Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №2. Судебная власть. Правосудие и его демократические принципы.




1. Понятие судебной власти и ее основные признаки. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти.

2. Понятие правосудия. Отличие правосудия как формы государственной деятельности.

3. Конституционные принципы осуществления правосудия, их общее понятие, истоки и значение, классификация.

4. Характеристика принципов осуществления правосудия:

-Законность.

-Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. Охрана чести и достоинства личности.

-Осуществление правосудия только судом.

-Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.

-Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.

-Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

-Обеспечение права граждан на судебную защиту.

-Состязательность и равноправие сторон.

-Обеспечение обвиняемому, подозреваемому и подсудимому права на защиту.

-Презумпция невиновности.

-Открытое разбирательство дел во всех судах.

-Участие граждан в отправлении правосудия.

-Обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

-Непосредственность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия.

5. Развитие принципов правосудия в Концепции судебной реформы.

 

 

Нормативный материал и основная литература

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо­ванием 12.12.93).

2. ФКЗ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

3. Закон РСФСР от 18.07.81 № 976 «О судоустройстве РСФСР» (ред. 02.01.2011).

4. Закон РФ от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

5. ФЗ от 20.04.95 № 45-ФЗ «О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
(ред. 18.06.2011).

6. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. Принята в 1992 г. постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.91 г. №1801-1

7. Указ Президента РФ от 22.11.94 №2100 «О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации» (ред. 14.10.97).

8. Указ Президента РФ от 23.05.95 № 521 «О некоторых организаци­онных мерах по ускорению проведения судебной реформы в Российской Федерации» (ред.06.01.99).

9. Распоряжение Президента РФ № от 22.09.94 530-рп «О судебной реформе в России».

10.Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.85.

11.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов. М., 2011.

12.Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник //Под ред. В.П. Божьева. М., 2010.

Дополнительная литература

 

13.Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им

быть? //Российская юстиция. 2010. № 1.

14.Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. Проблемы становления и развития. СПб., 2001.

15.Лебедев В. Судебная власть в стране стала реальностью //Российская юстиция. 2009 № 1.

16.Радченко В. Закон "О судебной системе Российской Федерации" -

базовый закон судебной реформы //Российская юстиция. 2002. № 8. 17.Судебная власть/ под ред. И.Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2003г.

 

Методические указания.

Тема 2является не только наиболее важной б курсе, но и представляет для студентов определенную трудность при изучении. Студентам необходимо обратить внимание на то, что основы (принципы) закреплены в Конституции (Основном законе) РФ и это указывает на их руководящее значение и исключительную важность.

Прежде всего, студенты должны уяснить понятие "Основы правосудия". Для этого необходимо обратить внимание на ряд положений, раскрывающих сущность этого понятия: закономерный, объективный характер принципов, научная их обосно­ванность, нормативное выражение, подлинный, реальный демократизм и всеобщая значимость.

Следует обратить внимание на то, что принципы правосудия составляют стройную систему, составные части которой неразрывно связаны между собой.

При раскрытии содержания каждого принципа нужно остановиться на истории установления принципа и его развития, вскрыть его содержание, знать важнейшие особенности дачного принципа, указать систему его гарантий.

Студентам следует сделать сравнительный анализ системы принципов право­судия, установленной Конституцией РФ 1993 года с принципами правосудия, закреп­ленными в Концепции судебной реформы, показать в чем выразилась дальнейшая демократизация принципов.

Студентам необходимо знать развитие законодательства по вопросам измене­ния принципов в свете судебной реформы в РФ.

Контрольные вопросы.

 

1. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти.

2. Взаимодействие судов с высшими органами государственной власти.

3. Гарантии независимости судебной власти.

4. Правосудие: сущность, содержание и характерные черты.

5. Общая характеристика принципов правосудия.

 

Семинар №3

Занятие №1,2.

Тема №3. Судебная система в РФ.

1. Понятие судебной системы Российской Федерации. Принципы построения судебной системы РФ.

2. Структура судебной системы. ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. Федеральные суды и суды субъектов федерации.

3. Понятие судебной компетенции. Понятие звена судебной системы. Основные суды, средние суды и суды высшего звена.

4. Понятие судебной инстанции. Суды 1 и 2 (апелляционной и кассационной) инстанций, надзорная инстанция.

Нормативный материал и основная литература

См. семинар № 2

 

Методические указания.

 

При изучении данной темы, прежде всего необходимо особенно тщательно остановиться на рассмотрении таких понятий, как первая, вторая (апелляционная и кассационная) и надзорная инстанция, без усвоения которых невозможно дальнейшее успешное изучение не только данного курса, но и уголовного и гражданского процесса. Необходимо обратить внимание, что го новому законодательству суд первой инстанции может работать в составе:

1. Судьей единолично

2. Трех профессиональных судей:

3. С участием суда присяжных;

Нужно обратить внимание на становление и развитие судебной системы РФ в выработке её теоретических основ.

Студента,: следует обратить внимание на взаимоотношения суда с другими органами государства (с высшими органам власти РФ и органам управления, местными органами), уметь раскрывать понятия полноты к исключительности судебной власти, праве законодательной инициативы.

Особенно внимательно необходимо рассматривать вопрос о принципах построения судебной системы (единство, построение её применительно к государственному устройству и административно—территориальному делению РФ, построение её го принципу двух инстанций), так как эти вопросы изучения для студентов представляют определенную трудность, попутно необходимо рассмотреть вопросы националь­ного суверенитета, доступности гражданам, независимости.

При подготовке к ответу о деятельности любого суда студенты должны придерживаться следующего плана:

1.место данного суда в судебной системе РФ.

2. Порядок образования суда, порядок досрочного освобождения судей.

3. Состав суда.

4. Структура суда и порядок образования отдельных структурных подразделение (судебных коллегий, президиума, Пленума).

5. Компетенция суда и его структурных подразделений.

6. Председатель суда; порядок его избрания (утверждение), его права и обязанности.

7. Аппарат суда.

Студентам необходимо ознакомиться с новыми законодательными актами, указанными в списке литературы, а также изучить Концепцию судебной реформы в РФ.

Студентам следует также более тщательно изучить вопросы, которые относятся к образованию и деятельности суда присяжных. Студенты должны знать порядок образования суда присяжных, помнить, что первый этап начинается со списков для голосования, что является наиболее демократическим способом формирования суда, присяжных, в законе указан и дальнейший путь выдвижения присяжных. Студен­ты должны уяснить всю цепочку формирования суда присяжных и кто на каком этапе по каким основаниям её формирует. Необходимо обратить внимание, что суд присяжных действуют только при области (краевых) и других судах этого звена. Студенты должны знать, по каким делам и в каких случаях возможно слушание дела с участием присяжных. Приказом Председателя Верховного Супа РФ с 1 ноября 1993 года в Верховном Суде РФ образована кассационная палата в составе: председателя, заместителя председателя и семи членов, в которой будут рассматриваться приговоры судов, которые перешли на работу с участием суда присяжных.

Необходимо обратить внимание, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, принятому 18 декабря 2001 г., изменилась структура и компетенция Верховного Суда России. Теперь он имеет Пленум, Президиум и три судебных коллегии: по уголовным делам, по гражданским делам и военную, а также кассационную коллегию. Студенты должны знать, в каких случаях выполняют функцию надзора его структурные подразделения.

Студентам необходимо изучить и вопрос о мировых судьях: уяснить, какое место согласно Закону о судебной системе РФ занимают мировые судьи в судебной системе, согласно какому законодательству они функционируют, знать порядок их образования и компетенцию.

Студентам надо знать, что арбитражный суд создан в целях укрепления законности в деятельности предприятий, организаций, учреждении на началах юридических лиц и содействия тем самым повышенно эффективности проводимых экономических реформ.

Студентам нужно познакомиться с Федеральным Законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 1995г., ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» 2001г., ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» 2002г.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений в сфере управления.

Студенты должны знать, что деятельность арбитражного суда основана на принципах законности, независимости, коллегиальности и гласности.

Студенты должны обратить внимание на подведомственность арбитражному суду дел по экономическим спорам и по спорам в сфере управления, на право на обращение в арбитражный суд и к посреднику.

Необходимо знать систему арбитражного суда, состав арбитражного суда, избрание арбитражного суда, структуру и состав Высшего арбитражного суда, права судей арбитражного суда, их неприкосновенность, приостановление полномочий судьи арбитражного суда.

При рассмотрении вопросов организации юридической службы в хозяйствующих субъектах необходимо обратить внимание, что в отличие от задач, которые является одинаковыми для всех видов юридической службы, методы, направленные на достижение этих задач, отличаются некоторыми особенностями, вытекающими из специфики деятельности органов, в состав которых входят юридические службы. Необходимо рассмотреть своеобразие структуры юридической службы в сельском хозяйстве.

Контрольные вопросы.

1. Порядок формирования судейского корпуса.

2. Отличие федеральных судов от судов субъектов федерации.

3. Понятие суда 1-й инстанции.

4. Понятие суда 2-й инстанции.

5. Понятие надзорной инстанции.

6. Компетенция Пленума Верховного Суда РФ.

7. Компетенция Военной коллегии Верховного Суда РФ.

8. Компетенция Президиума (Пленума) судов субъектов федерации.

9. Компетенция коллегий по уголовным и гражданским делам судов сккбъектов федерации.

10. Полномочия председателя районного (городского) суда.

11. Статус мировых судей.

12. Особенности деятельности арбитражных судов.

13. Законодательство о конституционном контроле, организации и деятельности Конституционного суда РФ.

14. Соотношение компетенции Конституционного и Верховного Судов РФ


Семинар №4-5

Занятие №1,2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...