Месяц
| № занятия
| Тема
| Развернутое содержание работы
| Количество занятий
|
IX
|
| «Мы – воспитанники старшей группы»
| Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. Совершенствование диалогической формы речи. Учитьправилам поведения и формирование словесной вежливости. Чтение произведений малых фольклорных форм.
|
|
IX
|
| Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
| Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ.
|
|
IX
|
| Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
| Помочьдетям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Совершенствованиедиалогической формы речи.
|
|
IX
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
| Упражнятьдетей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации. Познакомить со скороговоркой.Совершенствованиедиалогической формы речи.
|
|
IX
|
| Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
| Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщатьк восприятию поэтических произведений о природе. Чтение стихотворений о ранней осени.
|
|
IX
|
| Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»
| Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень».
|
|
IX
|
| Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней
| Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
|
|
IX
|
| Веселые рассказы Н.Носова
| Познакомитьдетей с новыми веселыми произведениями Н.Носова
|
|
X
|
| Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»
| Активизироватьв речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.
|
|
X
|
| Учимся вежливости
| Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их. Активизироватьв речи дошкольников соответствующие слова и обороты.
|
|
X
|
| Обучение рассказыванию: описание кукол
| Помочьдетям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.
|
|
X
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц
| Закрепить правильное произношение звуков с-ц; Учитьдетей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
|
|
X
|
| Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней
| Помочьдетям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
|
|
X
|
| Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
| Упражнятьдетей в подборе существительных к прилагательным. Познакомитьс русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.
|
|
X
|
| Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет»
| Продолжатьупражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
|
|
X
|
| «Литературный калейдоскоп»
| Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Воспитывать желание знать больше литературных произведении. Развивать память и логическое мышление.
|
|
XI
|
| Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
| Приобщатьдетей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Развивать интерес к поэзии. Развиватьвнимательность, логическое мышление, творчество.
|
|
XI
|
| Рассказывание по картине
| Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Закреплять умение слушать друг друга. Учить детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы в процессе составлении рассказов.
|
|
XI
|
| Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
| Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомитьсо сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
|
|
XI
|
| Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш
| Упражнятьдетей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш. Развиватьфонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Учитьнаходить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; Совершенствоватьинтонационную выразительность речи;Отрабатыватьречевое дыхание.
|
|
XI
|
| Обучение рассказыванию
| Учитьдетей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки в сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).
|
|
XI
|
| Завершение работы над сказкой «Айога»
| Приучатьдетей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
|
|
XI
|
| Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»
| Помочьдетям вспомнить известные им рассказы, познакомитьс рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков».
|
|
XI
|
| Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
| Учитьдетей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
|
|
XII
|
| Чтение стихотворений о зиме
| Познакомитьдетей со стихотворениями о зиме, приобщатьих к высокой поэзии.
|
|
XII
|
| Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»
| Упражнятьдетей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); Вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).
|
|
XII
|
| Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
| Помочьдетям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В.Глоцера и Г.Снегирева), учить пересказывать ее.
|
|
XII
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с], [ш].
| Совершенствоватьслуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи. Упражнятьв образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.
|
|
XII
|
| Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце»
| Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце». Обогащатьречь существительными.Совершенствоватьинтонационную выразительность речи.
|
|
XII
|
| Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»
| Вспомнитьс детьми произведения С.Маршака.Помочь запомнитьи выразительночитатьстихотворение «Тает месяц молодой».
|
|
XII
|
| Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К.Фофонова «Нарядили елку…»
| Развиватьтворческое воображение детей, помогатьлогично и содержательностроитьвысказывания.
|
|
XII
|
| Дидактические игры со словами
| Учитьдетей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. Проверить, насколько богат словарный запас детей.
|
|
с 01.01. по 10.01. праздничные дни - занятия не проводятся
|
I
|
| Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза»
| Познакомитьдетей с новым художественнымпроизведением, помочь понять,почему это рассказ, а не сказка.
|
|
I
|
| Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
| Учить:
-целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
-составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ;
- по наблюдению рассказывать о содержании картины.
Закреплять умение образовать близкие по смыслу однокоренные слова.
|
|
I
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж
| Совершенствоватьслуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков з - ж
|
|
I
|
| Пересказ сказки
Э. Шима «Соловей и Вороненок»
| Учить:
- выразительно передавать текст без пропусков и повторения;
- подбирать по смыслу глаголы к существительным;
Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Активизировать в речи глаголы
|
|
I
|
| Чтение стихотворений зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»
| Приобщатьдетей к восприятию поэтических произведений.Помочь запомнить и выразительно читатьстихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении).
|
|
I
|
| Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»
| Учитьвыразительно, пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя;
Закрепить:
- правило произношения звуков [з], [ж];
- умение произносить их протяжно на одном выходе;
- умение делить слова на части.
|
|
II
|
| Беседа на тему «О друзьях и дружбе»
| Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
|
|
II
|
| Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
| Учитьдетей составлять рассказы на темы из личного опыта.Упражнятьв образовании слов-антонимов.
|
|
II
|
| Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
| Познакомитьдетей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М.Булатова).
|
|
II
|
| Звуковая культура: дифференциация звуков [ч], [щ]
| Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Учить:
- произносить изолированные звуки [ч], [щ] с разной громкостью и в различном темпе.
- подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи.
Упражнятьв образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.
|
|
II
|
| Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж»
| Учить:
- выразительно пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падежи.
Обогащатьречь существительными, обозначающими животных.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
|
|
II
|
| Чтение стихотворения Ю.Владимирова «Чудаки»
| Совершенствоватьумение выразительно читать стихотворение по ролям.
|
|
II
|
| Рассказывание по картине «Зайцы»
| Продолжатьучить рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П.Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.
Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о животных;
Обогащать речь существительными, обозначающими животными.
|
|
II
|
| Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
| Помогать детям составлять рассказы по картинам с последовательно развивающимся действием.
Учитьсогласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Способствоватьсовершенствованию диалогической речи.
|
|
III
|
| Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
| Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому;
Указать на необходимость помощи мамам;
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим;
Знакомить детей с российскими праздниками, с 8 мартом.
|
|
III
|
| Составление рассказа по картинам «Купили щенка»
| Учить:
-работать с картинками с последовательно развивающимся действием
- подбирать определения к разным словам
Закреплятьумение пользоваться интонацией вопроса.
|
|
III
|
| Рассказы на тему «как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»
| Учитьдетей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта;развиватьинициативу, способность импровизировать.
|
|
III
|
| Чтение рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение».
| Познакомитьдетей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учитьстроить сложноподчиненные предложения.
|
|
III
|
| Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
| Учитьдетей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).
|
|
III
|
| Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
| Познакомитьдетей с рассказом В. Драгунского «Друг детства»
Помочь им оценить поступок мальчика.
Учить понимать образное содержание произведения;
Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.
|
|
III
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ц], [ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
| Познакомитьсо стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой);
Учить:
- дифференцировать звуки [ц], [ч];
- подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи;
-произносить изолированные звуки [ц], [ч] с разной громкостью и в различном темпе;
Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных
|
|
III
|
| Чтение сказки «Сивка-Бурка»
| Помочьдетям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М.Булатова).
|
|
IV
|
| Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л], [р].
| Упражнять детей в различении звуков [л], [р] в словах, фразовой речи; Учитьслышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л], [л’] [р], [р’].
|
|
IV
|
| Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»
| Продолжатьприобщать детей к поэзии; учитьзадавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.
|
|
IV
|
| Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»
| Помогатьдетям составлять рассказы на темы из личного опыта; Продолжать совершенствование диалогической речи;Учитьсогласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
|
|
IV
|
| Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»
| Помочьдетям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»; Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворениях
|
|
IV
|
| Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)
| Продолжать учитьдетей пересказывать.
|
|
IV
|
| Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
| Познакомитьдетей с рассказом К.Паустовского «Кот-ворюга».
|
|
IV
|
| Дидактические игры со словами. Чтение небылиц
| Активизироватьсловарь детей.
|
|
IV
|
| Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
| Познакомитьдетей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик»; Подвести к пониманию нравственного смысла сказки; Учитьоценивать поступки героев.
|
|
V
|
| Литературный калейдоскоп
| Выяснить,какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомитьс новой считалкой.Развиватьпамять, мышление и внимательность.
|
|
V
|
| Обучение рассказыванию по картинкам
| Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ, придумывать продолжение сюжета, название картины; Учить внимательно, рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к искусству.
|
|
V
|
| Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения
| Уточнить,что такое рассказ; познакомитьдетей с новым юмористическим рассказом. Активизироватьсловарь детей.
|
|
V
|
| Лексические упражнения
| Проверить,насколько богат словарный запас детей.
|
|
V
|
| Чтение русской народной сказки «Финист-Ясный сокол»
| Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки.Познакомитьс волшебной сказкой «Финист-Ясный сокол»
|
|
V
|
| Звуковая культура речи (проверочное)
| Проверить,умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
|
|
V
|
| Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»
| Проверить,умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на темы из личного опыта.
Помогатьдетям составлять рассказы на темы из личного опыта; Продолжать совершенствование диалогической речи;Учитьсогласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
|
|
V
|
| Повторение пройденного материала
| |
|