Общество как социальная система. Взаимодействие личности и общества сквозь призму социального развития
ВАРИАНТ 3
Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:
- Почему выделяют отношения зависимости и власти из всех других типов социальных отношений?
- Что представляет собой социальная зависимость? Каким должно быть поведение зависимой и доминирующей системы?
- Как классифицируется социальная зависимость на основе типа ее функционирования?
- Чем отличаются структурный и латентный типы зависимости?
- В чем состоит значение отношений власти для людей, живущих в обществе?
- Из каких основных компонентов состоят отношения власти?
- Как связаны между собой отношения зависимости и власти? В чем состоит их основное различие?
- Что следует понимать под основаниями власти? Дайте характеристику каждому основанию власти.
- Какова принципиальная схема, показывающая сопротивление, которое оказывается власти? Какие последствия наблюдаются в результате такого сопротивления?
- Какие социальные отношения становятся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?
- Что такое социальный институт? Дайте исчерпывающее объяснение каждого компонента определения социального института.
- В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?
- Как связаны между собой социальные группы и социальные институты? Как практически осуществляет свою деятельность социальный институт?
- Каким образом происходит процесс институционализации? Какова роль культурных норм на начальном этапе формирования социального института?
- Какова последовательность процесса институционализации? В чем состоит значение каждого из этапов этого процесса?
- Как связаны индивидуальные роли с институциональным поведением?
- Что представляют собой общие институциональные признаки? Как они проявляются в деятельности социальных институтов?
- Опишите проявления институциональных признаков в пяти основных институтах, существующих в современном обществе.
- В чем значение идеологии для функционирования социального института? Что может случиться, если идеология будет неэффективной?
- Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?
- Почему многие ученые-социологи говорят, что при изучении социальных институтов наиболее важным и трудным моментом является выделение и изучение латентных функций?
- Как латентные функции влияют на взаимосвязи между различными институтами? Приведите примеры таких взаимосвязей.
- Какие признаки могут служить примером экспансии социальных институтов и их автономии по отношению друг к другу?
- Как можно представить сущность такой важной характеристики общества, как гетерогенность? Как можно измерять гетерогенность?
- В чем состоит объективная необходимость перехода от изучения социальных действий к изучению социальных взаимодействий?
- Какое влияние оказывают взаимные ожидания людей на характер их взаимодействий?
- Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?
- Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой?
- Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения?
- Каковы составляющие любого социального действия? Какую роль играет внешняя среда при осуществлении социальных действий?
Литература.
- Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
- Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
- Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
- Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
- Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
- Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект /
Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.
- Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н.Толстова – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.
- Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Юрист, 2004. – 270 с.
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 3
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
ВАРИАНТ 1
Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:
1. Каковы, на ваш взгляд, различия между обществом и культурой?
2. Что дает более глубокое понимание древней культуры — изучение руин, скульптур, посуды из раскопок или нематериальной культуры в виде литературы, писем и документов? Почему?
3. Каким образом возникают обычаи и как они переходят в нравственные нормы? Что означает утверждение о том, что установленные нравственные нормы действуют автоматически?
4. В чем состоит основное различие между обычаями, нравственными нормами, институциональными нормами и законами?
5. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.
6. Выберите какую-либо профессиональную группу и опишите особенности поведения, характерные для субкультуры данной группы.
7. Позитивное или негативное влияние оказывает этноцентризм на социальные группы? В каких случаях проявляется такое влияние?
9. Известно, что культура может рассматриваться как негативное или позитивное явление в жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений?
10. Чем отличаются символические коммуникации среди людей от коммуникаций, основанных на инстинктах, существующих среди животных?
11. Какое значение имеет язык для человеческой культуры? Какие изменения в культуре произошли после появления письменности?
12. Приведите примеры взаимного влияния языка и культурных норм и ценностей.
13. Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общества?
14. Каковы основные положения эволюционистской точки зрения на развитие культуры? В чем заключается слабость традиционной теории эволюции?
15. Как можно объяснить развитие культуры с точки зрения диалектического подхода? В чем отличие этого подхода от эволюционистской точки зрения?
16. Какие ключевые моменты можно выделить в процессе распространения культуры? Почему мы говорим, что любой культурный образец является продуктом коллективного творчества?
17. Что такое социальная жизнь и каковы ее основные предпосылки и факторы? В чем проявляется воздействие культуры на социальную жизнь?
18. Что значит социализация как стержень социальной жизни? Каковы ее основные стадии, влияние культуры на процесс социализации?
19. Что такое институционализация и каков ее механизм, влияние культуры на этот процесс?
20. Что такое социальные ценности? Какова их роль в процессе формирования социальных отношений?
21. Каковы основные характеристики распределения ценностей в социальных группах? Дайте наиболее общую классификацию ценностей.
22. Какие два условия должны выполняться для того, чтобы в результате обмена ценностями сложились социальные отношения?
23. Приведите примеры возникновения социальных отношений исходя из наличия определенных видов потребностей и ценностей у различных групп индивидов. Какой обмен ценностями наблюдается во всех этих слоях?
24. Каков механизм появления социальных стереотипов? Можно ли говорить об истинности или ложности социального стереотипа? Обоснуйте ваш ответ.
25. Охарактеризуйте культурные универсалии.
26. В чём сущность теории социокультурной динамики П. Сорокина?
27. Что представляют собой предметы материальной и духовной культуры?
28. Как вы понимаете значение термина «цивилизация»?
29. Что такое «субкультура», какие разновидности субкультур существуют?
30. Что представляют собой культурные артефакты?
Литература:
- Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004. – 368 с.
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
- Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М.: Наука, 1996. – 280 с.
- Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
- Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
- Лапин, Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н.И. Лапин. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 783 с.
- Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Изд-во «Прогресс», 1978. – 254 с.
- Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Наука, 1976. – 305 с.
9. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука, 1994. – С.7-15.
- Сорокин, П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Наука, 1992. – С. 32-155.
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 3
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
ВАРИАНТ 2
Составить кроссворд по данной теме (10-15 понятий).
УСР ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: