Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений




Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений

 

Настоящее эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.

Задачи исследования:

1. Определить особенности родительского отношения к подросткам.

2. Определить иерархию ценностных ориентаций подростков.

3. Получить данные о субъективных представлениях об осмысленности жизни подростков.

Эмпирическое исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.

В ходе нашего исследования нами был проведен тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По полученным результатам все семьи были разделены на 2 группы:

1- я группа – родители с негативными проявлениями родительского отношения (отвержение, авторитаризм в отношениях и т.п.), 12 семей;

2- я группа – родители с позитивными проявлениями родительского отношения (кооперация, социальная желательность и т.п.), 17 семей.

Полученные результаты представлены в таблицах №2.1. и №2.2.


Таблица №2.1. Результаты исследования родительского отношения в первой группе.

Семьи

1 шкала «принятие - отвержение»

2 шкала

«кооперация»

3 шкала «симбиоз»

4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

5 шкала

«Маленький неудачник»

Сырой балл ранг Сырой балл ранг Сырой балл ранг Сырой балл ранг Сырой балл ранг
1 25 100 1 3,46 2 39,06 6 95,76 6 99,37
2 20 97,46 5 12,29 7 96,65 4 69,30 6 99,37
3 27 100 2 5,67 1 19,53 5 83,79 5 96,83
4 29 100 0 1,57 0 4,72 5 83,79 7 100
5 31 100 3 7,88 1 19,53 6 95,76 5 96,83
6 30 100 1 3,46 0 4,72 4 69,30 7 100
7 24 99,36 3 7,88 2 39,06 5 83,79 6 99,37
8 27 100 1 3,46 1 19,53 4 69,30 5 96,83
9 18 94,30 6 19,22 5 86,63 4 69,30 5 96,83
10 26 100 2 5,67 2 39,06 6 95,76 7 100
11 18 94,30 6 19,22 5 86,63 3 53,87 5 96,83
12 28 100 0 1,57 0 4,72 5 83,79 6 99,37

 

Таким образом, мы установили, что для родителей данной группы подростков характерны высокие баллы по шкале отверженности, авторитаризма, инфантилизации, низкие баллы по шкалам социальная желательность, симбиоз.

Таблица №2.2. Результаты исследования родительского отношения во второй группе.

Семьи

1 шкала «принятие - отвержение»

2 шкала

«кооперация»

3 шкала «симбиоз»

4 шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

5 шкала

«Маленький неудачник»

Сырой балл ранг Сырой балл ранг Сырой балл ранг Сырой балл ранг Сырой балл ранг
1 16 92,40 5 12,29 6 92,93 3 53,87 6 99,37
2 7 3,79 9 80,93 3 57,96 1 13,86 1 45,57
3 10 68,35 5 12,29 7 96,65 3 53,87 2 70,25
4 5 0 8 48,82 2 39,06 0 4,41 0 14,55
5 6 0,63 9 80,93 1 19,53 2 32,13 1 45,57
6 12 77,21 5 12,29 7 96,65 3 53,87 2 70,25
7 8 12,02 7 31,19 2 39,06 1 13,86 0 14,55
8 5 0 9 80,93 1 19,53 0 4,41 0 14,55
9 7 3,79 9 80,93 3 57,96 1 13,86 1 45,57
10 8 12,02 9 80,93 1 19,53 2 32,13 1 45,57
11 5 0 7 31,19 3 57,96 3 53,87 2 70,25
12 13 84,17 4 9,77 5 86,63 3 53,87 5 96,83
13 7 3,79 9 80,93 3 57,96 1 13,86 1 45,57
14 11 68,35 5 12,29 7 96,65 3 53,87 2 70,25
15 5 0 8 48,82 2 39,06 0 4,41 0 14,55
16 8 12,02 7 31,19 2 39,06 1 13,86 0 14,55
17 6 0,63 8 48,82 1 19,53 1 13,86 0 14,55

 

Таким образом, у родителей подростков рассматриваемой группы высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.

Далее нами были изучены особенности ценностных ориентаций первой группы подростков. Как известно терминальные ценности являются более устойчивым в ценностной структуре личности. Они определяют значимые цели, к которым стремится индивид. Именно поэтому анализ результатов начинаем с представления иерархии данных ценностных ориентаций. Результаты исследования представлены в таблице №2.3.


Таблица №2.3. Ранги терминальных ценностей в первой группе подростков.

Подростки первой группы

Общегрупповой показатель Название ценности
1,75 Материальная обеспеченность жизни
3,45 Уверенность в себе
4,65 Здоровье
6,25 Активная деятельная жизнь
7,7 Продуктивная жизнь
8,0 Любовь
8,2 Счастливая семейная жизнь
8,6 Общественное признание
9,95 Интересная работа
9,85 Наличие друзей
10,85 Развитие
11,5 Жизненная мудрость
12,5 Свобода
13,1 Творчество
13,5 Познание
13,55 Развлечения
13,75 Счастье других
15,35 Красота природы и искусство

 

Таким образом, для этой группы подростков характерна следующая иерархия терминальных ценностей-целей:

1. Материальная обеспеченность жизни

2. Уверенность в себе

3. Здоровье

4. Активная деятельная жизнь

5. Продуктивная жизнь

6. Любовь

7. Счастливая семейная жизнь

8. Общественное признание

9. Интересная работа

10. Наличие друзей

11. Развитие

12. Жизненная мудрость

13. Свобода

14. Творчество

15. Познание

16. Развлечения

17. Счастье других

18. Красота природы и искусство

В таблице №2.4. представлены результаты исследования инструментальных ценностей в первой группе подростков.

Таблица №2.4. Ранги инструментальных ценностей в первой группе подростков

Подростки первой группы

Общегрупповой показатель Название ценности
4,15 Твердая воля
5,35 Эффективность в делах
6,3 Независимость
7,3 Самоконтроль
7,5 Рационализм
8,6 Исполнительность
8,7 Высокие запросы
8,8 Воспитанность
9,25 Образованность
9,35 Честность
9,45 Терпимость
9,85 Чуткость
9,9 Аккуратность
10,05 Ответственность
11,75 Смелость
11,8 Жизнерадостность
15,9 Широта взглядов
16,15 Непримиримость к недостаткам

 


Структура инструментальных ценностей (ценности-средства) подростков обучающихся раздельно выглядят следующим образом:

1. Твердая воля

2. Эффективность в делах

3. Независимость

4. Самоконтроль

5. Рационализм

6. Исполнительность

7. Высокие запросы

8. Воспитанность

9. Образованность

10. Честность

11. Терпимость

12. Чуткость

13. Аккуратность

14. Ответственность

15. Смелость

16. Жизнерадостность

17. Широта взглядов

18. Непримиримость к недостаткам

Далее нами были изучены ценностные ориентации подростков второй группы. Результаты исследования представлены в таблице № 2.5.

Таблица №2.5. Ранги терминальных ценностей во второй группе подростков.

Подростки

Общегрупповой показатель Название ценности
1,80 Здоровье
4,05 Любовь
5,30 Счастливая семейная жизнь
6,30 Материальная обеспеченность жизни
7,45 Наличие друзей
7,60 Интересная работа
8,0 Активная деятельная жизнь
8,75 Жизненная мудрость
9,90 Уверенность в себе
10,50 Свобода
10,70 Продуктивная жизнь
10,75 Познание
10,80 Общественное признание
11,30 развитие
13,60 Развлечения
14,25 творчество
14,80 Счастье других
14,85 Красота природы и искусство

 

Терминальные ценности представляют следующую иерархию:

1. Здоровье

2. Любовь

3. Счастливая семейная жизнь

4. Материально обеспеченная жизнь

5. Наличие друзей

6. Интересная работа

7. Активная деятельная жизнь

8. Жизненная мудрость

9. Уверенность в себе

10. Свобода

11. Продуктивная жизнь

12. Познание

13. Общественное признание

14. Развитие

15. Развлечение

16. Творчество

17. Счастье других

18. Красота природы и искусства

Таким образом, в блок приоритетных ценностей в данной группе входят ценности трех уровней: адаптации, социализации, самоактуализации.

Представим иерархию инструментальных ценностей (ценностей-средств) во второй группе подростков (табл. №2.6.).

Таблица №2.6. Ранги инструментальных ценностей во второй группе подростков.

Вторая группа

Общегрупповой показатель Название ценности
4,90 Ответственность
5,15 Аккуратность
5,20 Воспитанность
6,40 Исполнительность
7,05 Образованность
7,15 Честность
7,95 Жизнерадостность
8,10 Независимость
9,55 Чуткость
10,10 Рационализм
11 Самоконтроль
11,15 Смелость
11,40 Твердая воля
11,45 Терпимость
11,90 Эффективность в делах
13,75 Широта взглядов
14,30  Высокие запросы
14,45 Непримиримость к недостаткам

 

Таким образом, иерархия инструментальных ценностей представлена следующим списком:

1. Ответственность

2. Аккуратность

3. Воспитанность

4. Исполнительность

5. Образованность

6. Честность

7. Жизнерадостность

8. Независимость

9. Чуткость

10. Рационализм

11. Самоконтроль

12. Смелость

13. Твердая воля

14. Терпимость

15. Эффективность в делах

16. Широта взглядов

17. Высокие запросы

18. Непримиримость к недостаткам

Представим результаты исследования смысложизненных ориентаций подростков с различным типом родительского отношения с целью сопоставления с полученными иерархическими структурами ценностных ориентаций.

Таблица №2.7. Показатели теста СЖО у подростков первой группы.

Шкалы

Уровни

низкий средний высокий
Цели в жизни 20% 30% 50%
Процесс жизни 15% 40% 45%
Результативность жизни 45% 35% 20%
Локус контроля -Я 10% 50% 40%
Локус контроля жизнь 5% 70% 25%

 

50% подростков имеют высокий уровень по шкале цели в жизни, их планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Средние баллы по шкале «цели в жизни»30% подростков характеризуют наличие адекватных целей в будущем, которые придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Стоит обратить внимание на то, что 20% подростков обучающихся раздельно имеют низкие результаты по данной шкале.

По шкале «Процесс жизни» большинство подростков имеют средние баллы, что говорит об удовлетворенности подростков своей жизнью.

По шкале «результативность жизни» в этой группе также выявлены низкие и средние показатели. По нашему мнению, это свидетельствует о негативной оценке прожитого отрезка времени.

По двум показателям локус-контроля подростки убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они представляют себя сильной личностью, обладают достаточной свободой выбора. Достаточно высокие баллы по шкале «Процесс жизни» характеризует их как личностей гедонического типа, подростки убеждены, что они способны контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таблица №2.8. Показатели теста СЖО подростков второй группы.

Шкалы

Уровни

низкий средний высокий
Цели в жизни - 45% 55%
Процесс жизни 10% 55% 35%
Результативность жизни - 60% 40%
Локус контроля -Я - 45% 55%
Локус контроля жизнь 10% 65% 25%

 

Высокие баллы по шкале «Локус контроля-Я» и «Цели в жизни» характеризуют их более сильными и обладающими свободой выбора, для этого, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Подростки этой группы склонны позитивно оценивать прожитую часть жизни, в это время определяются новые цели. Они способны жить «настоящим», жизнь воспринимается ими во всей полноте, эмоционально насыщена, наполнена смысла. Они свободно принимают решения и воплощают их в жизнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...