однако в Российской империи просвещённый абсолютизм приобрел некоторые специфические черты: Екатерина не проводит реформ, направленных на снижение активной роли дворянства в делах государства, а наоборот закрепляет их привилегии в «Жалованной грамоте дворянству» (1785 г.), а также расширяет полномочия дворянских сословных учреждений. Причина продворянской политики ясна –необходимость усиления власти монарха, пришедшего к власти и не имея законных прав на престол, путём укрепления социального слоя, служившего опорой.

Кроме того, Екатерина не пытается ослабить социальные противоречия, а именно ослабить крепостной гнёт, ставший причиной восстания Е.И. Болотникова-(фактическая ошибка - Пугачева. Наоборот, происходит массовая раздача земель дворянам, а также расширение крепостного законодательства. Даже после подавление восстания, Екатерина проводит реформы направленные не на уменьшение эксплуатации крестьянства, а на развитие местного управления для предотвращения возможных восстаний.

Ещё одна причина, по которой период правления Екатерины II нельзя назвать эпохой просвещенного абсолютизма совпадает с причиной столь массового восстания – крайне жесткая национальная политика. Так Екатерина проводит ряд реформ по отношению к Украине: в 1764г. она меняет систему местного управления, заменяя выборного гетмана назначаемым генерал-губернатором, в 1775 г. разрушает Запорожскую Сечь, а также распространяет губернскую реформ, и вводит крепостное право (1783г.). Более того, в 1771 г. ликвидировано Калмыцкое ханство, а в 1791 г. была введена черта оседлости, за пределами которой не имели права проживать евреи.

Период правления Екатерины II во многом имеет большую историческую ценность благодаря успешному решению задач внешней политики: выход к Чёрному морю, вследствие победы в русско-турецких войнах, воссоединение с западнорусскими землями, которые были населены белорусами и украинцами, вследствие участия в разделе Польши, а также победа в русско-шведской войне (1788 – 1790 гг.). Результатом этих побед стало не только присоединение множества новых территорий и укрепление обороноспособности, но и огромный рост авторитета Российской империи на международной арене. Однако причиной столь удачной внешней политики были не дипломатичность и ум императрицы, а талант и разумная тактика российский полководцев: победа в русско-турецкой войне (1768 – 1774 гг.) во многом зависела от морского боя в Чесменской бухте, выигранного благодаря разгрому превосходящего в численности турецкого флота А. Орловым. А героем второй русско-турецкой войны является А.В. Суворов, одержавший победы при Фокшанах, у р. Рымник и при взятии Измаила. Суворов внес важный вклад в развитие военного дела. Его "Наука побеждать" содержит взгляды полководца на обучение солдат и тактику боя.

Данный исторический период не зря называют «золотым веком» Российской империи: происходит усовершенствование государственного аппарата, продолжавшего своё существование ещё многие годы безо всяких изменений, авторитет Российской империи значительно растёт, а также происходит культурное развитие и либерализация экономики. Период уместно назвать золотым веком русского дворянства, т.к. привилегии этого сословия получают юридическое оформление. Однако эти улучшения во многом были обеспечены трудами бесправных крестьян, что ставит под вопрос «величие» Екатерины II и её приверженность просветительским идеалам во благо государство. Поэтому более справедлива оценка В. О. Ключевского: «Вся политика Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России».

К 1 Верно названо более двух событий 2балла

К 2 Названы три исторических деятеля (Екатерина, Суворов, Орлов), указана их роль в событиях 2 балла

К 3 Две причинно-следственные связи установлены 2 балла

К 4 Оценка периода дана с привлечением мнения историка 1 балл

К 5 Термины использованы корректно 1 балл

К 6 Допущена фактическая ошибка 1 балл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...