Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»




 

Месяц /Неделя Номер занятия   Методическая литература Тема занятия Программное содержание Ход занятия Оборудование материалы, дидактические пособия и игры Методы и приемы
1 неделя Сентября №1 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Тема: «Мы – воспитанники старшей группы», стр. 26 Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. Совершенствование диалогической формы речи. Учитьправилам поведения и формирование словесной вежливости. Чтение произведений малых фольклорных форм. «Как называется их группа и почему вы зачислены в эту группу» - спрашивает воспитатель «Вам исполнилось пять лет, и вы достойны носить звание старших детей. Старшие дети – помощники нам, взрослым, и пример для малышей. Вы много знаете, но многому вы должны еще научится, чтобы стать интересными собеседниками. Собеседник – это кто?» Беседа – собеседник. «Многие из вас были на море, летали на самолете, были в парке с разными аттракционами. Поделитесь с нами своими впечатлениями». Воспитатель выслушивает всех желающих, оценивает ответы. Педагог напоминает, что сегодняшнее занятие – это занятие по развитию речи. «Люди, встречаются, приветствуют друг друга. Интересно, какие слова они произносят? (Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер). Если вы обратитесь близким, друзьям и просто знакомым вежливо, то они будут считать вас милым, воспитанными детьми. А еще вам придется учиться ладить друг с другом и обходиться без ссор и обид», - завершает занятие воспитатель. В конце занятие воспитатель «дарит» детям загадку или считалку. Например: Шел котик по лавочке – Раздавал булавочки. Шел по скамеечкеРаздавал копеечки: Кому девять, кому пять, Выходи, тебе искать! Маленький Ивашка, деревянная рубашка, где носом ткнет, там черту подведет. Иллюстрированный материал Беседа, объяснение, похвала, указания, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение
1 неделя Сентября № 2 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ. Воспитатель просит детей назвать известные им русские народные сказки. За каждый правильный ответ вручает игрушечного пластмассового зайчонка Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку. Приводит пример: «Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец». Предлагает детям повторить концовку сначала всем вместе, затем двоим-троим индивидуально. Послушайте-ка, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц-хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ. — Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане? — размышляет педагог. Выслушав ответы детей, он предлагает послушать сказку. Читает (или рассказывает) сказку «Заяц-хвастун». Спрашивает, все ли слова понятны детям. Отмечает похвалой тех, чье внимание привлекли слова кокорина (коряга) и гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно). — Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц-великан? — повторяет вопрос воспитатель. Просит детей охарактеризовать зайца (сначала хвастун и трусишка — увидев тетку ворону, испугался, а потом — храбрец). Затем воспитатель напоминает диалог тетки вороны и зайца-хвастун и с помощью детей драматизирует этот отрывок: — Тетка ворона, я больше не буду хвастать! — А как ты хвастал? — У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. — Боле не хвастай! Далее сценка повторяется 1—2 раза другими детьми. Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает детей, на кого, по их мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах: на зайца-хвастуна или на зайца-горемыку из сказки «Заяц, лиса и петух».      
2 неделя Сентября № 3 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Помочьдетям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Совершенствованиедиалогической формы речи. «Раньше, в средней группе, вас не учили пересказывать сказки, потому что пересказ – дело серьезное. Надо ничего не пропустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать» - начинает занятие педагог. Педагог читает сказку. «О чем следует рассказывать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.) А потом? (О том, как заяц хвастался.) А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.) И тетка ворона? (Не велела хвастаться.) Чем сказка закончилась? (Заяц ворону от собак спас.) Составление плана пересказа: 1. Заяц пришел снопы воровать… 2. Как заяц хвастался… 3. Тетка ворона 4. Заяц спасает ворону от собак Вызывает четверых рассказчиков. Каждый раз начиная пересказ, педагог называет сказку: «Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Сказка «Заяц – хвастун» Показ иллюстрации, объяснение, похвала, указания, наблюдение, поощрение, вопросы, составление плана
2 неделя Сентября № 4 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с Упражнятьдетей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации. Познакомить со скороговоркой.Совершенствованиедиалогической формы речи. Игра «Слышим хорошо» «Если вы услышите звук з – прогоняйте комара, услышите с – умывайтесь, не касаясь ладонями лица. Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или движения.» Воспитатель дает детям новое задание: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – «з» или «с» – слышится в слове: слон, зебра, зеленый, синий. А теперь не называйте звук, а как при первом задании, жестами показываете, что слышите: сахар, озеро, заря, синички, золотой, серебряный, солнце, звезда». Далее задание выполняют девочки (мальчики контролируют) (слова: зеленый, суровый, заяц, снегирь). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорники, сутолока). «Я назвала вам много слов со звуком «з». А какие слова назовете вы?» Педагог ставит на подставки дл книг картинки с изображениями синицы (звук с) и комара (звук з). Между подставками располагает мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, замок, игрушечного зайчонка, значок. Воспитатель объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать. Примечание: в свободное время детей, воспитатель повторяет слова суровый и сутолока. Просит объяснить их смысл и дает правильное объяснение. Карточки со звуками «с», «з» Показ иллюстраций, объяснение, похвала, указания, наблюдение, пальчиковая гимнастика, игровая ситуация, вопросы.
3 неделя Сентября № 5 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщатьк восприятию поэтических произведений о природе. Чтение стихотворений о ранней осени. «Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, - сообщает педагог. – Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?» Составление плана:1. рассказ о том, какие стоят дни; 2. рассказ об изменениях в природе; 3. как одеты и чем заняты люди; Попытка детей составить рассказ по плану «Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», - продолжает воспитатель и выслушивает всех желающих. «Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты», - предлагает педагог. Выслушивает ответы, просит обобщить услышанное и составить рассказ. Воспитатель интересуется, получился ли, коллективный рассказ о ранней осени, и чему они учились на сегодняшнем занятии. Завершает занятие, воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже. Вне занятий (в помещении, на участке) – другие поэтические произведения. Иллюстрации с осенними пейзажами. Картинки с людьми на огороде и в саду осенью. Показ иллюстрации, объяснение, похвала, указания, наблюдение, игровая ситуация.
3 неделя Сентября № 6 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень».      
4 неделя Сентября № 7 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.      
4 неделя Сентября № 8 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Веселые рассказы Н.Носова Познакомитьдетей с новыми веселыми произведениями Н.Носова      
1 неделя Октября № 9 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» Активизироватьв речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.      
1 неделя Октября № 10 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Учимся вежливости Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их. Активизироватьв речи дошкольников соответствующие слова и обороты. Проблемная ситуация: «Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением. И вот вы входите в комнату. Ваши действия?» «А сейчас представьте себе, что я не воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, ребята! Эта старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя». Педагог выслушивает реплики детей. «Есть и еще одно очень важное правило, нельзя перебивать разговаривающих людей – взрослых, детей. Надо дождаться удобного момента, извиниться и изложить свою просьбу». Игра «Комплемент»дети передают друг другу воздушный шарик и при этом говорят комплементы Воздушные шары с привязанными к ним яркими ниточками Объяснение, похвала, указания, наблюдение, пальчиковая гимнастика, игровая ситуация
2 неделя Октября № 11 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Обучение рассказыванию: описание кукол Помочьдетям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.      
2 неделя Октября № 12 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц Закрепить правильное произношение звуков с-ц; Учитьдетей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Воспитатель произносит звуки с и ц. Спрашивает, чья песенка из звуков с (воды) и ц (белочки). «Давайте договоримся, - предлагает педагог, - если вы услышите звук с, изобразите умывание. А если услышите звук ц, махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом». Воспитатель проговаривает слова, ребята проделывают движения. «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец». Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с. Работа со стихотворениемЯ. Щеголева «Ранним утром»: Ранним утром солнце встало, Поднялось и запылало. Все уснувшее проснулось, Отряхнулось, встрепенулось; Над кустом взлетела птица, Над цветком пчела кружится. Вместе с детьми воспитатель разбирают первые две строчки. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть тир слова со звуком с (солнце, встало, поднялось). Далее определяют, в каком слове есть оба звука – с и ц. (солнце). Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц. (птица, цветком). «Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-Цып и Цып-Цып-Цып, - рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. – Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: «Жили-были три цыпленка». А вы продолжайте: Цып, Цып-Цып и Цып-Цып-Цып. Затем я проговорю свои слова в более dcбыстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят». В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в котором тоже есть слова со звуком с.   Показ, объяснение, похвала, указания, наблюдение, пальчиковая гимнастика, игровая ситуация, рассматривание рисунков
3 неделя Октября № 13 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Помочьдетям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине. Воспитатель предлагает отгадать загадку: Что за ёлочка такая? Это ёлочка живая - В серенькой одёжке, Ходит по дорожке. (Ёж). Как вы догадались, что это ёж? Посмотрите на картину. Кто изображён на картине?. Как их можно назвать? Где они находятся? Какой лес? Что делает ежиха? Что делают вот эти ежата?. Вспомните, что ещё едят ежи?. Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку. Если она учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать. Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка?. Что делает вот этот ёжик?). Как вы думаете, почему он это сделал?. Как ещё можно сказать? Какой ёжик? Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвёртый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план: Какое время года изображено на картине? Кто изображён? Где происходит действие? Что произошло со всеми ежами? Почему? Чем всё закончилось? Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана (воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них). Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины и постарайтесь рассказать так, чтобы нечего было добавить.     картина, элементы картины  
3 неделя Октября № 14 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Упражнятьдетей в подборе существительных к прилагательным. Познакомитьс русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.   Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в подборе слов, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое?) «Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохнатые – это кто, что? Масляный, масляная может быть…» Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Чтение сказки.Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого содержания: «Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (плохо) Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет)» Дети негромко повторяют концовку сказки: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают». Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2-3 отрывка.   Показ иллюстраций, объяснение, похвала, указания, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы
4 неделя Октября № 15 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет» Продолжатьупражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его.      
4 неделя Октября № 16 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. «Литературный калейдоскоп» Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Воспитывать желание знать больше литературных произведении. Развивать память и логическое мышление. Воспитатель сообщает детям, что хочет выяснить, не забыли ли они сказки, рассказы, стихотворения, знают ли загадки и считалки. «Я уверена, - говорит педагог, - что вы, дети старшей группы, много всего знаете и сумеете порадовать и меня, и своих товарищей. Итак, вспомним русские народные сказки, часто начинающиеся со слов «жили-были» и имеющие запоминающиеся концовки…». Если дети назвали лишь несколько сказок, воспитатель подсказывает, например: «В какой сказке была молочная река, кисельные берега?» («Гуси-лебеди».), «А как называется сказка, в которой хитрая лиса приходило с одной своей вещью, а уходила с другой? («Лиса-лапотница».)» «Кроме русских народных, мы с вами читали много других сказок. Буду рада, если вы их вспомните», - формулирует педагог новое задание. Не следует огорчаться, если результаты беседы будут неудовлетворительными. Такие опросы должны проводиться довольно часто как на занятиях, так и в свободное от занятий время, чтобы дети лучше запомнили материал. «Назовите свою самую любимую книжку», - предлагает педагог. Воспитатель просит детей назвать известные им рассказы, прочитать любимое стихотворение, вспомнить считалку и загадку. В заключение педагог загадывает детям загадку: Сложишь – клин, Развернешь – блин. (Зонт)   Показ, объяснение, похвала, указания, анализ работ, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы
1 неделя Ноября № 17 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Приобщатьдетей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Развивать интерес к поэзии. Развиватьвнимательность, логическое мышление, творчество. Педагог уточняет, какое время года и какой месяц стоит на дворе. «Всю неделю мы с вами смотрели и решали, какие цвета и цветовые оттенки характерны для осени, - продолжает занятие воспитатель. – Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым. Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее. Кра-со-та! А сейчас попробуйте закончить предложение, первую часть которого я произнесу: «На улице пасмурно и дождливо, поэтому…Когда на улице дождь и ветер, мы… В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы… Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что… Если бы на то была наша воля, мы бы…» Воспитатель читает детям трудное для восприятия, но завораживающее своей музыкальностью и красотой сравнений стихотворение И. Бунина «Листопад». Затем повторяет отрывки из стихотворения, предлагая детям вслушаться в строки: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…». «Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее», - продолжает разговор педагог и читает 2-3 стихотворения, например, А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»). Воспитатель выясняет у детей, какое стихотворение им особенно понравилось, и читает его еще раз. На занятий педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть иллюстрированные сборники стихотворений.   Показ, объяснение, похвала, указания, анализ работ, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы
1 неделя Ноября № 18 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Рассказывание по картине Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Закреплять умение слушать друг друга. Учить детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы в процессе составлении рассказов. Накануне нужно предложить детям рассмотреть картинки с изображением обитателей леса, саваны, моря. Затем на занятии один ребенок будет работать у фланелеграфа, а остальные дети схематично создавать картину на заданную тему на листах бумаги. По окончании работы ребята сообщают, у кого что получилось. Если этот вариант занятия будет детям по силам и увлечет их, то следует отграничиться созданием только одной картины – разработкой одной темы. цветные карандаши, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка) Беседа показ, объяснение, похвала, анализ работ, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы
2 неделя Ноября № 19 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомитьсо сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Воспитатель вместе с детьми вспоминает известные им русские народные сказки, повторяют как начинаются сказки, какими фразами заканчиваются.. Чтение сказки «Хаврошечка». Прочитав сказку, воспитатель просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации (Одноглазка, Треглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница…) «Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?» - педагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.) Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа). Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».   показ имитационное упражнение, объяснение, рассматривание эстетических привлекательных предметов (клубок), ситуативный разговор, пальчиковая гимнастика, выставка
2 неделя Ноября № 20 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш Упражнятьдетей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш. Развиватьфонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Учитьнаходить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; Совершенствоватьинтонационную выразительность речи;Отрабатыватьречевое дыхание. «Звук ш –это песня змеи, а звук Ж – песня жука. Услышав тот или иной звук, вы должны выполнить следующие упражнения: ш – зигзагообразный движение кистью руки от себя, на ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз.». Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. Читает стихотворение Р.Х. Фархади «Про ослика»: У ослика Был день рождения. И он принимал поздравления. Барбос ему сена принес, Коза подарила овес. Вошли торопливо барашки. Они принесли две ромашки. Тянули осленка за ушки Лошадки, овечки и хрюшки. И ушки росли-подрастали И к вечеру длинными стали. Воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш. «Поскольку у ослика «рождение», надо спеть ему песенку про каравай. Начало песенки вы будете петь вместе, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?» Воспитатель ставит перед детьми ослика (игрушку, картинка). Дети поют «Каравай» как сказала воспитатель. Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи. Картинка, игрушка ослики. Беседа Показ иллюстрации, объяснение, похвала, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы, интегрированная деятельность
3 неделя Ноября № 21 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Обучение рассказыванию Учитьдетей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки в сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).      
3 неделя Ноября № 22 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Завершение работы над сказкой «Айога» Приучатьдетей ответственно относиться к заданиям воспитателя.      
4 неделя Ноября № 23 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» Помочьдетям вспомнить известные им рассказы, познакомитьс рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков».      
4 неделя Ноября № 24 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» Учитьдетей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.      
1 неделя Декабря № 25 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Чтение стихотворений о зиме Познакомитьдетей со стихотворениями о зиме, приобщатьих к высокой поэзии.      
1 неделя Декабря № 26 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» Упражнятьдетей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); Вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). «Сегодня вы – хоккеисты, а я – комментатор радио и телевидения,» - говорит воспитатель. Итак, начинаем игру. Перед каждым из вас белое хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол. (Дети передвигают шайбу.) На протяжении игры педагог контролирует действия детей. «Устали? Не хотите ли пройти в наше кафе и выпить чашечку кофе?» -Будьте добры, две чашки кофе, - говорит мальчик (он подготовлен заранее). Если можно, со сливками. -Пожалуйста… Репортаж с хоккейного поля Следит за использованием детьми слов, обозначающих пространственные отношения. Чистые листы бумаги, кружки из толстого цветного картона или фишки (шайбы) Беседа, показ, объяснение, похвала, указания, наблюдение, поощрение, вопросы
2 неделя Декабря № 27 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Помочьдетям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В.Глоцера и Г.Снегирева), учить пересказывать ее.      
2 неделя Декабря № 28 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с], [ш]. Совершенствоватьслуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи. Упражнятьв образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных. «Если услышите звук с – изображать умывание, о если ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя, как змея. Затем называет слова со звуками с и ш. Нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с: сережки, шкаф, сазан… Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»: Пес шагал по переулку, Он жевал большую булку. Подошел Щеночек, Попросил кусочек. Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? Найди в стихотворении слова со звуком ш Дети рисуют решетки на листах бумаги и делают отметки в ячейках с помощью фишек. Скороговорки«У шоссе шалаш, шалаш у шоссе» (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее)   Листы бумаги, цветные карандыши Беседа показ, объяснение, похвала, проблемная ситуация, сюрпризный момент наблюдение, поощрение, вопросы, пальчиковые упражнения
3 неделя Декабря № 29 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце». Обогащатьречь существительными.Совершенствоватьинтонационную выразительность речи. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они фильм о хозяйке Медной горы и Даниле-мастере. Выясняет, какими богатствами владнла хозяйка Медной горы и что делал в ее сказочных дворцах Данила. Педагог сообщает, что фильм снят по произведению великого уральского сказочника Павла Бажова. «Сегодня я прочитаю вам другую сказку Павла Бажова. Называется она «Серебряное копытце», - говорит педагог. – Как вы думаете, о ком эта сказка?» Воспитатель читает сказку. Дает детям возможность осмыслить услышанное. Спрашивает, понравилась ли сказка, и кому какой эпизод особенно запомнился. Зачитывает 3-4 отрывка. Примечание. Эту спокойную сказку целесообразно читать детям перед сном, прослушивать в аудиозаписи. Можно предложить детям нарисовать Серебряное копытце или вылепить его из пластилина.   Беседа объяснение, похвала, проблемная ситуация, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы, ситуативный разговор.
3 неделя Декабря № 30 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой» Вспомнитьс детьми произведения С.Маршака.Помочь запомнитьи выразительночитатьстихотворение «Тает месяц молодой».      
4 неделя Декабря № 31 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К.Фофонова «Нарядили елку…» Развиватьтворческое воображение детей, помогатьлогично и содержательностроитьвысказывания.      
4 неделя Декабря № 32 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Дидактические игры со словами Учитьдетей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. Проверить, насколько богат словарный запас детей. «Игру в хоккей не забыли? Удар и где может оказаться шайба?» Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля. Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3-4 раза. «Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру «Доскажи словечко» (Подбери рифму), - очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи» Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»: На дворе снежок идет, Скоро праздник… (Новый год).   Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от… (ёлки)   Ветки слабо шелестят, Бусы яркие… (блестят) «А может, искрят? Шипят?» И качаются игрушки – Флаги, звездочки…. (Хлопушки)   Нити пестрой мишуры, Колокольчики…(Шары)   Рыбок хрупкие фигурки, Птицы, лыжницы…. (Снегурки)   Белоус и краснонос, Под ветвями Дед….(Мороз). Листы бумаги, «шайбы» (фишки) Рассматривание эстетически привлекательных предметов (фрукты, ягоды), уточнение, Беседа показ, объяснение, похвала, наблюдение, пальчиковая гимнастика, поощрение, вопросы, интегрированная деятельность
С 1 января по 10 января детский сад не работает в связи с праздничными днями С 10.01 по 15.01 недельные зимние каникулы у детей дошкольного возраста в соответствии СанПиН 2.4.1.2660 - 10  
  № 33 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза» Познакомитьдетей с новым художественнымпроизведением, помочь понять,почему это рассказ, а не сказка.      
  № 34 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Учить: -целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); -составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ; - по наблюдению рассказывать о содержании картины. Закреплять умение образовать близкие по смыслу однокоренные слова.   Беседа на тему «Времена года. Какое время года в данный момент?» Рассматривание картинки на тему «Зимние развлечения». Фронтальный опрос по данным картинкам. Составление плана рассказа. Рассказ одного ребенка. Картинки из серии «Зимние развлечения» Рассматривание иллюстрации, уточнение, показ, объяснение, указание, похвала, наблюдение, пальчиковая гимнастика, вопросы,
  № 35 Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, 2010г. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж Совершенствоватьслуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков з - ж  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...