Социальные институты, организации и процессы
Вариант 3
Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:
1. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эффект при этом наблюдается?
2. Какие общепринятые понятия организации существуют и как они связаны между собой?
3. Каковы основные подходы к понятию организации? Есть ли возможность синтезировать их, выделить общие черты?
4. Что представляет собой принципиальная схема организации, какие основные элементы она включает?
5. Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социальные структуры и как они соотносятся друг с другом?
6. Как можно охарактеризовать цели организации? Что нужно учитывать при постановке тех или иных типов целей?
7. В каком контексте мы должны изучать технологии в организации? Как можно использовать схему классификации технологий организации Ч. Перро для анализа процессов функционирования организаций?
8. Что представляет собой внешнее окружение организации? Из каких составных частей оно состоит? Какие стратегии может использовать организация при взаимодействии с внешним окружением?
9. В чем сущность процесса управления в организации? Какие можно выделить функции управления?
10. Что мы понимаем обычно под термином •бюрократия"? В чем состоит современное понимание бюрократической структуры? Как бюрократия влияет на процессы управления организацией?
11. Какой видит роль бюрократии в организации М. Вебер?
12. Каковы причины неэффективности бюрократического механизма по концепции Р. Мертона?
13. Расскажите, какие компоненты входят в структуру формальной организации.
14. Охарактеризуйте, какие требования предъявляет организация к индивидам, входящим в ее состав.
15. Раскройте сущность тех требований, которые индивид предъявляет к организации, в структуру которой он вступает.
16. Охарактеризуйте основные особенности организации.
17. Приведите определение социальной организации.
18. Опишите основные типы социальных организаций, раскройте специфику их деятельности.
19. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, разработанной М. Вебером, каким образом эти принципы применяются в управлении организациями.
20. Какие организации называются сложными, покажите их особенности.
21. Охарактеризуйте основные звенья (уровни) управления сложными организациями.
22. Покажите, каким образом внешняя социальная среда влияет на деятельность организации. Какие факторы такого влияния наиболее существенны?
23. Каким образом организация своими действиями может оказывать влияние на окружающую среду. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния организации на внешнюю среду.
24. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.
25. Дайте характеристику явных функций социальных институтов.
26. Какие социальные отношения становятся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?
27. Что такое социальный институт? Дайте исчерпывающее объяснение каждого компонента определения социального института.
28. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?
29. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как практически осуществляет свою деятельность социальный институт?
30. Как связаны индивидуальные роли с институциональным поведением?
Литература:
- Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
- Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
- Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
- Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
- Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
- Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 5
Социальная стратификация и мобильность
Вариант 1
Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:
- Как можно определить социальную стратификацию? Как взаимосвязаны понятия «социальная группа», «социальный институт» в социологической теории?
- Как взаимосвязаны понятия «классы» и «слои» в социологической теории?
- Сформулируйте основные положения теории элит, можно ли рассматривать теории элит как особое направление стратификационных исследований?
- Каким образом социальное неравенство формируется на основе ранговых показателей, какие формы неравенства могут существовать в современном обществе?
- Какие каналы социальной мобильности были проанализированы П.А.Сорокиным, определите степень их значимости для развития современного общества.
- Как можно определить социальную стратификацию? Какие основные системы стратификации можно выделить в современном обществе?
- В чем сущность теории стратификации К. Дэвиса и У. Мура? Каковы основные достоинства и недостатки этой теории?
- Что представляют собой социальные классы? Чем социальный класс отличается от социальной страты?
- Какое значение для индивидов имеет классовая субкультура? Каким образом усваиваются образцы классовой субкультуры?
- Что собой представляют понятия «маргинал», «маргинализация»?
- Какие модели классовой структуры характерны для Беларуси?
- В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия "социальная группа"?
- Какой научный смысл имеют такие понятия, как "агрегация", "категория" и "социальная группа"?
- В чем отличие социальной группы от других видов социальных общностей?
- Какое значение имеет социальный контроль для типологии и последующего анализа социальных групп?
- Дайте характеристику основных социальных групп в зависимости от степени социального контроля.
- Почему принято считать, что квазигруппы представляют собой необходимую ступень для формирования устойчивой социальной группы? Какие виды квазигрупп можно выделить в современном белорусском обществе?
- В чем разница между понятиями «интеллигент» и «интеллектуал»
- Каковы основные свойства аудитории? Почему аудиторию относят к квазигруппам?
- Каким образом может быть преобразована аудитория? К чему приводят неоднородность аудитории и ее пассивность?
- Выделите и опишите основные свойства и виды толпы как квазигруппы. Как меняется поведение отдельного человека в толпе?
- Каков механизм формирования поведения "человека толпы"? Как может быть преобразована толпа?
- Почему социологи уделяют значительное внимание изучению социальных кругов? Что является основной для существования социального круга? Как развиваются и во что трансформируются социальные круги?
- Каким образом из квазигрупп формируются устойчивые социальные группы? В каких случаях наблюдается распад квазигрупп?
- В чем состоит основное различие между первичными и вторичными группами? На что направлены взаимоотношения внутри первичных и вторичных групп?
- Почему понятие "малая группа" считается одним из самых неопределенных в социологии и социальной психологии? В чем заключаются качественные различия малых и больших групп?
- Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.
- Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и процессы управления их поведением? Какие вы можете назвать способы коммуникации в социальных группах?
- Какую роль и почему мы, прежде всего, выделяем из системы социальных ролей, характерных для данной группы?
- Какие типы лидеров обычно выделяются в социальной группе? В каких условиях может быть эффективен и полезен тот или иной тип лидера?
Литература
- Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
- Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
- Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
4. Булынко, Д.М. Приоритетные методологические подходы к изучению социальной структуры трансформирующихся обществ // Социология. – 2004. – № 3.
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
6. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Наука, 1999. – 632 с.
- Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Наука, 2002. – Ч. 2. – С. 2-24.
- Плахов В. Д Социальные нормы и отклонения // Социологические исследования – 1995. – № 11.
- Радаев, О.И. Социальная стратификация / О.И. Радаев, А.И. Шкаратан. - М.: Аспект-пресс, 1996. – 248 с.
- Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
11. Яковчук, В.Н. Экономическая социология: сокращенный курс: учеб. практ. пособие / В.Н. Яковчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 122 с.
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: