Понятие, структура, особенности ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии. Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с изучением человеческого поведения, побуждений и мотивов. Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским [71] придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы: 1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. 2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков. 3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, Э. Фромм отмечает, что нельзя игнорировать то, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. Ученый считает, что у каждого человека имеется потребность в ценностях. Он делит их на две категории. Первая категория – официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности. Вторая категория - действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых [81].
По мнению К. Хорни, основной мотивацией человеческих поступков является «коренная тревога» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, в более поздних работах она разделила эти потребности на три группы. Первая группа – движение к людям (потребность в любви). Вторая группа – движение от людей (потребность в независимости). Третья группа – движение против людей (потребность в силе). Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе [80]. Иной подход к проблеме ценностных ориентаций структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой сферы личности, ценностных ориентаций, считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она (личность) познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности: 1. Теоретический человек – основная ценность – поиск истины. 2. Экономический человек – основной акцент делается на полезные и практичные ценности. 3. Эстетический человек – наивысшей ценностью считается стиль и гармония, окружающая действительность воспринимается и оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации. 4. Социальный человек - главная ценность - это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству. 5. Политический человек - основная ценностная направленность на личную власть, влияние, известность, не ограниченную сферой политики. 6. Религиозный человек - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [79].
Выделенные типы показывают наличие различий не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Э. Шпрангером как универсалии человеческой природы, т.е. абстрактно - метафизически. Проблема регулятивной роли высших ценностей - смысловых образований, рассматривается представителями гуманистического направления. Центральным звеном теории личности Абрахама Харольда Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. А. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности [9]. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей: Б - ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность). Д - ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Маслоу не обращается эксплицитно к Д - ценностям. С точки зрения Л. Хьелла, Д. Зиглера: «чем глубже человек познаёт свою природу, желания своего внутреннего «Я», свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчётливее он осознаёт, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее будет решена им проблема ценностного выбора» [81]. В созданной В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа центральным звеном выступает понятие смысла жизни. Франкл считает, что «...важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [84]. Согласно автору, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:
1. Совершая подвиг. 2. Переживая ценности. 3. Путем страдания. Исходя из этого, выделяются три группы ценностей (ценности - смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории). Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. По мнению В. Франкла, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности». Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. С точки зрения В. Франкла, наиболее значимыми являются ценности отношений. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенционалистов, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции «...нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы по средством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения» [84]. Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования базируются на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. Представление о системе ценностей личности как иерархии убеждений получило распространение в американской социальной психологии. По мнению М. Рокича, ценности определяются как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [53, с.47]. Ценности характеризуются следующими признаками: 1. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
2. Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени. 3. Ценности организованы в системы. 4. Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности. 5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич выделяет два класса ценностей [1]: 1. Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. 2. Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств. В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых ценности исследуются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн), в других - центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих - личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). Несмотря на различие трактовок личности, в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн С.Л., 1976), «смысло - образующий мотив» (Леонтьев А.Н., 1975), как «основная жизненная направленность» (Ананьев Б.Г., 1980), «доминирующие отношения» (Мясищев В.Н., 1982). По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [54]. «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [55]. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Статус, роли и ценностные ориентации по мнению Ананьева Б.Г. образуют первичный класс личностных свойств, определяют собой структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека [7]. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.
Личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению А.Г. Здравомыслова, важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром выступают ценности [12]. «Ценности, - писал СЛ. Рубинштейн, -... производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [81]. Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект - объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни». Автор условно делит ценности на три категории: 1. Материальные ценности - техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями. 2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость. 3. Духовные ценности - образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности - по B.П. Тугаринову составляет ее ценностные ориентации [8]. О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности - представления. Первые есть объекты наших оценок, вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич выделяют две категории ценностей: 1. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности: трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, вера, терпимость, доброжелательность, милосердие и др. 2. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности. Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых регуляторов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам [9]. По мнению В.Л. Мясищева, можно трактовать субъективные ценности как осуществление в субъект - объектном и субъект - субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это положение расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение [64]. В концепции субъект - объектных взаимодействий, содержавшейся в теории деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально - мотивационной сферой [53]. Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется объектом, выполняющим функцию ценностей, и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов [54] делит ценности на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами: - физический статус; - техническое устройство; - праксеологические функции; - социально-экономическая форма. Духовные ценности - идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами: - информационное содержание и истинностная характеристика; - материальное воплощение; - аксиологическая функция; - социально-экономическая форма. По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются компоненты, которые характеризуют их как ценности, «...т.е. их социально опосредованные функционально - праксеологические определения» [54]. Чешский исследователь Я. Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»: 1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей. 2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида. Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях: 1. Качества вещей, на которые направлены усилия человека или которые удовлетворяют его потребности. 2. Положительно оцениваемые индивидом объекты. 3. Критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [32]. Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом: ценности существующие или наличные - актуальные; ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные. При дальнейшем анализе целевых ценностей их можно классифицировать как ценности - цели и ценности - идеалы, далее, ценности - желания и ценности - должного (нормативные) [68]. Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей: 1. Общественно - политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.). 2. Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.). 3. Интерперсональные ценности, или ценности отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения). 4. Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль). 5. Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление). 6. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка, прежде всего предметов потребления) [69]. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина [16], потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия в зависимости от ценностных ориентации могут вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентации. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играет роль обратной связи между личностью и обществом и определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова вводят понятие "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации «моральных решений» и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, «но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я» [22]. По мнению К. Островской [7], люди обычно не слишком отличаются друг от друга в стремлении к добру, красоте, счастью, справедливости и успеху, то есть не отличаются в желании реализовать определенные ценности: «различие между ними (людьми) состоит в том, в какой степени они реализуют эти ценности и каким именно способом». Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом (Зиневич О.В., Лисе Л.Ф., 1977; Криволапов Б.Г., 1978; Анурин В.Ф., 1982; Круглов Б.С., 1989; Гудачек Я., 1989; Данч И., 1989; Рубинштейн С.Л.; Леонтьев Д.А., 1992; Копытов А.Г., 1990; Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В., 1993; Беляева Т.Б., 1995; Гаврилов В.Е., 1995), показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, гендерных и личностных особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Отечественные психологи раскрывают природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются лишь отнесением ценностей к мотивационной или смысловым сферам. В зависимости от прикладных целей и задач, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности - цели (терминальные) и ценности - средства (инструментальные). Терминальные ценности более постоянны во времени. Они являются важнейшими, основными целями человека, отражающими долговременную жизненную перспективу (то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем), и определяют смысл жизни, указывая на то, что для человека особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий. Ценностям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряют свою значимость. Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации. Этапы формирования системы ценностных ориентаций занимают важное место во многих западных теориях развития (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Г. Дюпон, Дж. Ловингер и др.). Так, например, Ж. Пиаже считал, что важнейшей предпосылкой формирования ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Автор полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения проявляются, по его словам в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости» [22, с.177]. По мнению Ж. Пиаже, нравственное развитие подобно умственному. Оно носит прогрессивный, стадиальный характер. Автор выделяет две стадии морального развития: «нравственный реализм» и «нравственный релятивизм». На начальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны и обязательны для исполнения. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. У ребенка появляется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. На второй стадии ребенок уже понимает относительность моральных норм, которые при необходимости могут изменяться. Критерием нравственной оценки здесь выступают намерения человека. Уточняя и детализируя концепцию Ж. Пиаже, Л. Кольберг выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает в себя по две стадии. Предконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. Конвенциональный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения присваиваются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они основаны на внешнем авторитете. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке своей системы этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь больше универсальными, общечеловеческими ценностями. Однако, как признает сам Л. Кольберг, многие люди с адекватным умственным развитием так и не достигают постконвенциональных стадий развития моральных суждений. Данная концепция, к сожалению, не отвечает на вопрос, что является механизмом развития моральных суждений. Развивая концепцию Ж. Пиаже, Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека. Автор выделяет шесть основных стадий развития эмоциональных отношений. Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, полной гармонией между ценностями индивида и группы. По мнению Дюпона, высшей стадии эмоционального развития достигают единицы. В теории «эго-развития» Дж. Ловингер интегрирует концепцию Л. Кольберга и психосоциальную теорию Э. Эриксона. Здесь развитие личности понимается как единый многосторонний процесс, наиболее существенными сторонами которого выступают следующие: источник самоконтроля, стиль взаимоотношений, смысловое содержание сознание и стиль мышления. Дж. Ловингер выделяет семь основных стадий развития личности. На досоциальной стадии поведение младенцев регулируется исключительно собственными потребностями и стремлением к удовольствию, на импульсивной - желанием получить поощрение и избежать наказания. Третья стадия - самозащиты характеризуется эгоцентричностью и склонностью к манипулированию, подчинение ребенка правилам обусловлено стремлением к получению выгоды. Конформная стадия определяется принятием внешних правил и ценностей, поведение регулируется стыдом при их нарушении. На сознательной стадии на основе норм окружения уже формируются собственные идеалы и принципы, разграничиваются цели и средства, появляется способность к самокритике, ответственность за последствия. Автономная стадия характеризуется осознанием конфликта между собственной системой ценностей и ценностями общества, формированием терпимости и уважения к чужим взглядам на основе способности к их пониманию. Последнюю, интеграционную стадию достигают менее 1% взрослых. Эта стадия состоит в способности к примирению конфликтующих ценностей как внутри себя, так и в отношениях с другими. Дж. Ловингер в созданной им концепции подчеркивает, что каждая стадия развития может оказаться для человека последней и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом. Тем самым, ее интегративная модель позволяет объединить типологический и динамический подходы к изучению системы ценностных ориентации. Другая точка зрения на генез ценностных ориентации изложена в работах Э.А. Орловой. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами социального знания. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром. Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов: 1. Ценностная предметность как объективная основа и предпосылка ценности. 2. Актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние неудовлетворенности, нужды. 3. Ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала (должного). 4. Оценка как завершение ценностного отношения [69]. Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации. В трактовке понятия «интериоризация» мы будем исходить из теории деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности [53]. Таким образом, интериоризация есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Как считает Б.С. Круглов, интериоризация ценностей есть осознанный процесс. Он предполагает наличие у человека способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превращать их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такую способность можно осуществить лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости [50]. В формировании ценностных ориентации важную роль играют эмоции. Как отмечает П. Хайду, «...в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне». Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей. В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами задействуются и волевые компоненты (Р.С. Немов). Усвоение социальных ценностей происходит так же в процессе идентификации. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого субъект принимает, ставя себя на его место. По мнению А.В. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъектности, «... когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека, а не свои побуждения; его, а не свои цели и т.п.» [8]. Как считает В.В. Абраменкова, при вхождении личности в группу на фазе адаптации благодаря идентификации происходит принятие "вкладов" от значимых других в группе и отождествление себя с ними, а через это -усвоение принятых в группе норм и ценностей [69]. Исходя из этого идентификация определяется как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а так же как включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих. Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация - процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности. По мнению В. Грулиха интернализация ценностей образует определенную структуру. Отдельные этапы интернализации ценностей реализуются следующим образом: 1) информация (о существовании ценностей и условиях их реализации); 2) трансформация ("перевод" информации на собственный, индивидуальный язык); 3) активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается); 4) инклюзия (инициирование, включение в лично признанную систему ценностей); 5) динамизм - изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей [26, С.103]. По мнению Я. Гудачека пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения [32]. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до внешнего импульса к действию. Следовательно, по Ж. Годфруа, процесс формирования ценностных ориентации неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [30]. Формирование ценностных ориентации на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм. На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Усвоение моральных ориентации протекает в процессе общения в группе, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности, служащих критерием размежевания ребенком социально полезных и отрицательных черт. Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки и, в конечном счете, определяют включение личностных свойств в качестве важных компонентов в структуру своих первоначальных ценностных ориентаций. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм, и на этой основе закладывается фундамент нравственного поведения. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентации. Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет) представляет собой эт<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|