Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные институты, организации и процессы




Вариант 3

 

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

1. Что заставляет людей объединяться в ор­ганизации? Какой эффект при этом наблю­дается?

2. Какие общепринятые понятия организа­ции существуют и как они связаны между собой?

3. Каковы основные подходы к понятию ор­ганизации? Есть ли возможность синтези­ровать их, выделить общие черты?

4. Что представляет собой принципиаль­ная схема организации, какие основные элементы она включает?

5. Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социаль­ные структуры и как они соотносятся друг с другом?

6. Как можно охарактеризовать цели орга­низации? Что нужно учитывать при поста­новке тех или иных типов целей?

7. В каком контексте мы должны изучать технологии в организации? Как можно использовать схему классификации техноло­гий организации Ч. Перро для анализа про­цессов функционирования организаций?

8. Что представляет собой внешнее окруже­ние организации? Из каких составных час­тей оно состоит? Какие стратегии может ис­пользовать организация при взаимодейст­вии с внешним окружением?

9. В чем сущность процесса управления в организации? Какие можно выделить функ­ции управления?

10. Что мы понимаем обычно под термином •бюрократия"? В чем состоит современ­ное понимание бюрократической структу­ры? Как бюрократия влияет на процессы управления организацией?

11. Какой видит роль бюрократии в орга­низации М. Вебер?

12. Каковы причины неэффективности бю­рократического механизма по концепции Р. Мертона?

13. Расскажите, какие компоненты входят в структуру формальной организации.

14. Охарактеризуйте, какие требования предъявляет организация к индивидам, входящим в ее состав.

15. Раскройте сущность тех требований, которые индивид предъявляет к организации, в структуру которой он вступает.

16. Охарактеризуйте основные особенности организации.

17. Приведите определение социальной организации.

18. Опишите основные типы социальных организаций, раскройте специфику их деятельности.

19. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, раз­работанной М. Вебером, каким образом эти принципы применяются в управлении организациями.

20. Какие организации называются сложными, покажите их особенности.

21. Охарактеризуйте основные звенья (уровни) управления сложными организациями.

22. Покажите, каким образом внешняя социальная среда влияет на деятельность организации. Какие факторы такого влияния наи­более существенны?

23. Каким образом организация своими действиями мо­жет оказывать влияние на окружающую среду. Приведите при­меры положительного и отрицательного влияния организации на внешнюю среду.

24. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.

25. Дайте характеристику явных функций социальных институтов.

26. Какие социальные отношения становят­ся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?

27. Что такое социальный институт? Дайте ис­черпывающее объяснение каждого компо­нента определения социального института.

28. В чем причина необычайного разнообра­зия социальных институтов в современном обществе?

29. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как прак­тически осуществляет свою деятельность социальный институт?

30. Как связаны индивидуальные роли с ин­ституциональным поведением?

 

Литература:

 

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  5. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
  6. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2002. – 541 с.
  7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М.: Логос, 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 5

Социальная стратификация и мобильность

Вариант 1

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

  1. Как можно определить социальную стра­тификацию? Как взаимосвязаны понятия «социальная группа», «социальный институт» в социологической теории?
  2. Как взаимосвязаны понятия «классы» и «слои» в социологической теории?
  3. Сформулируйте основные положения теории элит, можно ли рассматривать теории элит как особое направление стратификационных исследований?
  4. Каким образом социальное неравенство формируется на основе ранговых показа­телей, какие формы неравенства могут су­ществовать в современном обществе?
  5. Какие каналы социальной мобильности были проанализированы П.А.Сорокиным, определите степень их значимости для развития современного общества.
  6. Как можно определить социальную стра­тификацию? Какие основные системы стратификации можно выделить в современ­ном обществе?
  7. В чем сущность теории стратификации К. Дэвиса и У. Мура? Каковы основные достоинства и недостатки этой теории?
  8. Что представляют собой социальные классы? Чем социальный класс отличается от социальной страты?
  9. Какое значение для индивидов имеет классовая субкультура? Каким образом усваиваются образцы классовой субкуль­туры?
  10. Что собой представляют понятия «маргинал», «маргинализация»?
  11. Какие модели классовой струк­туры характерны для Беларуси?
  12. В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия "социальная группа"?
  13. Какой научный смысл имеют такие поня­тия, как "агрегация", "категория" и "соци­альная группа"?
  14. В чем отличие социальной группы от других видов социальных общно­стей?
  15. Какое значение имеет социальный кон­троль для типологии и последующего ана­лиза социальных групп?
  16. Дайте характери­стику основных социальных групп в зависи­мости от степени социального контроля.
  17. Почему принято считать, что квазигруп­пы представляют собой необходимую сту­пень для формирования устойчивой соци­альной группы? Какие виды квазигрупп можно выделить в современном белорусском обществе?
  18. В чем разница между понятиями «интеллигент» и «интеллектуал»
  19. Каковы основные свойства аудитории? Почему аудиторию относят к квазигруппам?
  20. Каким образом может быть преоб­разована аудитория? К чему приводят не­однородность аудитории и ее пассив­ность?
  21. Выделите и опишите основные свойства и виды толпы как квазигруппы. Как меня­ется поведение отдельного человека в тол­пе?
  22. Каков механизм формирования поведе­ния "человека толпы"? Как может быть преобразована толпа?
  23. Почему социологи уделяют значитель­ное внимание изучению социальных кру­гов? Что является основной для существо­вания социального круга? Как развивают­ся и во что трансформируются социальные круги?
  24. Каким образом из квазигрупп формиру­ются устойчивые социальные группы? В ка­ких случаях наблюдается распад квазиг­рупп?
  25. В чем состоит основное различие меж­ду первичными и вторичными группами? На что направлены взаимоотношения внут­ри первичных и вторичных групп?
  26. Почему понятие "малая группа" считает­ся одним из самых неопределенных в со­циологии и социальной психологии? В чем заключаются качественные различия ма­лых и больших групп?
  27. Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.
  28. Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и процессы управления их поведением? Ка­кие вы можете назвать способы коммуни­кации в социальных группах?
  29. Какую роль и почему мы, прежде всего, выделяем из системы социальных ролей, ха­рактерных для данной группы?
  30. Какие типы лидеров обычно выделяют­ся в социальной группе? В каких условиях может быть эффективен и полезен тот или иной тип лидера?

Литература

 

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.

4. Булынко, Д.М. Приоритетные методологические подходы к изучению социальной структуры трансформирующихся обществ // Социология. – 2004. – № 3.

  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.

6. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Наука, 1999. – 632 с.

  1. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Наука, 2002. – Ч. 2. – С. 2-24.
  2. Плахов В. Д Социальные нормы и отклонения // Социологические исследования – 1995. – № 11.
  3. Радаев, О.И. Социальная стратификация / О.И. Радаев, А.И. Шкаратан. - М.: Аспект-пресс, 1996. – 248 с.
  4. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.

11. Яковчук, В.Н. Экономическая социология: сокращенный курс: учеб. практ. пособие / В.Н. Яковчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 122 с.

 

 

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...