Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития социологии как науки




УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

Тема 1

История развития социологии как науки

ВАРИАНТ 1

Составьте мультимедийную презентацию или развернутый план-конспект на основе прочитанных разделов учебного пособия (8-16 слайдов или не более 5 страниц):

1. Формирование социальных знаний в эпоху античности (Платон, Аристотель).

2. Новые элементы в науке об обществе в эпоху Возрождения (Макиавелли, Гоббс, Локк).

3. Развитие элементов социологического знания в эпоху Нового времени.

4. Социальные взгляды французских просветителей (Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо) и социалистов-утопистов (Анри Сен-Симон).

5. Социологическая парадигма марксизма.

6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

7. “Понимающая” социология М. Вебера.

8. Интегральная социология” П.А. Сорокина.

9. Социологическая роль в России до начала ХХ века.

10. Основные школы и направления в современной социологии.

11. Теория идеального государства Платона прототип метода социологического реализма.

12. Социальные взгляды Аристотеля как прототип метода социологического номинализма.

13. Н. Макиавелли - выдающийся общественный мыслитель эпохи Возрождения.

14. Проблемы государства и общества, прав человека в учениях Т. Гоббса и

Дж. Локка.

15. Развитие науки об обществе в творчестве французских просветителей и социалистов-утопистов.

16. Учение Аристотеля об обществе и личности.

17. Идеи социальной справедливости в раннем христианстве.

18. Утопия как социокультурное явление.

19. О. Конт об образовании и воспитании.

20. Марксистское учение об обществе.

21. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

22. Основные направления развития современной западной социологии.

23. Становление и развитие социологии в Беларуси.

24. 3. Воззрения на характер общественного устройства гума­нистов эпохи Возрождения.

25. Психологические школы в социологии.

26. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества.

27. Социальная инженерия как один из методов американс­кой социологии.

28. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).

29. Социологическая теория В. Парето.

30. Проблемы социокультурной динамики в социологии П. Сорокина.

 

Литература

1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.

2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.

3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.

4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.

5. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.

6. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с.

7. История социологии: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 1997. – 380 с.

8. История социологии: учебник / по общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 595 с.

9. Капитонов, Э.И. Социология 20 века / Э.И. Капитонов – Ростов-на-Дону, 1996. –503 с.

10. Сорокин, П.А. Структурная социология / П. А. Сорокин.– М.: Наука. – 1992. – С. 156-175.

11. Сорокин П. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Наука, 1992. – 548 с.

12. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – С.7-15.

13. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 703 с.

14. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Наука, 1994. – 704 с

15. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1990. – 575 с.

16. Кондауров, В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение / В.И. Кондауров. – М.: Прогресс, 1992. – 425 с.


УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1

История развития социологии как науки

ВАРИАНТ 2

 

1. Почему О.Конт и Г.Спенсер считаются основателями социологии?

2. В чем сходство и различие во взглядах О.Конта и Г.Спенсера на социальную эволюцию?

3. Какие моменты анализа общества как социального организма используют О.Конт и Г.Спенсер?

4. Почему общую исследовательскую позицию О.Конта можно охарактеризовать как “социологический реализм”, Г.Спенсера - как “социологический номинализм”?

5. Какое содержание О.Конт и Г.Спенсер вкладывают в определение понятия “социальное”?

6. Есть ли у основоположников социологии идеи, которые сохранили свою ценность до настоящего времени?

7. Что для марксистской социологии является отправным пунктом в качестве метода анализа общества?

8. Какова, по Марксу, роль экономической необходимости для социальной, политической и духовной жизни?

9. В чем суть марксистского понимания классов?

10. Какова, по мнению Маркса, роль классовой борьбы в развитии общества?

11. Какую роль в социальной революции Маркс и Энгельс отводили вопросу о власти?

12. Как развивались взгляды Маркса и Энгельса на политическую власть?

13. В чем суть социологического метода Э.Дюркгейма?

14. Какую роль в социологической теории Э.Дюркгейма играет его теория социальных фактов? Что такое морфологические и духовные социальные факты?

15. Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и общества?

16. Какова связь проблем разделения труда и социальной солидарности в социологической теории Э.Дюркгейма?

17. Какое место в социологии Э.Дюркгейма занимают проблемы религии?

18. В чем смысл нормального и патологического состояния общества у Э.Дюркгейма? Что такое “аномия”?

19. Дайте характеристику особенностей основных этапов развития со­циальных учений до превращения социологии в самостоятельную науку об обществе.

20. Каковы причины возникновения социальных утопий? Назовите основные из них.

21. Выясните сходство и различие взглядов на образование, и воспита­ние представителей различных социологических направлений.

22. Какие положения марксистской теории актуальны сегодня?

23. Как О. Конт объяснял взаимосвязь эволюции общества и развития отдельного индивида?

24. В чем сущность органической социологии Г. Спенсера?

25. Почему в XX веке социология стала одной из ведущих обществен­ных наук?

26. Какое влияние на развитие современной западной социологии оказал фрейдизм?

27. В чем сущность и значение теории постиндустриального общества?

28. Какие пути решения конфликта «человек—общество» обосновы­вают представители различных социологических направлений и школ?

29. Охарактеризуйте конфликтологическую парадигму марксизма.

30. Дайте характеристику социологического метода О. Конта.

Литература

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  5. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.
  6. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с.
  7. История социологии: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 1997. – 380 с.
  8. История социологии: учебник / по общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 595 с.
  9. Капитонов, Э.И. Социология 20 века / Э.И. Капитонов – Ростов-на-Дону, 1996. –503 с.
  10. Сорокин, П.А. Структурная социология / П. А. Сорокин.– М.: Наука. – 1992. – С. 156-175.
  11. Сорокин П. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Наука, 1992. – 548 с.
  12. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – С.7-15.
  13. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 703 с.
  14. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Наука, 1994. – 704 с
  15. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1990. – 575 с.
  16. Кондауров, В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение / В.И. Кондауров. – М.: Прогресс, 1992. – 425 с.

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1

История развития социологии как науки

ВАРИАНТ 3

 

1. Почему О. Конт считается основателем социологии?

2. В чем состоит сущность введенных О. Контом понятий «социальная статистика»?

3. Какова структура социологии в концепции О. Конта?

4. Каковы основные стадии развития общества в концепции О. Конта?

5. Основоположником какого метода в социологии считается О.Конт?

6. В чем проявилась непоследовательность О. Конта?

7. В чем сущность эволюционно-органицистского направления в социологии?

8. Каково соотношение понятий «структура» и «функция» в понимании Г. Спенсера?

9. В чем видел Г. Спенсер различие между обществом и организ­мом?

10. Каков, согласно Г. Спенсеру, критерий общественного прогресса?

11. Что понимал К. Маркс под базисом общества?

12. Какое содержание вкладывал К. Маркс в понятия «производи­тельные силы» и «производственные отношения»?

13. Что, согласно К. Марксу, приводит к возникновению классовых конфликтов?

14. Какова роль, по К. Марксу, классовой борьбы и социальной рево­люции в развитии общества?

15. Начертите схему общественно-экономической формации.

16. В чем заключается, согласно Э. Дюркгейму, своеобразие социальной реальности?

17. Что представляют из себя «социальные факты»?

18. Чем мотивирует Э. Дюркгейм самостоятельность социологии как науки?

19. Что такое социальная солидарность и какие ее виды анализирует Э.Дюркгейм?

20. В чем состоит разделение труда и какую роль оно, по мнению Э. Дюркгейма, играет в формировании социальной солидарности?

21. Что представляет из себя аномия и какую роль она играет в развивающегося общества?

22. Чем, согласно Э. Дюркгейму, обусловлено самоубийство, каковы его основные типы?

23. Что имел в виду М. Вебер, говоря о непосредственном и объясняющем понимании действий?

24. Какими признаками, согласно М. Веберу, обладает социальное действие?

25. В чем состоит сущность четырех типов социального действия, охарактеризованных М. Вебером?

26. Какие из множества социальных отношений, связывающих людей друг с другом, по Вашему мнению, являются наиболее важными?

27. Какие характерные признаки социальной организации выделял в качестве основных М. Вебер?

28. В чем усматривал М. Вебер характерные особенности социального института? Какие социальные институты, функционирующие в обществе, Вы знаете?

29. Что представляет собой демократическое господство и в чем оно отличается от господства традиционного и харизматического?

30. В силу каких причин протестантская этика, согласно М. Веберу, сыграла решающую роль в возникновении «духа капитализма» и становлении капиталистического рационального производства?

Литература

  1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Издат. группа Прогресс-Политика, 1992. – 608 с.
  2. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  3. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  4. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  5. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  6. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.
  7. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с.
  8. История социологии: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 1997. – 380 с.
  9. История социологии: учебник / по общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 595 с.
  10. Капитонов, Э.И. Социология 20 века / Э.И. Капитонов – Ростов-на-Дону, 1996. –503 с.
  11. Сорокин, П.А. Структурная социология / П. А. Сорокин.– М.: Наука. – 1992. – С. 156-175.
  12. Сорокин П. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: наука, 1992. – 548 с.
  13. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – С.7-15.
  14. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 703 с.
  15. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Наука, 1994. – 704 с
  16. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1990. – 575 с.
  17. Кондауров, В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение / В.И. Кондауров. – М.: Прогресс, 1992. – 425 с.

 

 

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...