Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание метода диагностики межличностных отношений




 

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия.

В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трёхмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование - подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность - аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность. Эти секторы, в свою очередь, разделены на 8 - соответственно более частным отношениям. Для ещё более тонкого описания круг разделен на 16секторов, но чаще используются октанты, определённым образом ориентированные относительно главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование - подчинение) и горизонтальная (дружелюбие - враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, то есть поведения в оценке окружающих, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен на сетке зачёркивать крестиком номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя находит, оставляя незачёркнутыми остальные, соответствующие отсутствующим у испытуемого свойствам.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.

Степень выраженности отношения

-4 балла - низкаяадаптивное

-8 баллов - умереннаяповедение

-12 баллов - высокаяэкстремальное поведение

-16 баллов - экстремальнаяпатология

Результатом диагностики является определение типа отношения к окружающим.. Авторитарный

-16 баллов - диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всём стремится полагаться на своё мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают её.

-12 баллов - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

-8 баллов - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.. Эгоистический

-16 баллов - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюблённый, расчётливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчуждённо, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

-12 баллов - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.. Агрессивный

-16 баллов - жёсткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий. Агрессивность может доходить до асоциального поведения.

-12 баллов - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всём обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

-8 баллов - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.. Подозрительный

-16 баллов - отчуждённый по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всём, злопамятный, постоянно жалуется на всех.

-12 баллов - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

-8 баллов - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.. Подчиняемый

-16 баллов - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всём, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

-12 баллов - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учёта ситуации.

-8 баллов - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.. Зависимый

-16 баллов - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

-12 баллов - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

-8 баллов - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.. Дружелюбный

-12 баллов - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех «быть хорошим» для всех без учёта ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.

-8 баллов - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.. Альтруистический

-16 баллов - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

-8 баллов - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

авторитарный

ДОМИНИРОВАНИЕ

эгоистический

агрессивный

АГРЕССИВНОСТЬ

подозрительный

подчиняемый

ПОДЧИНЕНИЕ

зависимый

дружелюбный

ДРУЖЕЛЮБИЕ

альтруистический

Тест проходил проверку на валидность конструктную путём сопоставления с данными обследования по Мннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсональнного поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определёнными состояниями, проявляющиеся аналогичными поведенческими характеристиками, отражёнными в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов метода диагностики межличностных отношений с некоторыми показателями «Шестнадцати личностных факторов» опросник (Кеттелла). Исследование факторной валидности показало, что исследуемые ДМО показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность - подчинённость» и «дружественность - враждебность».

Надёжность ретестовая (интервал теста - 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я», имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» - от 0,16 до 0,66.

В первой главе нами были рассмотрены особенности профессиональных психодиагностических методик вообще и методики диагностики межличностных отношений в частности.

Дано краткое описание отдельных методов диагностики межличностных отношений.

Рассмотрена история создания методики диагностики межличностных отношений:

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Тимоти Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих вариантов межличностного взаимодействия.

Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан Опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик - эпитетов, всего 128. Тест был задуман как подспорье клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования MMPI. русскоязычной версии ДМО. В ходе подготовки этой версии был не только накоплен значительный опыт применения методики, но и существенно переосмыслена теоретическая концепция. Собчик Л.Н. была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и обсчёта данных, а также применение теста в контексте социометрического исследования.

Процесс совершенствования и разработки психодиагностического материала ещё не закончен и в практической части нами будет рассмотрены дополнительные возможности метода диагностики межличностных отношений как инструмента диагностики самооценки.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...