Нарушение обязанностей по воинскому учету (ст. 25.8 КоАП)
Объект правонарушения — общественные отношение в области воинского учета. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 25.8 КоАП, образует нарушение обязанностей по воинскому учету. Все призывники и военнообязанные подлежат воинскому учету. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Республики Беларусь, органами внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами и иными организациями. Воинский учет призывников и военнообязанных в местных исполнительных и распорядительных органах, военных комиссариатах и организациях ведется в порядке, определяемом Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и службе» и Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Республики Беларусь. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: - состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы). Граждане, уволенные из органов государственной безопасности в запас органов государственной безопасности, обязаны состоять на воинском учете в управлении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства; - являться в установленные время и место по вызову (повеете) военного комиссариата по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет; - при увольнении с военной службы, службы в резерве в запас, а также со службы в органах и подразделениях, явиться в месячный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет;
- сообщать в недельный срок в военный комиссариат по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места жительства в пределах административно-территориальной единицы или места пребывания; - при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по новому месту жительства. В случае отказа в регистрации по новому месту жительства граждане обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного отказа в регистрации по новому месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства; - при выезде за границу на срок более шести месяцев лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, - в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства и сообщить об этом; по прибытии из государства временного пребывания в месячный срок лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства, а граждане, состоящие в запасе органов государственной безопасности, - в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства и сообщить об этом; иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, военный билет офицера запаса (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, военного билета офицера запаса), положения о которых утверждаются Министерством обороны Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей;
- иметь и хранить военный билет офицера запаса органов государственной безопасности (временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса), положение о котором утверждается Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. В случае утраты этих документов граждане обязаны в недельный срок обратиться в управление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства, за исключением случаев нахождения за границей; - исполнять иные обязанности, установленные Положением о воинском учете. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места жительства в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства. Для привлечения призывника или военнообязанного к административной ответственности по ч. 1 рассматриваемой статьи необходимо установить, какое именно правило воинского учета им было нарушено. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом, как прямым, так и косвенным. Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста, вменяемое, призывник—гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку, или военнообязанный — гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований. В качестве взыскания применяется штраф в размере от двух до трех базовых величин. Объективную сторону правонарушения, предусмотренно ч. 2 ст. 25.8 КоАП, образует нарушение обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету. Должностные лица республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (далее - должностные лица), ответственные за военно-учетную работу, обязаны: - вести учет всех призывников и военнообязанных, работающих (обу- чающихся) в этих организациях, и в недельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о приеме на работу (поступлении на учебу) граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и об их увольнении с работы (отчислении из учреждений
образования); - по требованию военных комиссариатов районов, районов в городах, городов без районного деления (далее - военные комиссариаты) оповещать граждан об их вызове в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет; обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызову военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет; - направлять в недельный срок в местные исполнительные и распорядительные органы, военные комиссариаты, иные организации, осуществляющие воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять. Другие сведения о призывниках и военнообязанных направляются в местные исполнительные и распорядительные органы, военные комиссариаты, иные организации, осуществляющие воинский учет, по их запросу. Должностные лица органов внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны: - осуществлять регистрацию граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете по месту их постоянного жительства (прописки), только при наличии в их учетно-воинских документах отметок военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, о приеме на воинский учет или снятии с воинского учета; - направлять в недельный срок по запросу местных исполнительных и распорядительных органов, военных комиссариатов, иных организаций, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; - направлять в недельный срок в местные исполнительные и распорядительные органы, военные комиссариаты, иные организации, осуществляющие воинский учет, сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Республики Беларусь и подлежащих приему на воинский учет;
- производить розыск и привод в военные комиссариаты (на призывные (сборные) пункты) граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на воинскую службу, службу в резерве или на сборы; - обеспечивать охрану общественного порядка на призывных (сборных) пунктах военных комиссариатов в период призыва и отправки призванных граждан на воинскую службу, службу в резерве, а также в пунктах сбора военнообязанных или техники в период отправки их на сборы или проведения мобилизационных мероприятий. Руководители органов записи актов гражданского состояния обязаны в недельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения об изменении гражданами, состоящими или обязанными состоять на воинском учете, фамилии, имени, отчества, семейного положения, даты и места их рождения, а также о фактах регистрации их смерти. Руководители органов дознания или предварительного следствия обязаны в недельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, об избрании меры пресечения при производстве по уголовным делам в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и ее отмене либо о передаче указанных уголовных дел прокурору для их направления в суд. Председатели судов Республики Беларусь обязаны в недельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, о вступивших в законную силу приговорах или прекращении производства по уголовным делам в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, воинских документов граждан, осужденных к общественным или исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы. Руководители медико-реабилитационных экспертных комиссий и органов социальной защиты местных исполнительных и распорядительных органов обязаны в недельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о признании инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Руководители республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций несут персональную ответственность за обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.
Субъектом правонарушения может быть только должностное лицо. В качестве взыскания применяется штраф в размере от четырех до пяти базовых величин.
Литература
Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. Круглое, В.А. Административная ответственность: общие положения. Минск, 2004. Круглое, В.А. О выделении материальных норм об административных правонарушениях в самостоятельную отрасль права // В -етн и к Академии МВД Республики Беларусь. Минск, 2004. С. 86-90. Круглов, В.А. Современные проблемы административно-деликтного права Республики Беларусь и пути их решения // Актуальные вопросы административно-деликтного права: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию засл. деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. А.П. Шергина. М., 2005. С. 62-69. Круглов, В.А. Три отрасли права -три составные части норм об административных правонарушениях. М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2007. 304 с. Попов, Л.Л. Административно-деликтное право: учеб. пособие / Л.Л. Попов, В.А. Круглов. М., 2005. Современный словарь иностранных слов. 4-е изд., стер. М., 2001. Татарин, В.Г. Административно-деликтное законодательство Республики Беларусь: размышления об Общей части КоАП // Юридический журнал. 2005. №2. С. 18-23.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект учебной программы по дисциплине «Административно-деликтное право»
Общая часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|