Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи экспериментальной части




 

В экспериментальной части работы мы рассматриваем, какие стили межличностных отношений являются преобладающими в исследуемой группе; каким образом группа экспертов оценивает стили межличностных отношений респондентов; является ли самооценка стилей межличностного взаимодействия испытуемых адекватной.

Целью экспериментальной части нашей работы является определение возможностей метода диагностики межличностных отношений (ДМО) в исследовании самооценки стиля межличностных отношений.

Задачи, выполняемые в ходе эксперимента:

Диагностика стиля межличностных отношений испытуемых.

Оценка экспертной группой стиля межличностных отношений.

Определение различий в самооценке и оценке экспертной группой стиля межличностных отношений.

Контрольное исследование самооценки при помощи дополнительной методики.

Методики и тесты, используемые в исследовании:

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО).

Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено.

Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн.

База проведения: Южно-Уральский государственный университет, факультет психологии, группа №317.

Количество респондентов (N) - 20 человек.

Рассмотрим используемые тесты более подробно.

Исследование самооценки типа межличностных отношений производится при помощи метода экспертных оценок. Эксперту предлагается ответить на вопросы, оценивая тип межличностных отношений исследуемого респондента. Респондент отвечает на опросник, оценивая себя. Полученные результаты сравниваются и делается вывод об адекватности либо неадекватности самооценки испытуемых.

Количественные показатели (баллы по числу совпадений с ключом) откладывается на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырём. На уровнях, соответствующих полученным баллам, в каждом октанте проводится дуга. Отделённая внутренняя часть заштриховывается. Полученные профильные оценки наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определённых поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0 - 3 балла) могут быть результатом скрытности или неоткровенности испытуемого. Если в дискограмме отсутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполагается, что испытуемый не проявил должной откровенности.

Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведённых показателей, а на совокупность их взаимоотношений.

Образец профиля личности изображён на рисунке 1 «Профиль личности (дискограмма) по методике диагностики межличностных отношений».


Рис. 1 - Профиль личности (дискограмма) по методике диагностики межличностных отношений

 

Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено.

Для определения группы экспертов нами был использован метод социометрии, предложенный Дж. Морено. Рекомендуется использовать параметрическую процедуру с ограничением числа выборов до 3-х. Введение ограничения числа выборов призвано повысить надёжность социометрических данных, заставить испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствовали бы определённым критериям. Для того, чтобы повысить уровень откровенности в выборах испытуемых, опрос лучше проводить анонимно.


Социометрическая карточка имеет следующий вид:

 

Тип Критерии

Выборы (Ф.И.О.)

1 Профессиональные отношения Кого из Ваших коллег (одногруппников) Вы можете считать самым лучшим профессионалом?      
2 Межличностные отношения С кем из коллег (одногруппников) Вам общаться приятнее (легче) всех?      

 

Обработка результатов:

Обработке подвергаются данные, отражающие профессиональные отношения, хотя учитываются и выборы в межличностных отношениях. Данные отражаются в таблицах, подобных таблице 1. В таблицу могут вноситься как фамилии, так и присвоенные порядковые номера.

 

Таблица 1 - Социоматрица группы

Выбирающий №

Выбираемый №

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1                                        
2                                        
3                                        
4                                        
5                                        
6                                        
7                                        
8                                        
9                                        
10                                        
11                                        
12                                        
13                                        
14                                        
15                                        
16                                        
17                                        
18                                        
19                                        
20                                        
Выбор в проф. отношениях                                        
%*                                        
Выбор в м/л отношениях                                        
%*                                        

 

+ - положительный выбор в профессиональных отношениях;

☺ - положительный выбор в межличностных отношениях;

* - от количества возможных выборов группе.

Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн.

Для изучения самооценки использовалась модификация теста Дембо - Рубинштейн, предложенная А.А. Барановым [2].

Респондентам предлагается оценить особенности сформированных у них межличностных отношений по десятибалльной шкале по следующим параметрам:

авторитарность;

эгоистичность;

агрессивность;

подозрительность;

подчиняемость;

зависимость от мнения других;

альтруистичность;

дружелюбие.

Бланк ответов смотри в приложении II.

Критерии уровня самооценки:

заниженная - 1-3 баллов при оценке испытуемым большинства предложенных качеств;

завышенная - 8-10 баллов при оценке большинства из предложенных качеств;

адекватная - 4-7 баллов при оценке большинства из предложенных качеств.

Завышенная самооценка считается более нормальной, чем заниженная, поэтому в спорных ситуациях завышенная самооценка может приравниваться к адекватной.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...