Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные идеи философии И. Канта.




РЕФЕРАТ

по дисциплине: Философия

 

Тема работы: Доказательство существования Бога в философии Иммануила Канта

 

 

Выполнил студент гр. _________ _________ / Андреев Павел Алексеевич /

 

Оценка: ___________

Дата: __________

 

Проверил:

руководитель работы _______ ________ /_________________________________/

 

 

Санкт-Петербург

2017 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..  
1. Основные идеи философии И. Канта...……...…………………………….  
2. Классические доказательства существования Бога………………………  
3. Критика классических доказательств существования Бога И. Кантом ……  
4. Теория существования Бога в философии И. Канта ……………………...  
Заключение …………………………………………………………………….  
Список использованной литературы..………………………………………...  

 

Введение

В процессе исторического развития философия И. Канта легла в основу немецкой классической философии и оказала огромное влияние на европейскую философию в целом. Основные идеи И. Канта в философии морали, религии, права вызывают противоречивые оценки и в настоящий период.

В истории европейской философии тема онтологического доказательства существования (бытия) Бога имеет богатую историю и является одной из значимых в области осмысления связи бытия и мышления. В православной истории подобных попыток доказательств бытия Бога, практически, не предпринималось. В православии вера в Бога является объектом интимных переживаний человека и не требует доказательств.

В настоящее время интерес исследователей философии Канта не ослабевает, об этом свидетельствует частое переиздание его сочинений, значительное число исследовательских работ и публикаций, посвященных данной тематике. В основном существует три противоречивых точки зрения в отношении религиозных воззрений И. Канта и доказательств существования Бога, в частности, для первой характерен религиозный взгляд; сторонники второй придерживаются позиции, признающей, что Кант, хотя и нанес удар по современным ему религиозным представлениям, однако, желал утверждения истинного христианства, не противоречащего разуму; в последнем случае представления Канта истолковываются в абсолютно антирелигиозном смысле. Кантовская критика классических доказательств существования Бога, является малоизученной темой, как правило, только вскользь затрагивается в исследовательских работах, посвященных философии Канта, хотя является достойной того, чтобы стать предметом отдельного исследования.

Стоит признать, что интерес автора реферата, возможно, как и других обывателей, к данной тематике возник в процессе прочтения романа М.Ф. Булгакова «Мастер и Маргарита», а именно: беседы «Воланда» и «Берлиоза» на «Патриарших прудах», -

«- Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?

- Увы! - с сожалением ответил Берлиоз, - ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может.

- Браво! - вскричал иностранец, - браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!».

Целью реферата является изучение основных идей философии религии И.Канта в отношении доказательств существования Бога.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- изучить основные периоды и идеи философии И. Канта;

- выявить основные доказательства существования Бога в «докантовский» период;

- основываясь на анализе философских трудов Канта изучить критические подходы к существовавшим доказательствам бытия Бога;

- выявить доказательства существования Бога с позиции философии Канта.

 

 

Основные идеи философии И. Канта.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге, умер в том же городе 12 февраля 1804 года. Почти всю свою жизнь он прожил в Кенигсберге. Его отец был ремесленником среднего достатка. Философ полагал, что его предки происходили из Шотландии, но, как недавно было установлено, на самом деле его прадед был выходцем из Литвы. Мальчик успешно окончил гимназию и шестнадцати лет поступил в университет.[1]

После учебы в университете «Альбертина» и нескольких лет учительства он стал университетским преподавателем, сначала приват-доцентом, а с 1770 года, после защиты четырех диссертаций Кант стал профессором философии, за три года до смерти оставил эту должность, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти.[2]

Одной из особенностей духовной жизни Германии того времени являлся — пиетизм. Это движение возникло на исходе XVII столетия как протест против духовного застоя и перерождения лютеранской церкви. Пиетисты отвергали обрядность, переносили центр тяжести религии на внутреннюю убежденность, знание текстов Священного писания и нравственное поведение. В дальнейшем пиетизм породил новую нетерпимость, выродился в фанатизм и экзальтированный аскетизм.[3] Биографы Канта ничего не сообщают нам о религиозных убеждениях Канта в зрелом возрасте и отмечают отсутствие интереса, граничащее с равнодушием, у философа к практике веры. Пиетистское мироощущение, значимое в его детстве, Кант подвергает критике и истолкованию в духе трансцендентализма. Ортодоксальное лютеранство Кант упрекает в пренебрежении человеческим разумом, чрезмерном доверии к Библии (с точки зрения Канта она обычный древний текст, чей огромный авторитет и некритический подход к которому может вредить моральному самоусовершенствованию человечества), наконец, он камня на камне не оставляет от основополагающих для лютеранства сотериологических принципов абсолютного предопределения и спасения только верой.[4]

В творчестве Канта выделяют два периода: «до-критический» (примерно до 1770 г.) и «критический». Для докритического периода характерны устремления Канта к естественно-научным темам. Главный труд Канта «докритического» периода – «Всеобщая естественная история и теория неба, или Попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона» (1755 г.). Трактат вышел анонимно и был посвящен королю Фридриху II, хотя кандидат философии Кант не делал секрета из своего авторства.

В этом труде Кант рисует картину развивающейся вселенной, естественным путем формирующейся из хаоса материи под воздействием сил притяжения и отталкивания.[5] Основной смысл работы заключался в тезисе - «…Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».[6]Отрицая роль Бога в создании Вселенной и опасаясь возможных обвинений в богоотступничестве Кант пишет - «Я избрал предмет, который по своей внутренней трудности, а также с точки зрения религии способен с самого начала вызвать у многих читателей неодобрение и предубеждение: найти то, что связывает между собой в систему великие звенья Вселенной во всей ее бесконечности; показать, как из первоначального состояния природы на основе механических законов образовались сами небесные тела и каков источник их движений,- претензия на это как будто далеко превосходит силы человеческого разума. Вместе с тем религия грозит торжественно выступить с обвинением против той дерзости, когда осмеливаются приписывать природе, предоставленной самой себе, такие следствия, в которых справедливо усматривают непосредственную руку Всевышнего, и опасается найти в нескромности подобных размышлений доводы в защиту богоотступничества. … Я решился на это начинание, лишь убедившись, что оно не противоречит требованиям религии».[7]

Другим важнейшим направлением теоретических изысканий Канта в докритический период была философская методология. Кант хотел отыскать способ превращения метафизики в точную науку. Но он не разделял популярного в то время мнения, что для достижения этой цели метафизика должна уподобиться математике. Кант доказывал, что методы этих наук разнятся. Математика конструктивна, метафизика - аналитична. Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления. И уже в докритический период Кант не раз высказывал мысль, что философ должен всячески сторониться произвольных измышлений. Иными словами, одной из главных проблем философии является вопрос о границах человеческого познания. Об этом Кант заявляет в одной из наиболее влиятельных работ докритического периода «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» (1766)[8] – «Совсем иначе обстоит дело с философским учением о духовных существах. Его можно завершить, но только в отрицательном смысле, а именно, твердо устанавливая границы нашего понимания и убеждая нас в том, что разнообразные явления жизни в природе и их законы - это все, что дозволено нам познать, тогда как самый принцип этой жизни, т.е. духовную природу, о которой не знают, а строят лишь предположения, нельзя мыслить положительно, так как для этого нет никаких данных во всей системе наших ощущений».[9]

Эта тема выходит на первый план в сочинениях критического периода, прежде всего «Критике чистого разума» (1781 г.). Вывод о невозможности познания чего-либо «чистым разумом» и за пределами сферы возможного опыта принимается за утверждение о невозможности познания вообще, за конечный вывод всего трактата.[10] Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не сводится к нему.

Основные принципы «Критики чистого разума» - «все созерцания суть экстенсивные величины», «реальное, составляющее предмет ощущения, имеет во всех явлениях интенсивную величину, т.е. степень», «опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий», «при всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается», «все изменения происходят по закону связи причины и действия» и др. рассматриваются как априорные законы природы. Познавая природу, человек всегда предполагает наличие этих законов. Поэтому познание невозможно без взаимодействия рассудка и чувств. Без рассудка чувственные созерцания слепы, а рассудочные понятия, лишенные чувственного наполнения, пусты. И тем не менее человек не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть к сверхчувственным основам мироздания, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога. В этом направлении его влечет разум.[11]

Кант исходит из различия между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Суждение типа «Все тела протяженны» аналитично, так как понятие тела уже включает в себя признак протяженности. Суждение «Вчера шел дож дь» синтетично, так как понятие вчерашнего дня не связано с дождливой погодой. Все опытные, эмпирические, суждения синтетичны.[12] Достижение теории познания Канта это синтез чувственности (сенсуализма) и рассудка (рационализма).

Уже была написана «Критика чистого разума», сформулированы основные идеи новой теории познания, уже увидела свет «Критика практического разума», излагающая этику — фундамент критицизма, но не хватало какого-то важного опосредствующего звена, которое укрепило бы провозглашенное мыслителем единство между теоретическим и практическим разумом. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой третий мир — мир красоты.[13]

Философская система Канта обретает более четкие контуры - он видит ее состоящей из трех частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной, оценочной («чувство удовольствия и неудовольствия») и волевой («способность желания»). В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы - теоретическая и практическая. Вторую - центральную - Кант пока называет телеологией - учением о целесообразности. Затем телеология потеснится и уступит место эстетике учению о красоте. Задуманное произведение под названием «Критика способности суждения» увидело свет в 1790 г. Расчленив эстетическое на две составные части — прекрасное и возвышенное, Кант показал связь каждой из этих частей с сопредельными способностями психики. Если прекрасное соотносит воображение с рассудком, то в восприятии возвышенного воображение соотнесено с разумом - законодателем поведения.[14]

В своем письме к С.Ф. Штойдлину, посланном вместе с экземпляром «Религии в пределах только разума», переизданной в 1793 году, Кант писал: «План, который я для себя составил, давно требует исследования области чистой философии с целью решения трех проблем: 1. Что я могу знать? (метафизика). 2. Что я обязан знать? (моральная философия). 3. На что я могу надеяться? (философия религии). Наконец, четвертый вопрос: Что есть человек? (антропология – предмет, лекции по которому я читал более двадцати лет)».[15]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...