Почтенная старость (Лук. 2,36-40)
Анна тоже принадлежала к "смирным в стране". О ней мы знаем только то, что здесь сказано но даже в этом кратком описании Лука дал завершенный образ.
1) Анна была вдовой. Она пережила скорбь и горе, но они не ожесточили ее, хотя они могли бы ожесточить человека, сделать его безжалостным, злопамятным и непокорным Богу. Но они также могут содействовать к тому, чтобы человек стал более добрым, мягким, сочувствующим. Испытания могут лишить нас веры, но и укрепить ее. Все зависит от нашего отношения к Богу. Если мы считаем его тираном - мы начинаем бунтовать и злиться на Него; если же мы думаем о Нем как об Отце, то будем уверены в том, что Рука Отца никогда не допустит ни одной лишней слезинки.
2) Ей было восемьдесят четыре года. Она состарилась, но никогда не переставала надеяться. В старости человек теряет свою силу и внешнее обаяние, но жизнь может очерстветь сердца наши, взлелеянные нами надежды гаснут, и мы тупо довольствуемся насущным, либо же мрачно покоряемся всему. И опять же все зависит от того, как мы относимся к Богу. Если мы думаем о нем как о далеком и беспристрастном, мы вполне можем впасть в отчаяние; но если мы верим, что он сокровенно и тесно связан с нами, что Он направляет нашу жизнь, ее ход, тогда мы уверены, лучшее ждет нас, и надежда воодушевит нас.
Почему же Анна смогла сохранить такую бодрость?
1) Она не отходила от храма. Она проводила свою жизнь в храме Божием с детьми Божьими. Бог дал нам Свою Церковь, дабы она была нам матерью веры. Мы лишаем себя бесценного сокровища, если упускаем возможность побывать вместе с людьми, служащими Ему.
2) Она никогда не переставала молиться. Общее богослужение - великое дело; но личное также играет важную роль. Кто-то метко сказал: "Лучше всех молится тот, кто сперва помолился наедине". Прожитые годы не ожесточили сердца Анны и не поколебали ее веры, потому что она изо дня в день поддерживала связь с Тем, кто является источником нашей силы, и в силе Которого наша слабость достигает совершенства.
41-52
Первые проблески предназначения (Лук. 2,41-52)
Этот отрывок имеет большое значение в Евангелии. По закону каждый взрослый иудей, живший на расстоянии приблизительно до двадцати пяти километров от Иерусалима, должен был приходить на Пасху в город. Собственно говоря, каждый иудей, где бы он ни жил, стремился: раз в жизни побывать на этом празднике.
Иудейский мальчик считался мужчиной, когда ему исполнялось двенадцать лет. Тогда он становился сыном закона и брал на себя все его обязательства. Итак, двенадцатилетний Иисус впервые пришел на Пасху в Иерусалим. Мы можем себе представить, какое впечатление произвели на Него священный город, храм и священные обряды.
Когда Его родители отправились в обратный путь, Он задержался в городе. Что Его родители сразу не заметили Его отсутствия, не объясняется их беспечностью. Обычно женщины отправлялись раньше мужчин, потому что они путешествовали медленнее. Мужчины отправлялись в путь позже и шли быстрее, и они встречались только вечером в ночлежном лагере. Иисус впервые был здесь на празднике Пасхи, и Иосиф мог полагать, что Он ушел вместе с матерью. Мария же вполне могла считать, что Он идет с Иосифом, и поэтому они до самого прибытия в лагерь не обнаружили Его отсутствия.
Они, конечно, возвратились в Иерусалим, чтобы найти Его. На протяжении всего праздника Пасхи синедрион собирался открыто во дворе храма, обсуждая богословские вопросы в присутствии всех интересующихся. И там они нашли Иисуса. Не следует воображать себе сцену, где не по годам развитый мальчик, возвышается над старшими. Фраза "слушающего и спрашивающего их" характеризует ученика, обучающегося у своих родителей. Иисус прислушивался к дискуссии и прилежно искал знаний как серьезный ученик.
Но вот находим одно из важных мест в жизнеописании Иисуса. "Отец Твой и я, - сказала Мария, - с великою скорбью искали Тебя". "Или вы не знали, - сказал Иисус, - что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему". Смотрите как мягко, но определенно Иисус отнимает имя отец у Иосифа и дает его Богу. Иисус как-то осознал свои особые отношения с Богом. Он не мог знать их, когда Младенцем лежал в яслях или у груди матери: ведь это не вообразимо. С течением времени Он учился, думал; и теперь, во время этого первого праздника Пасхи в Иерусалиме, став мужчиной, Он отчетливо осознал, что Он уникальным образом есть Сын Божий.
Перед нами повествование о том дне, когда Иисус осознал, Кто Он есть. И заметьте, что это открытие не сделало Его гордым. Оно не побудило Его смотреть сверху вниз на своих скромных родителей, на кроткую Марию и усердного Иосифа. Иисус пошел с ними в Назарет и был в повиновении у них. Как Сын Божий, Он был безупречным сыном Своих земных родителей. Истинно божий человек не презирает своих земных связей; а лишь с безукоризненной преданностью выполняет свои земные обязанности. Глава 3
1-6
Посланец Божий (Лук. 3,1-6)
Появление Иоанна Крестителя Лука считал одним из важнейших моментов истории. Для Луки это было столь значительно, что он датирует его появление шестью различными способами:
1) Тиберий был наследником Августа и, значит, вторым по важности в Римской империи. Уже в 11 или 12 г. по Р. Х. Август сделал его своим соправителем, но единовластным правителем Тиберий стал лишь в 14 г. Поэтому пятнадцатый год его правления падает на 28-29 г. Лука определяет появление Иоанна Крестителя по обычаям тогдашнего времени, указывая дату его появления, на фоне правления римского императора.
2) Следующие три даты Лука связывает с политическим устройством Палестины, где правили четвертовластники. В таких провинциях, как Фессалия и Галилея, разделенных на четыре области, правитель носил титул четвертовластника; позже значение этого слова расширилось, и оно стало обозначать вообще правителя любой части. Ирод Великий, царствуя около 40 лет, умер в 4 г. до Р. Х. Он разделил свое королевство между тремя сыновьями, что впервые было принято Римским правительством.
а) Ирод Антипа получил в наследство Галилею и Перею. Он правил с 4 г. до Р. Х. до 39 г. по Р. Х., и поэтому жизнь Иисуса протекла в эпоху правления Ирода и большей частью в пределах границ его владения Галилеи.
б) Ирод Филипп получил в наследство Итурею и Трахонитскую область. Он правил с 4 г. до Р. Х. до 33 г. по Р. Х. Кесария Филиппова была названа в его честь, ибо он построил ее.
в) Архелай получил в наследство Иудею, Самарию и Идумею. Он был очень плохим королем. Иудеи в конце концов обратились к Риму с просьбой устранить его, и Рим, недовольный постоянными беспорядками в Иудее, назначил в Иудее прокуратора, или правителя. Вследствие этого римляне стали непосредственно управлять Иудеей. В этот момент правителем Идеи был Понтий Пилат, правивший с 25 г. до 37 г. Так, Лука в одном предложении дает нам картину раздела царства, некогда принадлежавшего Ироду Великому.
3) О Лисании ничего не известно.
4) Отметив моменты мирового значения и важнейшие моменты внутриполитического положения в Палестине, Лука обращается к религиозной жизни в Палестине, и датирует появление Иоанна Крестителя во время первосвященников Анны и Каиафы. Но никогда одновременно не было двух первосвященников. Что же тогда подразумевает Лука, когда он приводит эти два имени? Первосвященник является одновременно и гражданским и религиозным главой иудейского общества. В давние времена должность первосвященника была наследственной и пожизненной. Но с приходом римлян эта должность стала объектом всевозможных интриг. В результате этого в период с 37 г. до Р. Х. до 26 г. по Р. Х. сменилось двадцать восемь первосвященников. Анна был первосвященником с 7 г. по Р. Х. до 14 г. В интересующее нас время он, следовательно, не был в должности, но после него первосвященниками были четверо его сыновей, а Каиафа его зятем. Вот почему, хотя Каиафа и был первосвященником по должности, фактической властью управлял Анна. Поэтому Иисуса сразу после Его ареста привели сначала к Анне (Иоан. 18,13), хотя в это время он не занимал должности. Лука поэтому и связал его имя с именем Каиафы: хотя первосвященником и был Каиафа, самым влиятельным в религиозной жизни Иудеи оставался Анна.
Стихи 4-6 являются цитатой из Ис. 40,3-5. Когда восточный царь собирался осмотреть свои владения, он высылал вестника, дабы предупредить народ, чтобы дороги были приведены в порядок. Таким образом, Иоанн Креститель рассматривается как вестник Царя. Однако Иоанн призывал, чтобы люди подготовили сердца и жизни. "Господь грядет, - говорит он, - приготовьте путь Господу", то есть перемените образ жизни. На каждого из нас возложена обязанность вручить жизнь Господу, чтобы Господь мог воспользоваться ею.
7-18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|