История развития социологии как науки
Стр 1 из 7Следующая ⇒ УСР ПО СОЦИОЛОГИИ Тема 1 История развития социологии как науки ВАРИАНТ 1 Составьте мультимедийную презентацию или развернутый план-конспект на основе прочитанных разделов учебного пособия (8-16 слайдов или не более 5 страниц): 1. Формирование социальных знаний в эпоху античности (Платон, Аристотель). 2. Новые элементы в науке об обществе в эпоху Возрождения (Макиавелли, Гоббс, Локк). 3. Развитие элементов социологического знания в эпоху Нового времени. 4. Социальные взгляды французских просветителей (Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо) и социалистов-утопистов (Анри Сен-Симон). 5. Социологическая парадигма марксизма. 6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма. 7. “Понимающая” социология М. Вебера. 8. Интегральная социология” П.А. Сорокина. 9. Социологическая роль в России до начала ХХ века. 10. Основные школы и направления в современной социологии. 11. Теория идеального государства Платона прототип метода социологического реализма. 12. Социальные взгляды Аристотеля как прототип метода социологического номинализма. 13. Н. Макиавелли - выдающийся общественный мыслитель эпохи Возрождения. 14. Проблемы государства и общества, прав человека в учениях Т. Гоббса и Дж. Локка. 15. Развитие науки об обществе в творчестве французских просветителей и социалистов-утопистов. 16. Учение Аристотеля об обществе и личности. 17. Идеи социальной справедливости в раннем христианстве. 18. Утопия как социокультурное явление. 19. О. Конт об образовании и воспитании. 20. Марксистское учение об обществе. 21. Теория социокультурной динамики П. Сорокина. 22. Основные направления развития современной западной социологии. 23. Становление и развитие социологии в Беларуси.
24. 3. Воззрения на характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения. 25. Психологические школы в социологии. 26. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества. 27. Социальная инженерия как один из методов американской социологии. 28. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида). 29. Социологическая теория В. Парето. 30. Проблемы социокультурной динамики в социологии П. Сорокина.
Литература 1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с. 2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с. 3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с. 4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88. 5. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с. 6. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с. 7. История социологии: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 1997. – 380 с. 8. История социологии: учебник / по общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 595 с. 9. Капитонов, Э.И. Социология 20 века / Э.И. Капитонов – Ростов-на-Дону, 1996. –503 с. 10. Сорокин, П.А. Структурная социология / П. А. Сорокин.– М.: Наука. – 1992. – С. 156-175. 11. Сорокин П. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Наука, 1992. – 548 с. 12. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – С.7-15. 13. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 703 с.
14. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Наука, 1994. – 704 с 15. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1990. – 575 с. 16. Кондауров, В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение / В.И. Кондауров. – М.: Прогресс, 1992. – 425 с. УСР ПО СОЦИОЛОГИИ ТЕМА 1 История развития социологии как науки ВАРИАНТ 2
1. Почему О.Конт и Г.Спенсер считаются основателями социологии? 2. В чем сходство и различие во взглядах О.Конта и Г.Спенсера на социальную эволюцию? 3. Какие моменты анализа общества как социального организма используют О.Конт и Г.Спенсер? 4. Почему общую исследовательскую позицию О.Конта можно охарактеризовать как “социологический реализм”, Г.Спенсера - как “социологический номинализм”? 5. Какое содержание О.Конт и Г.Спенсер вкладывают в определение понятия “социальное”? 6. Есть ли у основоположников социологии идеи, которые сохранили свою ценность до настоящего времени? 7. Что для марксистской социологии является отправным пунктом в качестве метода анализа общества? 8. Какова, по Марксу, роль экономической необходимости для социальной, политической и духовной жизни? 9. В чем суть марксистского понимания классов? 10. Какова, по мнению Маркса, роль классовой борьбы в развитии общества? 11. Какую роль в социальной революции Маркс и Энгельс отводили вопросу о власти? 12. Как развивались взгляды Маркса и Энгельса на политическую власть? 13. В чем суть социологического метода Э.Дюркгейма? 14. Какую роль в социологической теории Э.Дюркгейма играет его теория социальных фактов? Что такое морфологические и духовные социальные факты? 15. Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и общества? 16. Какова связь проблем разделения труда и социальной солидарности в социологической теории Э.Дюркгейма? 17. Какое место в социологии Э.Дюркгейма занимают проблемы религии? 18. В чем смысл нормального и патологического состояния общества у Э.Дюркгейма? Что такое “аномия”? 19. Дайте характеристику особенностей основных этапов развития социальных учений до превращения социологии в самостоятельную науку об обществе.
20. Каковы причины возникновения социальных утопий? Назовите основные из них. 21. Выясните сходство и различие взглядов на образование, и воспитание представителей различных социологических направлений. 22. Какие положения марксистской теории актуальны сегодня? 23. Как О. Конт объяснял взаимосвязь эволюции общества и развития отдельного индивида? 24. В чем сущность органической социологии Г. Спенсера? 25. Почему в XX веке социология стала одной из ведущих общественных наук? 26. Какое влияние на развитие современной западной социологии оказал фрейдизм? 27. В чем сущность и значение теории постиндустриального общества? 28. Какие пути решения конфликта «человек—общество» обосновывают представители различных социологических направлений и школ? 29. Охарактеризуйте конфликтологическую парадигму марксизма. 30. Дайте характеристику социологического метода О. Конта. Литература
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 1 История развития социологии как науки ВАРИАНТ 3
1. Почему О. Конт считается основателем социологии? 2. В чем состоит сущность введенных О. Контом понятий «социальная статистика»? 3. Какова структура социологии в концепции О. Конта? 4. Каковы основные стадии развития общества в концепции О. Конта? 5. Основоположником какого метода в социологии считается О.Конт? 6. В чем проявилась непоследовательность О. Конта? 7. В чем сущность эволюционно-органицистского направления в социологии? 8. Каково соотношение понятий «структура» и «функция» в понимании Г. Спенсера? 9. В чем видел Г. Спенсер различие между обществом и организмом? 10. Каков, согласно Г. Спенсеру, критерий общественного прогресса? 11. Что понимал К. Маркс под базисом общества? 12. Какое содержание вкладывал К. Маркс в понятия «производительные силы» и «производственные отношения»? 13. Что, согласно К. Марксу, приводит к возникновению классовых конфликтов? 14. Какова роль, по К. Марксу, классовой борьбы и социальной революции в развитии общества? 15. Начертите схему общественно-экономической формации. 16. В чем заключается, согласно Э. Дюркгейму, своеобразие социальной реальности? 17. Что представляют из себя «социальные факты»? 18. Чем мотивирует Э. Дюркгейм самостоятельность социологии как науки? 19. Что такое социальная солидарность и какие ее виды анализирует Э.Дюркгейм? 20. В чем состоит разделение труда и какую роль оно, по мнению Э. Дюркгейма, играет в формировании социальной солидарности? 21. Что представляет из себя аномия и какую роль она играет в развивающегося общества? 22. Чем, согласно Э. Дюркгейму, обусловлено самоубийство, каковы его основные типы? 23. Что имел в виду М. Вебер, говоря о непосредственном и объясняющем понимании действий? 24. Какими признаками, согласно М. Веберу, обладает социальное действие? 25. В чем состоит сущность четырех типов социального действия, охарактеризованных М. Вебером? 26. Какие из множества социальных отношений, связывающих людей друг с другом, по Вашему мнению, являются наиболее важными?
27. Какие характерные признаки социальной организации выделял в качестве основных М. Вебер? 28. В чем усматривал М. Вебер характерные особенности социального института? Какие социальные институты, функционирующие в обществе, Вы знаете? 29. Что представляет собой демократическое господство и в чем оно отличается от господства традиционного и харизматического? 30. В силу каких причин протестантская этика, согласно М. Веберу, сыграла решающую роль в возникновении «духа капитализма» и становлении капиталистического рационального производства? Литература
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ ТЕМА 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|