Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личное и общественное отношение к алкоголизации




Парламентский центр по антиалкогольной политике РФ

Казанская государственная медицинская академия

Республиканская клиническая психиатрическая больница МЗ РТ

Республиканский наркологический диспансер РТ

А.М. Карпов

Г.З. Шакирзянов

САМОЗАЩИТА ОТ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Москва 2004

 

Печатается по решению Ученого Совета
Казанской государственной медицинской академии

Рецензенты:

В.В. Корченов - руководитель парламентского центра по антиалко­гольной политике, вице-президент Международной Лиги трезвости и здо­ровья, доктор социологических наук, профессор, член Союза писателей

Т.Н. Дудко - заместитель директора Реабилитационного центра НИЦ наркологии МЗ РФ, доктор медицинских наук

A.M. Валеева - доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотера­пии Казанской государственной медицинской академии, кандидат меди­цинских наук

Е.А. Яскевич - директор медицинских программ и проектов, главный врач Российской нарколинии Международной ассоциации по борьбе с нар­команией и наркобизнесом, кандидат медицинских наук

Карпов A.M., Шакирзянов Г.З.

Самозащита от алкоголизации. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимости от алкоголя. — Москва: Изда­тельство «Олита», 2004. — 52 с.

В издании кратко и систематизировано изложены современные пред­ставления о разных аспектах использования алкоголя людьми - с медицин­скими, социальными, политическими, религиозными и другими целями. Все фармакологические эффекты алкоголя соотнесены с потребностями человека. Дано структурированное описание состояния алкогольного опья­нения с выделением фармакогенных, психологических, социальных и культуральных составляющих. Авторы подводят читателей к самостоятельному умозаключению о том, что алкоголизация противоречит их личным инте­ресам, и к принятию идеи добровольного отказа от алкоголизации на осно­ве разумного эгоизма.

Предназначено для медиков, педагогов и широкого круга читателей.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Глубокоуважаемые читатели, в ваших руках очень интересная и полез­ная книга «Самозащита от алкоголизации». Ее содержание и значение для людей намного шире проблемы профилактики алкоголизма. Авторы повы­шают статус читателя до высокого уровня развитой и самодостаточной личности. Нам, россиянам, надо научиться осознавать себя Людьми и жить, руководствуясь своим умом, распознавать и отвергать все формы обмана и эксплуатации каждого из нас и всей нации.

Алкоголизация народа нашей страны является угрозой потери нацио­нальной безопасности и вырождения. Это сложнейший узел всех проблем современности - демографических, оборонных, политических, идеологиче­ских, социальных, экономических, культурных, медицинских, педагогиче­ских, правовых и др. Развязать этот узел сложно. Народ России уже шагнул в алкогольную пропасть. В данный момент нашей истории необходимо срочно развернуть около ста миллионов человек, ориентированных рекла­мой пива и пропагандой нетрезвого стиля жизни, на алкоголизацию, - в противоположном направлении - на трезвость.

Эту архисложную, задачу можно решить! В этом уверены авторы книги и предлагают очень смелый, умный и нравственный способ - самозащиту от алкоголизации. Убежденность авторов в наличии у соотечественников достаточных интеллектуальных, волевых и нравственных ресурсов для са­моспасения на основе добровольного отказа от алкоголизации передается читателю, побуждает присоединиться к чувствам и мыслям авторов. Первый заместитель министра здравоохранения РФ, Главный государст­венный санитарный врач страны, член-корреспондент РАМН - Г.Г. Онищенко поддержал идею и признал ее российской моделью профилактики. Она имеет шансы для успешного использования во всех пьющих странах, для объединения людей в процессе решения общих проблем.

Председатель Всероссийского общества

трезвости и здоровья,

Почетный гражданин Московской области

и г. Электросталь,

Дважды Герой Социалистического Труда

В.М. Ярыгин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из самых острых и сложных для решения проблем современного общества является рост потребления алкогольной продукции.

Людей, заинтересованных в росте производства и реализации алкоголь­ных изделий, много. Они очень активны и предприимчивы и достигли больших успехов в организации производства, рекламы и сбыта пива и крепких напитков. Эти предприниматели создают рабочие места, платят налоги и вносят большой вклад в доходную часть бюджета. Свою деятель­ность они считают полезной для общества. Их поддерживают миллионы людей, покупающих и употребляющих алкогольную продукцию.

Но не меньшее число людей, высказывают протесты против рекламы пива и распространения его потребления школьниками, студентами, осо­бенно девушками. Врачи озабочены ростом числа больных алкоголизмом, учителя - снижением дисциплины и успеваемости, милиционеры - ростом правонарушений, совершаемых нетрезвыми людьми. Негативные послед­ствия алкоголизации очень велики. Это неоспоримый факт. Люди, призы­вающие к ограничению рекламы и продажи алкогольных изделий, правы и тоже выражают мнение миллионов людей.

На фоне спора сторонников и противников алкоголизации трудно сде­лать свой личный выбор. Его можно облегчить, если «спорную террито­рию» четко ограничить самыми значимыми для человека личными потреб­ностями - быть живым, здоровым, работоспособным, счастливым, успеш­ным в удовлетворении материальных, социальных и нравственных запро­сов.

Человек имеет право любить себя. Предложение углубить и расширить любовь к самому себе ни у кого не вызывает возражений. С этим согласны все, но реализовать любовь к себе можно только, проявляя разум и волю.

Побуждение людей к использованию в жизни имеющихся знаний и мыслительных способностей, опора на надежный фундамент разумного эгоизма, стали новой стратегией профилактики саморазрушительного сти­ля жизни. Это новая, предложенная профессором A.M. Карповым, науко­емкая технология образования, воспитания и психотерапии. Она включает точно рассчитанный и сбалансированный комплекс информирования, разъ­яснения, убеждения, внушения, мотивирования, приемов активации вооб­ражения, мышления, памяти, интеллекта, воли, побуждающая людей к доб­ровольному соблюдению гигиенических, социальных и нравственных норм.

В книге «Самозащита от алкоголизации» даны систематизированные представления об алкоголе и его влиянии на человека, о сути опьянения и алкогольных традиций. Понятно, доступно, демократично, авторы обеспе­чивают право читателя выбирать свое личное, осознанное отношение к ал­коголю. Сочетание демократического права выбора с информированно­стью, образованностью и культурой, с материальными, социальными и нравственными потребностями людей отвечает запросам наших современников.

Проблемы, связанные с нелегальным или немедицинским употреблени­ем наркотиков, будут более успешно решаться, если граждане станут до­рожить своим здоровьем, если прекратиться повальное увлечение курени­ем. Необходимо устранить циничное, практически не ограниченное в финансовых возможностях манипулирование общественным сознанием, а также условия для обретения огромных капиталов на производстве и про­даже алкогольных напитков. На этих направлениях нужно работать всем гражданам и ведомствам, защищающим их интересы.

Книгу написали известные в нашей республике специалисты - заве­дующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской го­сударственной медицинской академии, главный внештатный психотера­певт МЗ РТ, главный внештатный психиатр МЗ РФ в Приволжском феде­ральном округе, вице-президент Международной академии трезвости - профессор A.M. Карпов и заслуженный врач РТ, руководитель Республи­канского центра по лечению табачной зависимости, вице-президент Все­российского общества трезвости и здоровья - Г.З. Шакирзянов. Эта книга является продолжением цикла книг для населения «Самозащита от нарко­мании», «Самозащита от курения», «Самозащита от стресса», которые за последние 2 года издавались в нашей республике по 3-5 раз, оказались вос­требованными и высоко оцененными.

Профилактику наркотизации в форме добровольного отказа людей от нее на основе их разумного эгоизма Первый заместитель министра здраво­охранения России, Главный государственный врач МЗ РФ, Г.Г.Онищенко навал Российской моделью профилактики. Она являет убедительное нрав­ственное и интеллектуальное превосходство подходов к профилактике рос­сийских ученых. К этой высокой оценке присоединились татарстанские. российские и международные государственные и общественные организа­ции. Идея самозащиты на основе разумного эгоизма отвечает и запросам и условиям современного общества. Она стала развиваться в разных направ­лениях и в разных регионах. Доклады авторов книги звучали на двух все­мирных конгрессах в Москве и на международной конференции в Австра­лии. Это новая, оригинальная, наукоемкая, конкурентоспособная «тонкая технология», которая преумножает славу нашей республики и достойна широкого распространения. Я считаю, что книга «Самозащита от алкоголи­зации» принесет большую пользу читателям.

Секретарь Межведомственной комиссии

Совета Безопасности Республики Татарстан

По противодействию злоупотреблению

Наркотическими средствами и их незаконному

обороту

Е.Н. Гатцук


От авторов

Каждому из нас известны люди с разными вариантами отношения к употреблению пива, вина, водки, коньяка и других опьяняющих на­питков. Разброс мнений колеблется от полного, осознанного отрицания их употребления до абсолютной убежденности в полезности и необходимости в определенных ситуациях «выпить». Между крайними вариантами множе­ство промежуточных - пить «культурно», «умеренно», «как все», «по праздникам», «при стрессе» и т.д. Даже религии по-разному относятся к алкоголю. Ислам его строго запрещает. В христианстве присутствует риту­альное употребление вина в очень малых дозах, не вызывающих опьяне­ния.

Кому верить? Кто прав? Лучше никому не верить, а самим разобраться и сделать свой собственный выбор.

В настоящее время определить свое собственное отношению к алко­голю, сделать свой личный, свободный выбор «пить или не пить» очень трудно, но нужно. Трудно, потому что реклама пива и алкогольных традиций проводится на самом высоком информационном, психологиче­ском, технологическом и финансовом уровнях. Эти ресурсы можно купить за деньги, а денег у производителей и продавцов спиртных изделий на все хватает. Потребление спиртного активно навязывают детям, подросткам и взрослым, используя для этого множество технологий срытого управления чувствами, мыслями и поведением людей.

Для того чтобы самому для себя решить «пить или не пить?» нужны знания об алкоголе и его действии на свой организм, нужно умение логиче­ски мыслить, поступать, руководствуясь разумом, в соответствии со свои­ми интересами, быть действительно свободным человеком, а не исполните­лем желаний корыстных людей. Эти знания и навыки будут самой надеж­ной самозащитой от потребления алкоголя, и самым надежным методиче­ским приемом для оценок действий должностных лиц, ответственных за распространение массовой алкоголизации, интегрированной в современ­ный курс развития экономики, социальной и «культурной» политики.

Общественный опыт показывает, что люди, отказавшись от алкоголиза­ции, начинают рассуждать, осознавать свои интересы, права и возможно­сти, оценивать действия властей, руководителей телевидения и образова­ния, защитников прав и здоровья граждан. От личных интересов они пере­ходят к общественным, так как живут и употребляют алкогольные изделия не в одиночку, а в обществе, и начинают искать ответы на социальные во­просы: Почему нет законов, защищающих детей и подростков от рекламы пива и сигарет? Почему народ самой богатой страны живет в нищете? И т.д. и т.п.

По понятным причинам трезвенничество и здравомыслие не реклами­руются. Эти достоинства нужно приобретать самим, затрачивая интеллектуальные и волевые усилия. Рамки современной свободы слова и демократии это позволяют делать. Информации очень много и она доступна. Нуж­на только наша собственная активность.

Уклониться от выбора «пить или не пить?» невозможно, потому что употребление алкоголя очень широко распространено в современном об­ществе, сопровождает нас от первого до последнего дня, и каждому чело­веку сотни раз предложат выпить в День рождения, в Новый год, в празд­ник, по многим поводам в силу существующих традиций. Надо определить свою позицию и подготовиться к этим ситуациям.

Современное общество соблюдает алкогольные традиции. Телеви­дение показывает, что самые известные люди страны, отмечают успехи и праздники ритуальным бокалом шампанского. Для сохранения и преумно­жения алкогольных традиций создаются все условия - растет производст­во, реклама и продажа пива, вин, водки и другой алкогольной продукции. Приобрести спиртное и «напиться» стало самым «достойным» и доступ­ным действием детей старшего возраста и подростков. Приоритет рыноч­ных отношений в экономике, социальной и идеологической политике соз­дал условия для появления миллионов людей, которым стало выгодно, что­бы другие миллионы людей покупали и потребляли алкогольные изделия.

Однако, дальнейшее логическое развитие главных признаков рынка - эгоизма и индивидуализма людей - стало способствовать росту числа лю­дей, которые сами отказываются от алкоголя на основе разумного эго­изма. Люди стали понимать, что им для успеха в жизни требуются деньги, безупречная репутация, здравомыслие, знания, квалификация, воля, энер­гия, выносливость, надежное душевное и физическое здоровье. Все эти ресурсы личности и организма нужно использовать для себя, чтобы обеспечить себе доходы и карьеру, достойное положение в обществе себе и своим детям. Делать богатым и знаменитым надо себя, а не производителя алкогольной продукции. Долгосрочные планы и крупномасштабные цели становятся более актуальными и значимыми, чем сиюминутные желания «отключиться» и расслабиться, напившись сомнительных алкогольсодержащих жидкостей.

Личное и общественное отношение к алкоголизации

Вопрос «пить или не пить?» на самом деле гораздо более сложный и масштабный. Это самый большой и сложный узел, в котором перепутались интересы, благие и порочные намерения, знания и иллюзии, эмоции и фан­тазии, традиции и предрассудки отдельных людей, общества и государства. Ответ на поставленный вопрос является итоговой, интегративной характе­ристикой личности, общества и государства.

Характеристики личности. Отношение человека к алкоголю характе­ризует полноту и качество его образования и воспитания, степень зрелости личности, способность осознавать и защищать свои интересы, умение логически мыслить и действовать, иерархию потребностей человека, степень самодостаточности, самостоятельности, внушаемости, зависимости и мно­гие другие свойства человека.

Характеристики общества. Личность формируется семьей - родите­лями и родственниками; примерами их поведения, взаимоотношений, се­мейными нормами и традициями, которые направляют, регулируют и кон­тролируют поведение всех членов семьи. В формировании личности участ­вует система воспитательных, образовательных, культурных, детских, мо­лодежных, информационных и других учреждений. В обществе существу­ют разнообразные механизмы формирования личности по заданномуоб­разцу.

Рост числа людей, зависимых от алкоголя, в том числе, подростков и женщин, рост материальных, социальных и духовных потерь, которое об­щество несет вследствие этого, означает, что общественное сознание фор­мируют люди либо заинтересованные в депопуляции России, либо не вы­полняющие своих обязанностей перед обществом. В любом случае итоговая оценка их деятельности отрицательная. Очевидно, что надо менять курс воспитательной, образовательной, информационной, рекламной, культур­ной, молодежной политики и господ, которые ее направили на саморазру­шение людей.

Характеристики государства. Люди - главная ценность государства. Государство должно и обязано создать такую систему воспитания и обра­зования, которая сможет воспроизводить физически-,психически- и духов­но-здоровых людей, способных обеспечить и сохранить самих себя и стра­ну.

Современная система формирования общественного сознания ориенти­рует молодежь не на трудовые и ратные подвиги во имя Родины, а на по­требление и развлечения с использованием всевозможных искусственных стимуляторов. Молодое поколение вымирает от наркомании, алкоголизма и СПИДа, погибает в войнах, криминальных разборках и пьяных драках. Ориентация молодежи на самоуничтожение ради коммерческих инте­ресов производителей и поставщиков деструктивных «удовольствий» не нужна ни обществу, ни государству. Это острая проблема, которую пытаются решить многие государственные службы, общественные органи­зации, школы и семьи, социально-активные люди. Однако, технологии ма­нипулирования сознанием и поведением людей позволяют «делать чудеса». Свобода и демократия незаметно превращаются в психическую и физиче­скую зависимость от чего-то икого-то, в утрату средств, прав и возможно­стей, в добровольное самоуничтожение, но это не осознается и не исправ­ляется.

Авторы благодарны д.с.н., профессору МГУ Корченову В.В. за написа­ние раздела: Общий итог алкоголизации населения России (стр. 8-13).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...