Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные особенности мусульманского права.




 

Само понятие «мусульманское право» многозначно. В широком смысле под ним следует понимать комплекс тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов, включающих в себя нормы права и религиозно-нравственные правила поведения. Этот целостный механизм социального регулирования называется «шариат» – путь следования. В узком смысле мусульманское право – это система юридических норм, тесно связанных с религией, но выступающих в качестве правовых регуляторов, обеспечиваемых государственной властью. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. К первой из них относятся:

3. Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность;

4. Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

Ко второй группе норм относятся:

3. Иджма – норм, сформулированных мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов);

4. Кийас – суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила.

Особенность мусульманского права заключалась в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями, которые, прежде всего, и определяли его действенность. Мусульманское право - это единство положений правового, религиозного и морального характера. В нем религия органически входит в ткань правовой материи. Этико-религиозные начала мусульманского права, как во многом и конфуцианство в Древнем Китае, составляли образ жизни народа, определяли своеобразие особой цивилизации. Мусульманское право было преимущественно частным правом.

Поскольку Мухаммед считался у мусульман шарьей - законодателем, постольку первым, основным источником мусульманского права являлся шариат. Нормы шариата изложены в Коране - книге, в которой записаны изречения Мухаммеда, и Сунне ~ дополнении к Корану, содержащем запись решений, вынесенных Мухаммедом. Второй источник мусульманского права - фетва. Она включала в себя толкования шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства. Третий источник - адаты (правовые обычаи) - мог применяться лишь в том случае, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, фетвой. Четвертый источник - кануны ~ постановления халифов, имевшие обязательную правовую силу.

Замедленные темпы экономического и социального развития, переплетение права с религией объясняют стабильность норм мусульманского права. Этим же обусловлено и сохранение в мусульманском праве пережитков первобытнообщинного строя. Однако стабильность права не была абсолютной - когда того требовало общественное развитие, изменения и дополнения вносились под предлогом уточнения или разъяснения уже существующих норм.

Следует отметить, что распад Арабского халифата не повлиял на действенность мусульманского права, которое стало правом целого ряда стран Азии и Африки, принявших ислам. Своеобразие и оригинальность мировосприятия и нравственно-правовых представлений раннего возраста народа, закрепленные в религии, на многие века определили неповторимость мусульманского права.

На правовое положение населения в мусульманских странах влияло сохранение пережитков первобытнообщинного строя. Освященные мусульманской религией пережитки прошлого, трактовавшиеся как равенство всех верующих в Аллаха, оказались исключительно живучими. Привилегии господствующего класса не получили полного закрепления в праве. Чего-либо равного привилегированному положению брахманов и кшатриев в древней Индии, дворянства и духовенства в феодальной Европе Арабскому халифату не было известно. Свободные крестьяне, исповедовавшие мусульманскую религию, все же не обладали равенством прав с представителями господствующего класса, они подвергались усиленному налоговому обложению.

В Арабском халифате не было правового равенства между мусульманами и немусульманами. Например, зиммиям (иудеям, христианам и др.) запрещались браки с мусульманами, не разрешалось ездить на лошадях и т.д. Характерная черта мусульманского права - открытое закрепление преимуществ мусульман над «неверными». Даже раб-мусульманин в правовом отношении имел ряд преимуществ по сравнению со свободным немусульманином. Немусульмане платили особые налоги: джизью - подушную подать и харадж - земельный налог. Вопреки мусульманским догматам не пользовались всей полнотой прав даже принявшие мусульманство побежденные народы.


69. Основные источники мусульманского права.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Kopaн – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

 

КОРАН, СУННА - Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является священная книга ислама – Коран, состоящий из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570?–632). Коран – бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются. Юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).

Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – зто сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников1.

Два крупных доктора ислама – Эль-Бокхари и Мослем – в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу мусульманской веры, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.

Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только ада-ты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

 

ИДЖМА - Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников1. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше.

Для того, чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство – это единство компетентных лиц – фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона. Коран, Сунна и иджма – вот три источника мусульманского права, но это источники разного плана. Коран и Сунна – основные источники. Исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы фикха. Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к двум первым источникам. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-правовая школа может сложиться в наше время. Однако, именно опираясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты мусульманского права пытаются найти ответ для решения современных проблем. Так обстоит дело, например, при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи человеческих органов.

Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкрепляют мнение, высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному выражению Сноук-Юргронье, – пишет Эдуард Ламбер, – иджма в настоящее время представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Коран и Сунна – это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий уважению ортодоксальности акт, как и верующий католик, который хотел бы сам установить смысл церковных текстов, изданных в подтверждение ее догм... Этот третий источник мусульманского права – иджма – имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению».

КИЯС - Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в X веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от Юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.


70. Мусульманское право и позитивные правовые системы мусульманских стран.

 

Позитивные правовые системы мусульманских стран в их современном виде различны между собой, так как общественное развитие этих стран очень разнообразно, а традиции также далеко не одинаковы. Египет, Мали, Пакистан, Индонезия различны со многих точек зрения. Общую картину правовых систем мусульманских стран в связи с этим дать очень трудно. Однако некоторые общие черты следует установить, выделив при этом три группы стран.

Первую группу составляют страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками: Советские республики Средней Азии, а также Албания. В этих государствах, основанных на принципах марксизма-ленинизма, ислам не признается государством; здесь не стремятся сохранить мусульманское право, рассматриваемое как проявление обскурантизма. Право этих республик, следовательно, - светское право, стремящееся установить общество нового типа, основанное на совершенно иных принципах, нежели принципы ислама. Мусульманское право здесь не применяется судами. Возможно, оно соблюдается тайно среди населения.

Вторую группу составляют, напротив, государства, наименее затронутые современными идеями. Саудовская Аравия, ЙАР, Аден, эмираты Персидского залива - вот наиболее типичные представители данной группы. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически - по нормам обычного права, которое признает превосходство и совершенство мусульманского права, но часто с ним расходится.

Третью группу составляют государства, в которых мусульманское право, более или менее сведенное прецедентами к обычаю, сохранилось только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, затрагивающих личный статус и религиозные учреждения, иногда земельный режим, в то время как имеется "современное" право, регулирующее новые сферы общественных отношений.

Эта группа в свою очередь подразделяется на две подгруппы в зависимости от того, было ли указанное современное право выработано по образцу общего права (Пакистан, Индия, Малайзия, Нигерия) или по образцу французского права (африканские государства с французским языком, ряд арабских государств) или права голландского (Индонезия).

Особый случай - Судан. В этой стране еще в 1900 году Ордонанс о правосудии по гражданским делам предписал судам восполнять пробелы права, основываясь на "справедливости и сознании". Под прикрытием этой формулы были восприняты многие нормы английского права. Однако, стремясь сблизиться с другими странами французского влияния, Судан попытался изменить ситуацию, приняв в 1971-1972 годах кодексы, построенные на модели египетских. Однако эта реформа плохо реализовалась и проблема требует нового решения.

Другой особый случай - Турция. Страна неарабская, политически и экономически тесно связанная с Западной Европой. Турция занимает особое место среди стран с мусульманским населением. С точки зрения чисто юридической Турция, однако, меньше отличается от других мусульманских стран, чем это можно было предположить сорок лет назад. Кемалистская революция, реципировавшая, в частности, в 1926 году швейцарский Гражданский кодекс, не была таким полным разрывом с прошлым, как это иногда полагают. Она лишь выявила и, возможно, ускорила эволюцию, которая началась с 1839 года, когда священная хартия Гюльхане открыла эпоху, называемую Танзиматом. Наиболее удивительным было принятие Турцией в 1926 году личного статуса, семейного права и права наследования европейского образца, которое порывало с традиционными мусульманскими понятиями. Турки тогда осудили многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. С тех пор все эти реформы были осуществлены или осуществляются во многих мусульманских странах, и здесь Турция была первой, но не единственной страной.

Многие страны с мусульманским населением выражают ныне стремление построить социализм. Вопрос лишь в том, какой социализм имеется в виду и в какой мере окажется совместимым создаваемое государство социалистического типа с принципами исламской цивилизации и права.


71. Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе.

 

Заслуга в разработке основ организации и деятельности шариатских судов принадлежит мусульманской правовой доктрине, которая традиционно уделяла особое внимание этой проблематике.

 

Особое место в регулировании имущественных отношений принадлежит институту гражданского права вакуфу. Вакуф — это собственность, чаще всего недвижимая, отказанная государством или частным лицом на религиозно-благотворительные цели. По мусульманскому праву, лицо, отдавшее вещь в вакуф, теряло право собственности на неё, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфа (мутавали). Имущество, завещанное в пользу религиозного учреждения, по мусульманскому законодательству считалось собственностью этого учреждения. Оно не могло быть объектом купли-продажи, дара или завещания. Не подлежало и государственному обложению. Мусульманское право не знает торгового права в качестве самостоятельной отрасли, однако уделяет внимание разным формам коммерческих

 

Кроме указанных отраслей в мусульманской системе права имеются:

1) «властные нормы» — система норм, регулирующих сферу государственно-правовых и административно-правовых (в том числе финансовых) отношений;

2) судебное право — система норм, регламентирующих порядок создания, функционирования и компетенцию органов, призванных осуществлять правосудие — религиозных судов кади, судов полицейской юрисдикции, юрисдикции инспектора рынка, юрисдикции справедливости халифа или его представителей;

3) международное право (сийар) — система норм, регулирующая как взаимоотношения мусульманского государства на международном уровне, так и между мусульманами в пределах страны. Это не только регламентация вопросов войны и мира, но и отношений мусульманской общины с представителями иных религий, правовых статусов разных групп населения в зависимости от их отношения к исламу. Нормы международного права обеспечиваются наравне с иными внутригосударственными нормами одними и теми же средствами.

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами.

«Властные нормы» (отрасль государственного и административного права) требуют, чтобы правитель был мусульманином. В число полномочий главы государства входит защита интересов ислама и контроль над выполнением правоверными религиозных обязанностей.

Судебное право (в том числе процессуальные правовые отрасли) включает нормы о возможности только мусульманина занимать должность судьи. Доказывать свою невиновность можно принесением клятвы именем Аллаха. В отдельных случаях (при обвинении мужем своей жены в супружеской неверности) достаточно свидетелю-мусульманину дать религиозную клятву, чтобы её признали юридическим фактом. При вынесении решения судья может руководствоваться нормами мусульманского права, разработанными различными мусульманскими правовыми школами, что дает ему свободу широкого усмотрения.

Международное право имеет в своей основе религиозную идею о существовании двух «миров» — «мира ислама» и «мира войны». В соответствии с ней регулируются международные отношения. Внешняя политика ориентируется на «мир ислама» и основана на «мусульманской солидарности», состоящей в защите интересов всех мусульман, включая и проживающих в других государствах. «Институт джихада», который до сих пор не утратил своего значения, требует вести войну с отступниками ислама или «неверными», которые выступают против мусульман.

В XXI век мусульманские страны вступают с системой отработанных (с разной степенью совершенства содержания и механизма реализации) отраслей и подотраслей права — уголовного, брачно-семейного, наследственного, обязательственного, права собственности, системы судоустройства и др. Ныне активно развиваются такие отрасли права как конституционное, административное, судебное, международное. У этих отраслей права разная степень обремененности религиозными мусульманскими канонами: больше — в личном и семейном праве, меньше — в уголовном и фискальном.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...