Общество как социальная система. Взаимодействие личности и общества сквозь призму социального развития
ВАРИАНТ 1 Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов: 1. Каково соотношение понятий «природа» и «общество», «природное» и социальное»? 2. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого важнейшего для социологии явления. 3. Что такое социальные действия, социальные связи и социальные взаимодействия? 4. Что собой представляет общество как целостная социальная система и каковы ее основные структурные элементы? 5. Что такое социальные группы и социальные общности? 6. Какое место в структуре общества занимают социальные институты и социальные организации? 7. Какую роль в жизни общества играют социальные ценности и нормы? 8. Каково место личности в социальной структуре общества? 9. Что такое социальный статус и социальная роль? 10. В чем состоят методологические основы типизации обществ? 11. Каковы современные научные концепции формирования человеческой личности? В чем их основной смысл и различие? 12. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека? 13. В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности? Почему мы не можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне? 14. В чем состоит основной принцип теорий, признающих решающую роль физического окружения в формировании личности? Кто был сторонником "географического подхода" к изучению личностных черт человека? 15. Что дает личности уникальный индивидуальный опыт? Как он дополняет групповой опыт и каковы его последствия? 16. Для чего в социологии необходимо изучать различные виды социальных связей? 17. Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов?
18. Каким образом пространственные контакты могут изменять поведение человека? 19. Каковы психологический механизм контакта заинтересованности и побудительные причины таких контактов? 20. От каких факторов зависит контакт заинтересованности? 45. Что мы понимаем под ролевым поведением? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли? 21. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти два понятия? 22. Как влияет неадекватная ролевая подготовка на процесс исполнения ролей? Почему мы говорим, что в современных обществах именно ролевая подготовка является во многих случаях источником социального напряжения и конфликтов? 23. Какие основные виды действий совершает человек для защиты своего «Я» от ролевых напряжения и конфликта? 24. В чем сущность таких способов действий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей? В чем состоят основные различия этих способов действий? 25. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отличаются социальные отношения от социальных взаимодействий? 26. Как культура влияет на развитие личности? Что представляет собой модальная личность? 27. Опишите процесс формирования личности в результате группового опыта. Что представляет собой процесс социализации личности? 28. Как Ч. Кули описывает процесс социализации личности в группе? Какое значение имеет в его теории понятие зеркального «Я»? 29. Что означает понятие "обобщенный другой" в концепции Дж. Мида? Какое значение имеет принятие других ролей в процессе формирования личности? 30. В чем сущность концепции "значимого другого" при усвоении личностью социальных норм группы или общества? Литература
Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ ТЕМА 2 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВАРИАНТ 2 Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов: 1. Какие необходимые условия должны соблюдаться при возникновении контактов обмена? 2. На каком предмете сосредоточивается внимание участников обмена? 3. Какое значение имеют социальные контакты в изучении социальных структур и процессов, происходящих в обществе? 4. Что понимал под социальным действием М. Вебер? Какими, по его мнению, особенностями обладает социальное действие? 5. Какие сложности могут возникнуть у исследователя при отделении социального действия от так называемых природных, или естественных, действий? 6. Каковы составляющие любого социального действия? Какую роль играет внешняя среда при осуществлении социальных действий? 7. Какова последовательность совершения социального действия? Какую роль играет потребность индивида и мотив в совершении социального действия? 8. В чем важность изучения социального действия для анализа социальных явлений? 9. В чем состоит объективная необходимость перехода от изучения социальных действий к изучению социальных взаимодействий? 10. Какое влияние оказывают взаимные ожидания людей на характер их взаимодействий?
11. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности? 12. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой? 13. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения? 14. Опишите процесс ролевого обучения ребенка взрослым ролям. Какое значение имеет подражание в процессе такого обучения? 15. Что такое предписанные статусы? Существуют ли предписанные статусы в современном индустриальном обществе? 16. Как предписанные роли влияют на поведение людей? Как они связаны с культурой общества? 17. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современных обществах? 18. В чем состоит специфика поведения людей в обществе, где в основном существуют достигаемые статусы? 19. Каковы положительные и отрицательные стороны достигаемых статусов? Существует ли общество, в котором наблюдаются только достигаемые статусы? 20. Что мы понимаем под ролевым поведением? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли? 21. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти два понятия? 22. Как влияет неадекватная ролевая подготовка на процесс исполнения ролей? Почему мы говорим, что в современных обществах именно ролевая подготовка является во многих случаях источником социального напряжения и конфликтов? 23. Какие основные виды действий совершает человек для защиты своего Я от ролевого напряжения и конфликта? 24. В чем сущность таких способов действий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей? В чем состоят основные различия этих способов действий? 25. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отличаются социальные отношения от социальных взаимодействий? 26. Что дает личности уникальный индивидуальный опыт? Как он дополняет групповой опыт и каковы его последствия? 27. Для чего в социологии необходимо изучать различные виды социальных связей?
28. Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов? 29. Каким образом пространственные контакты могут изменять поведение человека? 30. Что мы понимаем под ролевым поведением? Литература.
Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ ТЕМА 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|