Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пределы мирских благ (Лук. 6,20-26)




 

Проповедь Иисуса у Луки во многом соответствует Нагорной проповеди у Матфея (Мат. 5-7). Обе они начинаются с перечня блаженств. Есть различия между версиями Луки и Матфея, но одно ясно - обе эти проповеди способны особенным образом потрясать и изменять сердца и умы людей. Они вовсе не похожи на законы, которые может сформулировать какой-нибудь философ или мудрец. Каждое из блаженств является вызовом.

 

Дейсланн сказал о них так: "Они провозглашены в напряженной атмосфере. Это не спокойно сияющие звезды, а вспышки молний, сопровождаемые ударами грома изумления и ужаса". В них поставлены с ног на голову все общепринятые нормы. Люди, которых Иисус назвал счастливыми, мир назвал бы несчастными и жалкими; а тех, кого Иисус назвал несчастными, мир назвал бы счастливыми. Вообразите себе кого-нибудь, кто бы говорил: "Счастливы бедные, и горе богатым!" Говорить так - значит полностью покончить с мирскими понятиями о благах.

 

Где же ключ к этому? Мы находим его в стихе 24. Иисус говорит: "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение", то есть вы получили все блага, которые вы хотели. Слово, употребленное Иисусом и переведенное как получили, означает полностью получить уплату по счету. Иисус, собственно, говорит следующее: "Если вы всем сердцем стремитесь обрести мирские блага и прикладываете к этому все свои силы, вы получите их, но кроме этого вы никогда ничего не добьетесь". Одним словом: "Вы погибли". Но если вы всем сердцем и всеми силами будете стремиться сохранить свою абсолютную верность Богу и Христу, на вас обрушатся всевозможные неприятности; по мирским стандартам вы будете казаться несчастными: но вы еще получите вознаграждение, и это будет радость вечная.

 

Мы поставлены здесь лицом к лицу перед неизменным выбором, который перед нами с детства и до конца наших дней. Выберете ли вы легкий путь, обещающий вам немедленное удовольствие и выгоду? Или выберете вы путь трудный, требующий от вас тяжелого труда, а, может быть, и страданий? Ухватитесь ли вы за наслаждение и выгоду сиюминутные? или готовы вы ждать и пожертвуете ими ради большего блага? Приложите ли вы ваши усилия для достижения мирских благ, или сосредоточите все внимание на Христа? Если вы выберете мирской путь, вы должны оставить блага Христовы. Если же вы изберете путь служения Христу, вы должны оставить мирские удовольствия.

 

Иисус ясно указывал, какой из этих двух путей способен привести к счастью. Ф. Р. Молби говорил: "Иисус обещал Своим ученикам следующее: они будут бесстрашными, странно счастливыми и постоянно гонимыми". Г. К. Честертон, всегда имевший большие неприятности из-за своих принципов, однажды сказал: "Я люблю горячую воду. Она очищает". Суть учения Иисуса состоит в том, что радость, которую обретут люди на небесах, с лихвой вознаградит их за все страдания и гонения на земле. Как сказал Павел: "Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2Кор. 4,17).

 

Эти блаженства ставят человека перед выбором: "Будешь счастлив на мирском пути, или на Христовом?"

 

27-38

 

Золотое правило (Лук. 6,27-38)

 

Ни одна заповедь Иисуса не вызвала столько рассуждений и споров, как заповедь любить врагов наших. Прежде чем ее выполнять надо знать, что же она означает. В греческом языке есть три слова со значением любить. Во-первых, слово еран означает страстную любовь мужчины к женщине. Во-вторых, слово филеин, обозначает любовь человека к своим близким и дорогим, то есть сердечную привязанность. Но здесь Иисус употребил третье слово агапан. Поэтому остановимся детальней на нем.

 

Агапан обозначает сердечное чувство благожелательности к ближнему. Независимо от того, что бы он нам ни сделал, мы никогда не позволим себе пожелать ему ничего иного, кроме высочайшего блага, и сознательно приложим все усилия быть добрыми к нему и любезными с ним. И это важно. Ведь мы не можем любить своих врагов так же, как мы любим близких и родных, ибо это было бы неестественно, невозможно и даже неправильно. Но мы можем приложить усилия к тому, чтобы, - независимо от его поступков, оскорблений, плохих обращений, или даже при причинении вреда, - желать ему только наивысшего блага.

 

Из этого вытекает важная истина. Любовь к нашим близким и дорогим - независима от нашего сознания и воли. Мы просто влюблены. А любовь к нашим врагам зависима не столько от сердца, сколько от воли. По милости Христовой, мы можем побуждать ее у себя и совершать ее.

 

В этом отрывке изложены два важных факта, характеризующих христианскую этику.

 

1) Христианская этика позитивна. Она характерна тем, что старается делать положительное. Иисус дает нам Золотое правило, требующее от нас делать для других тоже, что мы сами ждем от них. Это правило можно встретить у многих писателей самых различных вероисповеданий в его негативной форме. Когда кто-то попросил великого иудейского равнина Гиллеля научить его всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил "Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное - толкование о нем". Филон, великий иудей из Александрии, сказал: "Чего сам не любишь, не причиняй другому". Греческий оратор Исократ учил: "Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим". Одно из основных правил стоиков гласило: "Чего не хочешь для себя, того не делай другому". Когда Конфуция спросили, есть ли такое слово, которое могло бы быть практическим правилом для каждого человека, Конфуций ответил: "Взаимность. Чего не хочешь для себя, того не делай другому".

 

Все вышеприведенные изречения негативны. Не так-то трудно воздерживаться от них; но дело обстоит иначе, если поступать с другими так же, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами. Суть христианской этики не в том, чтобы воздерживаться от плохих поступков, а чтобы усердно совершать богоугодные дела.

 

2) Христианская этика основана на "втором поприще" (см. Мат. 5, 41). Иисус перечисляет различные аспекты обычного поведения и тут же отбрасывает их все одним вопросом: "Какая вам за то благодарность?" Люди часто утверждают, что они ничем не хуже их соседей. Возможно это так. Но Иисус спрашивает: "Насколько вы лучше обычного человека?" Не следует сравнивать себя с соседом:

 

Вполне возможно, что выдержим такое сравнение; но надобно сравнивать свои действия с Божьими, и тогда они всегда осудят нас.

 

3) Что же мотивирует такой христианский образ жизни? Наши желания уподобятся Богу, ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных; Он милосердный к человеку, Радующему и огорчающему Его; любовь Божия изливается одинаково на святых и на грешников. Именно эту любовь необходимо усвоить; если мы будем заботиться о высшем благе и для наших врагов, мы поистине будем чадами Божиими.

 

В стихе 38 встречаем мы странную фразу "отсыплют вам в лоно ваше". Дело в том, что иудеи носили длинную до пят мантию, перехваченную в талии поясом. Подол ее можно было поднять, и вокруг пояса образовывалась полость, в которой носили вещи. Поэтому, выражаясь современным языком, это можно перефразировать так: "отсыплют вам в вашу сумку".

 

39-46

 

Нормы жизни (Лук. 6,39-46)

 

Текст состоит из ряда отдельных высказываний. Вообразим две возможности. Возможно, Лука собрал воедино высказывания Иисуса по различным вопросам и, тем самым, приводит своего рода свод правил и норм жизни. И возможно, что это пример иудейской проповеди. Иудеи называли проповедование караз, что значит нанизывать бусы. Раввины считали, что проповедник должен лишь коротко объяснять тему и, чтобы интерес слушателей не ослабевал, быстро переходить к другой. И, поэтому, иудейская проповедь может показаться набором несвязанных между собой тем. Данный отрывок делится на четыре части:

 

1) Стихи 39 и 40. Иисус указывает, что учитель не может дать своему ученику больше, чем сам знает. Этим Он предупреждает и нас, что и мы должны обращаться к лучшему учителю, потому что он может дать нам больше знаний; а, с другой стороны, надобно иметь в виду, что мы не можем учить других тому, чего сами не знаем.

 

2) Стихи 41 и 42. Кажется не без юмора Иисус рисует своим слушателям человека с бревном в глазу, пытающегося вынуть сучок из глаза брата своего. Иисус учит, что никто не имеет права критиковать других, если он тоже не без укоризны. Другими словами, нам вообще не следует критиковать других, потому что "даже в лучших из нас много порочного, а в самом порочном еще столько нравственного, что трудно сваливать вину на него".

 

3) В стихах 43 и 44 Христос напоминает нам, что человека можно судить лишь по его плодам. Одному учителю однажды сказали: "Я не слышу, что вы говорите, потому что ваши дела заглушают ваши слова". Обучение и проповедование - это "истина, выраженная личностью". Благие слова никогда не заменят благих дел. Это уместно напомнить и в наши дни. Нас беспокоят разные общественные движения. Мы никогда не одолеем их одними книгами, памфлетами и дискуссиями. Превосходство христианства проявляется лишь жизнью, которая обнаруживает преимущества духовного человека.

 

4) Стих 45. Им Иисус напоминает людям, что, в конечном счете, уста выносят то, что в сердце происходит.

 

Они не могут говорить о Боге, если в сердце нет места Духу Божьему. Ни в чем так ясно не проявляется сердце человека, как в его речи, если он, конечно, не подбирает слова, а говорит свободно, то есть то, что придет ему в голову. Когда вы спрашиваете у прохожего, где находится какое-то место, один скажет вам, что оно около церкви, другой - около такого-то кинотеатра, третий - около стадиона, четвертый - около пивной. Уже ответы на случайный вопрос показывают, вокруг чего вращаются мысли человека и его задушевные интересы. Наша речь выдает нас.

 

47-49

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...