Интенсивная и экстенсивная формы развития производства
Цель управления любыми системами (участок, цех, ТЭА, предприятие, группа предприятий) - повышение их эффективности. Одним из распространенных методов повышения эффективности систем (подсистем) является их обновление, т.е. применение инноваций - новой техники, технологии, организации производства, информационного обеспечения, новых видов услуг и т.д. Обычно это определяется понятием "научно-технический прогресс" (НТП). Под научно-техническим прогрессом понимается единое, взаимообусловленное и поступательное развитие науки, техники и технологии, служащее основой социального развития общества. В ряде стран аналогом аббревиатуры НТП является понятие РЕНД (RandD - Research and Development, т.е. исследования и развитие, разработки). Многочисленные наблюдения показывают, что любые мероприятия по совершенствованию предоставления услуг и развития производства, например наращивание фондов, механизация, применение новых организационных форм и технологий, сначала дают существенную отдачу, а затем получаемый эффект сокращается, т.е. происходит насыщение и проявляется закон убывающей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов (рис. 28.1). Так, повышение уровня механизации процессов ТО и ремонта в среднем АТП на 1% приводит к следующему приросту прибыли: при исходном уровне механизации 10% - на 3,6%; при исходном уровне механизации 34% - на 0,6%; при исходном уровне механизации 45% - только на 0,4%. Закон убывающей эффективности описывается производственной функцией, общая форма которой: Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов растет выпуск продукции при росте соответствующего ресурса (основных фондов или трудовых ресурсов) на 1% без изменения его качественного состава.
Следовательно, увеличение применения технически однородных средств, тех-
нологических методов и численное увеличение персонала неизменной квалификации неизбежно приводят к постепенному сокращению интенсивности улучшения показателей эффективности. Это - экстенсивные формы развития производства и общества. Проведенные исследования показывают, что на производительность труда П практически в равной степени влияют фондовооруженность Ф и уровень технологии производства У (рис. 28.2): Например, увеличение фондовооруженности на 15% может привести без изменения уровня применяемых технологических процессов к повышению производительности только на 7%. При росте фондовооруженности на 30%- на 14% и т.д. Действие большинства ресурсных и технологических факторов подчиняется этому важному закону. К ним следует отнести состояние производственной базы, механизацию производственных процессов, обеспеченность персоналом (рис. 14.4), выполнение рекомендаций системы ТО и ремонта и др. Расширение масштабов применения неизменной технологии также приводит к сокращению темпов прироста эффективности. Затухание эффекта при использовании однородных изделий, услуг, технологий, насыщение ими соответствующего рынка объясняются механизмом, аналогичным процессам диффузии, и описываются во времени так называемой S-образ-ной (логистической) кривой эффективности: Величина (d/7/d/),=o характеризует интенсивность изменения показателей эффективности в начальный момент реализации нововведения. Итак, интенсивные формы развития обеспечиваются своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления.
Фондосберегающая форма НТП означает опережающий рост производительности или прибыли по сравнению с фондовооруженностью, а фондоемкая - наоборот. Последняя характерна для условий недостаточной замены живого труда овеществленным, значительного удельного веса ручного труда, свойственного, в частности, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, особенно на комплексных АТП и малых предприятиях. Переход от фондоемкой к фондосберегающей форме развития производства связан с применением новых средств труда и технологий или сменой этапов развития производства в рамках определенной технологии.
Рассмотрим схему замены "старых" изделий, технологий или услуг на "новые". На схеме (рис. 28.3) 1 — кривая эффективности заменяемого объекта или технологии, а 2 и 3 - то же последовательно заменяющих нововведений. На этапе / (стадия разработки и освоения) показатели эффективности новых средств производства или технологии (2) могут уступать соответствующим показателям предшественников (/). На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, т.е. отсутствие прибыли, которое связано с дополнительными затратами на исследования, разработки, маркетинговый анализ, конструирование, испытания, обучение и адаптацию персонала. На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не ясны, особенно важна правильная техническая и экономическая политика системы (предприятия, организации, отрасли), подкрепляемая реальной финансовой и организационной поддержкой новых разработок. На этапе // показатели эффективности новых средств труда, услуг или технологий (2, рис. 28.3) превосходят традиционные (7) и начинается фондосбе-регающий период НТП. На этапе /// эти новые изделия или технологии вытесняют традиционные, но одновременно происходит и исчерпание их потенциальных преимуществ и эффект от применения затухает. Назревает необходимость новой замены изделий и технологий 2 на следующее поколение 3 (см. рис. 28.3). Следовательно, интенсивные и ресурсосберегающие формы развития производства не возникают самопроизвольно, а обеспечиваются своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления. Важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне является, во-первых, определение рационального момента начала такого планирования, создание необходимого научного, маркетингового, конструкторского и технологического задела; во-вторых, определение момента перехода к новым техническим, технологическим и организационным решениям.
Действительно, в первом случае разработка нового объекта (технологии, услуги) была начата с определенным запасом времени в момент t02, а следующего поколения - Г03' поэтому общий эффект заменяемых и заменяющих объектов (/, 2 и 3) за период t^-t2 характеризуется (например, объем выпускаемой продукции или предоставленных услуг) площадью F под кривой ABCD (см. рис. 28.3). Если к разработке нового объекта 2' приступили позже, в момент t'Q2, то общий эффект от заменяемых 1 и новых 2' объектов за такой же период получится значительно ниже и будет определяться площадью F2 под кривой ABEG, т.е. F\ > F2. При этом за равные периоды t\-t2 третье поколение изделий практически не успеет войти в эксплуатацию и оказать заметное влияние на эффективность системы. Если продолжать использование первого поколения до момента t2, то суммарный эффект будет еще меньше (площадь под кривой АВЕН). Из рис. 28.3 следует, что при разработке и применении нововведений в реальных системах (парки изделий, технологии, рынки товаров и услуг) действуют субъекты нескольких поколений, конкурируя, дополняя и сменяя друг друга, обеспечивая кумулятивную эффективность системы. Поэтому, так же как и в парках различного возрастного состава (см. § 4.5), при оценке эффективности системы необходимо пользоваться понятием реализуемого показателя качества, учитывающего уровень и темпы насыщения рынка нововведениями. При этом очевидным остается консервативность всей системы, на полное обновление которой необходимо длительное время, тем большее, чем больше сама система. Например, выход на современные европейские и американские нормативы экологической безопасности автомобилей потребовал совершенствования конструкции нескольких поколений автомобилей, продолжавшегося в этих странах 25-30 лет. Аналогичная ситуация и с другими нововведениями: компьютерным управлением рабочими процессами автомобиля, встроенной диагностикой, антиблокировочными системами, применением альтернативных видов топлива, переднеприводными автомобилями и т.д.
В рыночных условиях для реализации нововведений необходима не только их детальная разработка, но и серьезная финансовая поддержка, а также принятие нововведения рынком. Для крупных мероприятий и тем более программ, затрагивающих внешние аспекты деятельности предприятия (клиентура, конкуренты, инвесторы), общепринятым в рыночных условиях инструментом планирования нововведений является бизнес-план.
Бизнес-план - это инструмент среднесрочного планирования производственно-хозяйственной, финансовой и сбытовой деятельности предприятия в рыночных условиях, имеющей конечной целью прирост капитала предприятия и повышение его конкурентоспособности. Бизнес-план занимает промежуточное положение между стратегическим долгосрочным планированием и годовым маркетинговым планом. Согласно складывающейся международной и отечественной практике бизнес-план помимо вводных (титульный лист, требования к конфиденциальности и др.) имеет следующие основные разделы. 1. Характеристика отрасли, в которой работает или будет работать предприятие, возникающие проблемы и возможные способы их решения, в том числе и на уровне предприятия. 2. Характеристика организационной структуры и персонала предприятия, показывающая способности руководителей и специалистов предприятия эффективно реализовать мероприятия бизнес-плана. 3. Качество, надежность и безопасность нововведения (услуга, изделие, технология и т.д.), определяющие потребительские свойства и спрос. 4. Анализ рынка, показывающий, что нововведение имеет значительный спрос или создает для этого предпосылки. 5. План маркетинга, определяющий стратегию работы предприятия на рынке:
• увеличение объемов продаж (услуг) на существующем рынке; • освоение новых сегментов рынка; • разработка и реализация нововведения.
6. Организация производства на предприятии, позволяющая реализовать объемы и качество нововведения. 7. Финансовый план, характеризующий
• прогнозирование объемов реализации услуг по годам; • определение затрат на реализацию нововведений; • оценку планируемой прибыли и точки критического объема реализации нововведений (КОР); КОР определяет объем услуг и время достижения равновесия между доходами от реализации нововведения и затратами на его производство и предоставление;
• оценку риска и страхование. Рентабельность мероприятий бизнес-плана с учетом фактора риска определяется по следующей формуле: где F - риск; (1 — F)— вероятность технического успеха мероприятия (мероприятий), характеризующая его техническую (технологическую) осуществимость; D - доля реализуемого объема мероприятия (новые услуги, дополнительные объемы и т.д.); Р - прибыль; 3j; - общие издержки. Для составления бизнес-плана рекомендуется сформировать команду - рабочую группу, руководимую первым лицом (или его заместителем) предприятия. В рабочую группу входят специалисты предприятия, для которого составляется бизнес-план, а также сторонние эксперты и консультанты для оценки проекта и выбора наиболее оптимальных путей его осуществления. Как правило, сторонние эксперты и консультанты приглашаются для проведения маркетинговых исследований, финансового планирования, проработки организационно-правовых вопросов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|