Иоанн креститель призывает к раскаянию (Лук. 3,7-18)
В этом отрывке изложена проповедь Иоанна Крестителя.
Иоанн жил в пустыне. Пустыня была покрыта зарослями и сухой стерней. Иногда от одной искры пустыня загоралась, и из трещин и щелей выползали ядовитые змеи, в ужасе спасающиеся от страшного пламени. С ними Иоанн сравнивал некоторых людей, приходивших к нему креститься.
Иудеи нисколько не сомневались в том, что в божьих планах они занимали особенное место. Они полагали, что Бог будет судить другие народы одними мерами, а иудеев - иными. Они полагали, что человек освобожден от суда Божия уже за то, что он иудей. Сын Авраама, по их мнению, освобожден от суда Божия. Иоанн же говорил им, что расовые привилегии ничего не значат, что Бог будет судить человека не по происхождению, а по его жизни.
Проповедь Иоанна важна по трем причинам:
1) Она начинается наставлением, чтобы люди делились с тем, что у них есть. Это была социальная заповедь, гласящая, что Бог никогда не простит человека, который пользуется слишком многим, тогда когда у других слишком мало.
2) Она требует далее от человека, чтобы он не бросил своей работы, но содействовал своему спасению усердной работой. Пусть мытарь будет и далее достойным сбором налогов; пусть солдат будет хорошим солдатом. Человек должен служить Богу там, где Бог поставил его.
В одной негритянской песне поется: Есть Царь и Владыка Всевышний И Он вскоре грянет. И увидит меня с мотыгой в хлопчатнике, когда Он грянет И услышу я воинство Его небесное, И увидит меня с мотыгой, когда Он грянет. Одного человека поставили в сторону, И мучили его до кончины И увидит меня Он с мотыгой в хлопчатнике, когда Он грянет Его ненавидели, отвергли, презирали и распяли.
И увидит меня с мотыгой в хлопчатнике, когда Он грянет, Грянет, грянет! Святые и Ангелы наденут на Него венец, когда Он грянет, И воспоют: "Осанна, человеку отвергнутому" И я преклоню колени среди хлопчатника, когда Он грянет.
Иоанн был убежден в том, что человек лучше всего может служить Богу своей работой.
3) Иоанн был уверен, что он лишь предвестник. Царь еще придет, а с ним и суд. Лопата представляла собой большую плоскую деревянную лопату; ею подбрасывали в воздух обмолоченное зерно, более тяжелое зерно падало на землю, а мякину уносил ветер. И точно так же, как мякина отделялась от зерна, так Царь отделит праведных от грешных.
Таким образом, Иоанн Креститель нарисовал картину суда, но такой суд человек мог спокойно ожидать, если он исполнял свой долг по отношению к Богу, соседям, и если он добросовестно исполнял свою повседневную работу.
Иоанн был одним из самых преуспевающих проповедников всех времен. Когда однажды одного священника поздравили после знаменитой проповеди, он спросил: "Но что она дала?" Иоанн успешно призывал людей к действию. Он говорил о жизни, а не о богословских тонкостях.
19-20
Заключение Иоанна крестителя в темницу (Лук. 3,19-20)
Иоанн резко и прямо проповедовал праведный образ жизни, и этим навлек на себя неприятности. Следовательно, Ирод приказал арестовать его. Иосиф Флавий говорит, что Ирод "боялся, как бы Иоанн со своим большим влиянием на народ не задумал бы подчинить себе народ и поднять восстание; ибо народ, казалось, был готов сделать все, что он скажет". Это, несомненно, правильно, но авторы Нового Завета приводят личную и более очевидную причину. Ирод Агриппа женился на Иродиаде, а Иоанн порицал его за это.
Отношения, связанные с этим браком, очень сложны. У Ирода Великого было много жен. Ирод Антипа, женившийся на Иродиаде и арестовавший Иоанна, был сыном Ирода Великого и самарянки Мальфаки. Иродиада сама была дочерью Аристовула, сына Ирода Великого и Мариамны. Как мы видели, Ирод Великий разделил свои владения между Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. У Ирода Великого был еще один сын от другой жены, тоже по имени Мариамна, дочери первосвященника Симона. Этот Ирод не получил доли во владениях отца и жил как частное лицо в Риме: и он женился на Иродиаде. Собственно говоря, он приходился Иродиаде дядей, так как и он и ее отец Аристовул были сыновьями Ирода Великого от разных жен. Ирод Антипа, во время одного их своих посещений Рима, соблазнил Иродиаду, увел ее от своего сводного брата и женился на ней. Она одновременно приходилась ему и невесткой, так как была женой сводного брата, и племянницей, потому что она была дочерью Аристовула, другого его сводного брата.
Все это представлялось иудеям крайне отталкивающим, ибо оно противоречило всяким нормам. Было опасно упрекать восточного тирана, но Иоанн дерзнул, и был арестован и заключен в темницу крепости Макер на берегу Мертвого моря. Нельзя было придумать ничего более жестокого, чем заключить дитя пустыни в подземную темницу. К тому же он был обезглавлен лишь для того, чтобы ублажить недовольную Иродиаду (Мат. 14,5-12; Мак. 6,17-29).
Говорить правду всегда опасно. Но человек, посвятивший себя служению истине, даже если он окончит свою жизнь в тюрьме или на плахе, в конечном счете - победитель. Однажды граф Мортон, правитель Шотландии, с угрозой сказал Андрею Меллвиллу, реформатору: "В этой стране не будет покоя до тех пор, пока мы не повесим или вышлем из страны с полдюжины из вас". На это Меллвил ответил: "Ваша светлость, не пугайте так своих придворных. Мне все равно, буду ли я гнить в воздухе или в земле. Слава Богу, не в ваших силах повесить или изгнать Его истину". Платон сказал однажды, что мудрый всегда предпочитает страдать несправедливо, нежели совершать несправедливость. Надобно лишь спросить себя, на чьем месте, в конечном счете, хотелось бы быть - на месте Ирода Антипы или Иоанна Крестителя.
21-22
Крещение Иисуса (Лук. 3,21-22)
Мыслители Церкви всегда искали ответ на вопрос "Почему Иисус пошел к Иоанну креститься?" Крещение Иоанна было крещением покаяния, а мы глубоко убеждены в том, что Иисус был безгрешен. Почему же пошел Он тогда на такое крещение? В раннехристианской церкви иногда полагали, что Он сделал это в угоду и по просьбе Своей Матери, но на это есть другая причина.
В жизни каждого человека есть определенные этапы, решающие моменты, придающие особое значение всей жизни. Точно так же было в жизни Иисуса, и нам приходится вновь и вновь останавливаться и смотреть на всю жизнь Иисуса. Первым важным моментом было посещение им храма Иерусалимского, когда Ему было двенадцать лет и Он осознал Свое значение. Во время появления Иоанна Крестителя Иисусу было около тридцати лет (Лук. 3, 23). То есть прошло уже по крайней мере восемнадцать лет. В течение этого времени Он все яснее осознавал свою исключительную задачу на земле. Но Он все же оставался деревенским плотником из Назарета, зная, что настанет день, когда Ему придется распроститься с Назаретом и посвятить Себя Своей великой миссии.
Когда появился Иоанн, люди выходили толпами, чтобы послушать его и получить крещение. Во всей стране проявился небывалый до того интерес к Богу. И Иисус знал, что Его время настало. Дело было не в том, что в нем пробудилось сознание вины или раскаяния. Иоанн свидетельствует, что он "для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (Иоан. 1,31). Крещение Христа имело важное значение для Него и для Израиля. Иоанн Креститель свидетельствует о Нем, как Агнце Божием, крестящем Духом Святым (Иоан. 1,29.32.33). Отец Небесный свидетельствует о Нем, как о Сыне Своем. Когда Он крестился, Бог говорил к Нему. Не следует заблуждаться: то, что произошло в момент крещения, было также и личным переживанием Иисуса. Глас Божий дошел до Него и поведал Ему, что в Нем Божие благоволение. Но этот глас Божий сделал нечто большее, много большее: он предначертал весь путь Его.
Бог сказал Ему: "Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение". Эта фраза состоит из двух отрывков "Ты Сын Мой Возлюбленный" - отрывок из Пс. 2,7 и всегда воспринимался как описание Царя Мессии. Фраза, "к которому благоволит душа Моя" - часть Ис. 42,1 и относится к описанию слуги Господа, портрет которого достигает своего завершения в страданиях Исаии (53 глава). Отсюда видно, что в момент Своего крещения Иисус еще раз осознал, что, во-первых, Он Мессия, помазанный Богом Царь, и, что во-вторых, это принесет Ему страдания и крест. Крест не выпал на долю Иисуса неожиданно: с того самого момента, как Он осознал Свое предначертание, Он видел, что впереди Его ждет распятие. В акте крещения мы видим Христа, испрашивающего у Бога одобрения своего решения и получившего Свое предназначение: распятие...
23-38
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|