Кодирование: понятие, сущность, цели, методы
Кодирование – это образование и присвоение кода классификационной группировке и / или объекту классификации4. Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировке или объекта классификации. Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения, по которому можно найти, распознать любой объект среди множества других. Правила кодирования 1. Код должен иметь определенную структуру построения. 2. Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков. 3. Код должен способствовать упорядочению объектов. Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из следующих элементов: алфавит, основание, разряд, длина. Алфавит – система знаков, принятых для образования кода (применяются цифры, буквы, сочетания, штрихи). Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Эти алфавиты широко используются в товароведении и в различных классификаторах. Например, Общероссийским классификатором продукции классу обувь присвоен код 88, в Общеотраслевом классификаторе видов экономической деятельности ЕС подсекции Текстильная промышленность соответствует код DB. Число знаков в коде называется основанием кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом. Разряд кода - это позиция знака в коде. Так как каждый знак кода характеризует какой-то заранее обусловленный признак объекта, то разряд несет определенную смысловую нагрузку. Например, в общероссийском классификаторе продукции стеклу строительному листовому оконному толщиной 2 мм будет соответствовать код 59 1121. Первые две цифры означают, что это изделия из стекла, фарфора и фаянса.
При построении кода часто принято применять пробел – определенное расстояние между знаками. Пробел выполняет разделительную функцию, а в приведенном выше примере позволяют выделить класс товаров. Длина кода – это число знаков в коде без учета пробелов. Таким образом, длина кода отличается от его основания количеством пробелов. А в нашем примере длина кода будет 6, а основание – 7. Во избежание ошибок при записи или передаче в структуру кода вводят контрольное число. Контрольное число – это расчетное число, используемое для проверки правильности записи кода. Методы кодирования Кодирование объектов (товаров) осуществляется несколькими методами. К ним относятся: порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный. Последовательный и параллельный способы кодирования взаимосвязаны с разновидностями методов классификации, соответственно с иерархическим и фасетным (рис. 1.7).
Рис. 1.7 Взаимосвязь разновидностей методов классификации и кодирования. Порядковый метод кодирования – это образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенный знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование товаров, классифицированный по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, список студентов по алфавиту в журнале, обеспечивает систематизацию только по одному признаку, а остальные признаки будут различными. Однако, отсутствие какой- либо дополнительной информации о студентах – является недостатком этого метода. Серийно-порядковый метод кодирования – это образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, при этом отдельные серии или диапазоны этих чисел закрепляются за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить маркировка рыбных консервов, на банках которых индекс Р обозначает рыбную промышленность, а цифры видовое наименование рыбы.
К достоинствам этого метода относится относительная простота применения, а недостатком этого метода является дополнительное распределение множества объектов по определенным признакам. Последовательный метод кодирования – это образование и присвоение кода классификационной группировке, осуществляемое с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Примером практического применения последовательного метода кодирования является кодирование товаров в Общероссийском классификаторе продукции. Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Недостатками являются: жесткость, фиксированность, сложность изменения для введения дополнительных признаков. Преимуществом является большая информационная емкость при небольшой величине кода. Основным достоинством является высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков объектов. Параллельный метод кодирования – это образование и присвоение кода классификационной группировке с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. Несмотря на высокую степень упорядоченности, так как группировки независимы – это не позволяет определить общие и отличительные признаки. Однако, при этом методе емкость классифицируемых объектов не ограничена. Достоинствами являются: удобство для обработки с помощью вычислительной техники, гибкость кода облегчает введение изменений в фасету. Недостатком – недостаточная связь между отдельными группировками. Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|