Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические доказательства существования Бога.




На протяжении веков богословы и философы создали бесчисленное множество доказательств бытия бога. В богословских анналах католической церкви их насчитывается более сотни.

Основной чертой европейской средневековой философии является теоцентризм. Философия в данный исторический период тесно связана с теологией. Сочинения богословов нацелены на обоснование основ христианской веры, а философия является методологической основой, при этом не преследуя цели отыскания истины. Основная проблема средневековой философии это проблема соотношения веры и разума, которая рождает споры об универсалиях и различных способах доказательства бытия Бога с точки зрения философии и теологии.

Доказательства существования (бытия) Бога на протяжении веков создавались не только богословами (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Мальбранш), но и философами (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц). Иммануил Кант первый с чисто философских позиций свел все их к трем: онтологическому, космологическому и телеологическому. С этих пор эти доказательства получили название классических доказательств существования (бытия) Бога.

Для западноевропейской христианской традиции характерно обращение к рациональным методам для осмысления основоположений христианского вероучения. Онтологическое доказательство бытия Бога в рамках этой традиции имеет давнюю историю. Оно встречается уже у Плотина и у Августина. Затем в XI веке, Ансельм Кентерберийский построил онтологическое доказательство, которое признается классическим. Онтологическое доказательство приводит Н.Кузанский. Р. Декарт переформулирует доказательство Ансельма и усиливает его. В дальнейшем доказательство бытия Бога дают Н. Мальбранш и Б. Спиноза. Реставрацию онтологического доказательства находим у Фихте, Шеллинга и Гегеля. В общем и целом логическая схема рассуждений в онтологическом доказательстве может быть пред­ставлена в следующем виде:

- абсолютное совершенное существо обладает всеми совершенствами;

- существование является одним из возможных совершенств;

- совершеннее существовать в реальности, чем только в представлении;

- если бы Бог не существовал в реальности, он не был бы совершенным;

- Бог как существо со­вершенное должен иметь бытие ни в одном только нашем представлении, но и в реальности;

- следо­вательно, Бог существует и в представлении, и в реальности.[16]

Ансельму Кентерберийскому доказательство кажется очевидным и убедительным, посред­ством этого доказательства он хотел убедить не только в существовании Бога, но и показать абсурдность неверия. Ансельм был глубоко верующим человеком - поэтому он ставит веру выше разума. Эта позиция Ансельма выражена в его произведении «Прослогион», - «Не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь; ибо верую и в то, что если не уверую, не уразумею».[17] Он полагал, что для постижения Бога недостаточно разума, что путь постижения Бога - это не путь интеллектуальной деятельности. Разумеется, Ан­сельм рассматривал вопрос существования Бога в контексте своего личного духовного переживания, из осознания своей связи с Богом, из своего личного опыта. Ансельм явно прочувствовал и понял ту силу, с которой понятие Бога, проникая в самые глубины души, необходимо связано с полаганием существо­вания Бога. Для Ансельма «сказать в сердце своем и помыслить есть одно и то же».[18]

«Космологическое доказательство, как мне кажется, столь же старо, как и человеческий разум. Оно так естественно, так убедительно и до такой степени способно расширять круг размышлений вместе с развитием наших воззрений, что оно должно будет существовать до тех пор, пока в мире останется хоть одно разумное существо, склонное принять участие в этом благородном рассмотрении, дабы познать Бога из его творений».[19]

Доказательство второе, космологическое, исходные идеи космологического доказательства бытия бога возникли в античной философии. Заключение от движения к существованию виновника этого движения имеется у Платона в его «Федре». Также эта мысль развивается в 12-й книге «Метафизики» Аристотеля. Материя движется отправляясь от движения, которое порождено предыдущим движением, а предыдущее тем, которое породило его, философ приходил к выводу о существовании некоего внешнего источника движения, природа которого отличается от свойств приводимой им в действие материи. Так родилась идея Перводвигателя, активного первоначала, иначе говоря, Бога.

Однако, именно у Фомы Аквинского космологическое доказательство приняло тот вид, который впоследствии был канонизирован католической церковью. Впоследствии Лейбниц называл это доказательство contingentia mundi (мировой случайностью),[20] суть которого заключается в следующем:

- каждое следствие имеет свою причину;

- бесконечный поиск предыдущей причины бессмысленен;

- следовательно, должна существовать «беспричинная причина» - первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

И.Кант таким образом описывает космологическое доказательство - «Оно гласит: если нечто существует, то должна существовать также и безусловно необходимая сущность. По меньшей мере существую я сам, следовательно, существует и абсолютно необходимая сущность. … Это заключение слишком известно, чтобы необходимо было излагать его здесь подробно. Оно основывается на мнимотрансцендентальном естественном законе причинности, который гласит, что все случайное имеет причину, и если эта причина в свою очередь случайна, то она также должна иметь причину, пока весь ряд подчиненных друг другу причин закончится безусловно необходимой причиной, без которой он не был бы завершен. Далее это доказательство развивается следующим образом: необходимая сущность может быть определена только одним-единственным способом, т.е. лишь посредством одного из всевозможных противоположных предикатов, следовательно, она должна быть полностью определена своим понятием. Но возможно только одно понятие вещи, полностью определяющее вещь а ргіогі, а именно понятие об ens rеаlissimum. Следовательно, понятие всереальнейшей сущности есть единственное понятие, посредством которого можно мыслить необходимую сущность, значит, высшая сущность существует необходимо».[21]

В третьем - телеологическом (у Канта «физикотеологическом) - доказательстве речь идет о всеобщей целесообразности, которую мы обнаруживаем в природе. Подобно тому, говорят теологи, как часы или какой-нибудь другой механизм свидетельствует об их разумном создателе – человеке, так чудесная целесообразность в природе свидетельствует о разумном создателе всей Вселенной – Боге.[22]

В древней философии многие философы признавали (например, Сократ и Платон) телеологическое доказательство как одно из самых сильных и убедительных аргументов в защиту существования Высшего Разума. Вообще же телеологическое доказательство называется по преимуществу библейским, так как Священное Писание часто обращается к целесообразному устройству мира как наглядному доказательству мудрости Творца. В средневековье, например, Аквинат в своей Сумме теологии доказывает, что все тела, подчиняющиеся законам природы, ведут себя целесообразно, даже если они лишены сознания.

Кант о телеологическом доказательстве говорил, что оно представляет самый древний и самый подходящий для обыденного человеческого разума аргумент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...