Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники римского частного права




 

Понятие системы источников рчп.

Термин «источник римского частного права» имеет 2 значения:

1) способ, с помощью которого правило поведения становится нормой права, т.е. (а) общеобязательным, (б) формально определенным и (в) охраняемым государством – таких 4 способа:

· юридический обычай (или обычное право)

· законы Древнего Рима

· эдикты магистратов (эдиктальное право)

· деятельность юристов (юриспруденция)

2) материальный носитель информации о рчп, т.е. римские юридические памятники (институции Гая, законы XII таблиц)

 

Способы образования норм рчп. Общая характеристика.

 

а. Юридический обычай (обычное право).

Mos – лат. «обычай».

В теории права различаются 2 вида обычаев:

(1) Простой обычай – правило поведения, соблюдение которого вошло в привычку людей в результате многократного повторения на практике; не является источником права, т.к. обеспечивается только силой общественного мнения, а не государством. Впоследствии некоторые простые обычаи санкционируются государством, превращаясь в юридические обычаи.

(2) Юридический обычай – обеспечивается возможностью применения к нарушителю юридических санкций, т.е. охраняется государством. Наиболее яркий пример – законы XII таблиц, кот. приняты в 450-449 гг. до н.э. Это «законы», т.к. это кодифицированные обычаи гражданско-правового процесса, действие которых было подтверждено актом народного собрания. Государство в лице народного собрания санкционировало их обязательность. Включают в себя 10 таблиц о гражданском праве, 2 таблицы о граж-м процессе.

 

Как юридические обычаи соотносятся по силе с римским законом?

Это зависело от исторического периода развития римского общества и государства.

В период Республики (народное собрание, Сенат…) законы XII таблиц имели приоритет над законами народного собр-я.

В эпоху Принципата (аналог ограниченной монархии, хотя и без поста императора, Сенат возглавляет особое должностное лицо – Принцепс, кот. имеет право вносить законопроекты в Сенат). Действует теория юриста Юлиана (2 в. н.э.), согласно которой юридический обычай равен по силе закону Сената.

В эпоху Домината (абс-я монархия, император) законы принимает император, называются конституциями. Приоритет над обычаем. Юр. обычай теперь – второстепенный источник. (законы XII таблиц теряют силу)

 

б. Законы.

Закон – нормативный правовой акт, принятый определенным государственным органом ДР. Две классификации законов:

 

1) в зависимости от того, кто принимал закон:

а) в период Республики – законы принимались народными собраниями (lex); претор магистрата вносил зак-проект в народное собрание, назывался по имени претора (lex Furia – пр. про наследство)), Сенат затем одобрял или отклонял. В зависимости от того, кто участвовал в народном собрании:

plebiscitum – закон, принятый только плебеями в народном собрании,

populuscitum – закон, принятый плебеями и патрициями,

но на силу закона это не влияло.

/система сдержек и противовесов по-римски/

б) в период Принципата – народные собрания перестали созываться; законопроекты принимает Сенат и называют по имени принцепса, который вносит законопроект (senatus consultum) (… Neronianum)

в) в период Домината – законы принимаются императором и называются конституции (constitutio); 4-х видов:

· эдикт – распоряжения императора по общим вопросам

· рескрипт – распоряжение императора по частным вопросам (назначение на должность, развод…)

· мандат – акт, которым император назначает наместника (главу провинции) и определяет его права и обязанности

· декрет – решение императора по судебному делу в качестве последней, высшей инстанции

 

2) по внутренней структуре:

- несовершенные – закон без sanctio (пр.: закон Цинцея – ограничивал предельный размер акта дарения, но без санкции за нарушение…), редкость, хотя и бывает (пр.: певышение на 20 км/ч без наказания)

- менее совершенные – санкция включает в себя только (ii), т.е. противозаконный акт является недействительным, но за его совершение предполагается наказание (пр.: существовал закон, запрещавший вступать в брак не менее 10 мес. после смерти мужа (траурный год), если нарушение, о брак действительный, но родственники мужа могут заявить иск признать женщину бесчестной)

- совершенные – санкция имеет (i), но нет (ii) (действие недействительно, но нет наказания)

- более совершенные – санкция включает оба элемента (i) и (ii) (пр.: закон о запрете ростовщичества по ставкам более 6% в год – если выше, то акт недейств и штраф должнику)

Во внутреннюю структуру входило (аналогично современным законам):

a. praescriptio – вводная часть; включает дату принятия, название принявшего закон органа, название самого закона

b. rogatio – правила, устанавливаемые законом: что можно, что нужно, что нельзя

c. sanctio – неблагоприятные последствия нарушения закона – есть у всех, кроме несовершенных; включает в себя 2 элемента:

i. противозаконный акт признается недействительным

ii. лицо, нарушившее закон, привлекается к наказанию

 

в. Эдикты магистратов.

Система внутреннего управления в ДР была связана с административными органами – магистратами. Это административный орган со специальной компетенцией. К основным видам магистратов относились:

- магистраты по городским делам (аналог городских управ)

- магистраты по судебным делам

- магистраты по делам перегринов (аналог ФМС)

ð возглавлялись преторами

- магистраты по торговым делам

ð возглавлялись курульными эдилами

Претор и курульный эдил избирались на должность сроком на 1 год. При вступлении в должность произносили особую речь – эдикт. Эдикт имел особую нормативную часть – translaticia – правила особые, провозглашенные данным претором. После окончания полномочий translaticia сохраняла действие. (Пр.: норма о защите в случае нарушения мансипации.)

Совокупность преторских эдиктов – преторское право.

Совокупность эдиктов курульных эдилов – эдильное право.

В совокупности – эдиктальное право.

С усилением императорской власти нормотворчеству преторов приходит конец. Императорам не нравились противоречащие конституциям эдикты. Во 2 в. до н.э. при императоре Адриане происходит кодификация эдиктов магистратов => принимается закон о вечном эдикте (perpetuum edictum):

· те эдикты, которые вошли в кодификацию, сохранили силу,

· на будущее преторам запретили translaticia.

 

 

г. Деятельность римских юристов.

Первоначально деятельность римских юристов источником права не являлась. для судьи не обязательно. Опиралось на личный авторитет юриста. 3 в. н.э. – расцвет юриспруденции (Павел, Пульпинаан, Ульпиан), 4 в. н.э. (Иннокентий), 5 в. (Патриций), 6 в. (Трибониан).

Деятельность римских юристов по содержанию делилась на практическую и теоретическую.

Практическая:

i. cavere-scribere

ii. agere

iii. respondere

Впоследствии наиболее важное значение будет иметь respondere => потом превратится в ius respondendi.

Детально:

cavere-scribere – составление формул частно-правовых актов (составление проектов юридических документов – завещаний, договоров…)

agere – помощь юриста клиенту в рамках гражданского процесса (как иск, ходатайствовать, реплики…), но не включало в себя процессуальное представительство, т.к. первоначально в Риме добровольное процессуальное представительство не допускалось; т.о., можно было лишь посоветоваться с юристом, но говорит лицо за себя само, даже если речь на бумаге написана юристом

respondere – юридические консультации в широком смысле слова (как лучше передать им-во родственникам – дарение, купля-продажа, завещение?... и т.п.), т.е. иное, не связанное с cavere-scribere и agere; первоначально ответы на вопросы клиентов обязательной силы для судьи не имели, а представляли собой только частное мнение юриста по вопросу (как сейчас в романо-германской системе права, а у англо-саксонцев есть источник - доктрина); существенные изменения в 1 в. н.э. при императоре Августе (юрист Требаций – разъяснил, что принципам справедливости отвечает исполнение поручения передать часть наследства 3-м лицам => мнение юриста приобрело нормативный характер, т.е. стало источником права) – процесс формализован в конституции Константина в 321 г. н.э.: нормативный характер имеют мнения 3-х римских юристов: Папиниан, Павел и Ульпиан (первично мнение Папиниана в случае несогласия); наиболее известен закон о цитировании от 426 г. н.э. (норм. характер имеют мнения 5 юристов – те же + Гай и Модестин, а также мнения других юристов по конкретным вопросам, если на их мнение ссылаются эти пятеро – их труды имеют нормативных характер, т.е. на их труды можно ссылаться в суде; приоритет при коллизии по большинству, а если поровну, то приоритет мнения Папиниана).

Теоретическая - писали:

i. институции

ii. комментарии

iii. дигесты

iv. ребулы (сборники казусов и афоризмов)

Институции – учебники по праву по спец. системе (учение о лицах, о вещах, об исках).

Комментарии – примерно то же, что и сейчас, т.е. толкование юристами римских законов и эдиктов магистратов (сейчас – только законов).

Дигесты – теоретические труды юристов по различным вопросам (но не учебники по праву, которые должны охватить все темы).

Ребулы – сборники юридических казусов (задач, дел) и афоризмов. Сейчас это «практикум» или «сборник задач».

 

Римские юридические памятники.

Это источник права в форме материального носителя.

§ законы XII таблиц (кодекс юр. обычаев в области гражданского права (10) и процесса (2); из 12 частей, каждая написана на глиняной табличке) – 450-449 гг. до н.э.

§ институции Гая (учебник по праву Гая 2 в. н.э.; полностью дошел до нас, поэтому известен)

§ сентенции юриста Павла (учебник в форме ответов на вопросы сына Павла) – 3 в. н.э.

/«Ты не Павел – прекращай свои сентенции!» - если кто-то втирает юризматизм свой/

§ фрагменты Ульпиана (учебник, выдержки из сочинения Ульпиана «О правилах», полного текста нет)

§ кодексы (codex) – собрания императорских конституций

- к. Грегора – по имени чиновника, исполнивнего поручение имп. Диоклетиана (277 г. н.э.), не сохранился в полном виде

- кодекс Гермогениана – чиновник, издан через несколько лет после кодекса Грегора, подлинный текст не сохранился

- к. Феодосия (5 в. н.э.) – почти полный текст, но перевода пока нет

- к. Юстиниана – это не самостоятельный к., а часть более крупного юридического памятника =>

- фрагменты Ватикана – включал в себя некоторые императорские конституции, а также частично выдержки из работ известных юристов (обнаружено 15% в биб-ке Ватикана в 1821 г., написан в 5 в.н.э.)

- corpus iuris civilis – свод законов гражданских («Гражданское уложение императора Юстиниана», впервые провел кодификацию – создал комиссию из 10 лоеров, возглавлял юрист Трибониан); состоял из 4 частей:

i. кодекс Юстиниана – конституции до Юстиниана и принятые во время его самого, 529 г.

ii. институции Юстиниана – учебник по праву, написанный комиссией на основе 4-х лучших институций (Гая, Флорентина, Ульпиана, Марциана), 533 г.

iii. дигесты Юстиниана – отрывки из работ выдающихся римских юристов (цитируется 39 юристов), состоят из 50 книг, 533 г.

/первоначально уложение Юстиниана состояло только
из 3-х частей, потом добавились новеллы/

iv. новеллы – конституции, принятые после 529 г. до 565 г., а потом новая редакция – по 582 г.

В связи с изданием corpus iuris civilis произошла реформа в римском юридическом образовании. Перешли с 4-летнего на 5-летний курс. Все 5 лет изучался этот памятник.

 


Учение о лицах

 

План:

2.1. Правосубъектность лиц в Древнем Риме

2.2. Правовые статусы (состояния) лиц в Древнем Риме

2.3. Семейное право Древнего Рима. Брак в римском праве

2.4. Ограничение правосубъектности в Древнем Риме

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...