Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5.2 Художественная культура Западной Европы в средние века.




Студент должен

знать:

- периодизацию художественной культуры западного средневековья;

- основные памятники художественной культуры западноевропейского средневековья;

уметь:

- узнавать изученные произведения художественной культуры средних веков;

- определять стилевое различие романского и готического стиля в западноевропейской культуре в средние века;

иметь представление:

- о художественной культуре в средние века в Западной Европе.

 

«Каролингское Возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.

Романский стиль архитектуры. Связь средневе­кового зодчества с традициями римской и византий­ской архитектуры. Основные типы архитектурных построек: монастыр­ские храмы, феодальные замки, городские укрепле­ния и жилые дома. Базилика — господствующий тип храма, его структура, особенности освещения. Архитектурный ансамбль в Пизе (Италия).

Замки феодалов — оборонительные сооружения и важнейшие центры средневековой культуры. Структура замка, сложность его планировки.

Архитектура готики. Основные периоды в разви­тии готической архитектуры. Готические соборы — центр общественной и духовной жизни средневеко­вого города. Собор Нотр-Дам в Париже — шедевр мировой го­тики. Своеобразие готического стиля в архитектур­ных сооружениях Германии. Собор в Кельне.

Условный характер изобразительного искусства в средние века, его зависимость от церковного влияния.. Библейские сюжеты и обра­зы — основа живописных композиций.

Скульптура романского стиля. Возрождение круглой скульптуры,. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (Франция).

Скульптура готики, ее теснейшая связь с архи­тектурой. «Всадник» собора в Марбурге. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собо­ра.

Искусство витража. Техника витражной живо­писи, ее основное назначение. Витражный ансамбль Шартрского собора (Франция).

Эволюция стилистических черт Средневековья в интерьере замков (мебель, шпалеры, изделия прикладного искусства) и одежде. Книжная миниатюра.

Литургическая драма, ее возникновение и попу­лярность в Средние века. Миракли, моралите и мисте­рии как основные виды религиозных представле­ний. Средневековый фарс, причины его возникновения и дальнейшие пути развития.

Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Григорианский хорал. Роль и значение органной музыки в цер­ковном богослужении. Появление и развитие многоголосия (кондукт и мо­тет).

Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества (альба, пасторали, песни крестоносцев, диалоги, плачи, танцевальные баллады). Творчество трубадура Бертрана де Вентадорна и миннезингера Тангейзера.

Тема 5.3 Художественная культура от Древней Руси к России

(IX – XVII вв.).

Студент должен

знать:

- основные произведения художественной культуры средневековой Руси;

уметь:

- узнавать изученные произведения;

иметь представление:

- о значении культуры Византии для развития культуры Древней Руси;

- о художественной культуре средневековой Руси.

История развития художественной культуры сред­невековой Руси: ее теснейшая связь с языческой культурой и важнейшими историческими события­ми. Развитие и творческое переосмысление художест­венных традиций Византии и Западной Европы. Мировое значение древнерусского искус­ства.

Архитектура Древней Руси. Основные черты древнерусского зодчества. Широкое распространение на Руси крестово-купольного типа храма. Золотые ворота. Собор Святой Софии в Киеве. Зодчество Великого Новгорода и его характерные особенности. Храм Святой Софии в Новгороде.

Мозаики и фрески Киевской Софии. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Фресковые росписи Софийского собора, их религиозное и светское содержание. Искусство иконописи XI—XII вв. Икона «Святые апостолы Петр и Павел» (из Софии Новгородской) — один из лучших образцов иконо­писи. Иконы «Спас Нерукотворный» и «Ангел Зла­тые Власы».

Искусство периода феодальной раздроб­ленности. Искусство Великого Новгорода. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Новый тип церкви Рождества Богородицы в Перыни, Спаса Преображения на Ковалеве, Федо­ра Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Формирование Новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Творения владимирских резчиков по камню, декоративное убранство Дмитри­евского собора во Владимире.

Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Начало каменного строительства. Возве­дение белокаменного Кремля. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Мос­ковского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире. Росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. «Звенигород­ский Спас». «Троица».

Московское зодчество и живопись XV-XVI веков. «Ренессансные» тенденции в искусстве при Иване III. Со­здание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Успенский собор Аристотеля Фиораванти. Храмы Соборной площади Московского Кремля.

Становление общерусского стиля в изобразитель­ном искусстве. Творчество Дионисия. Фресковые росписи храма Рождества Бого­матери в Ферапонтовом монастыре.

Москва (Третий Рим) как центр христи­анского мира. Рост городского строительства, поиск новых архитектур­ных решений. Москва — крупнейший центр обще­русской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного). Создание нового типа каменного шатрового хра­ма. Церковь Вознесения в Коломенском. Основные на­правления в развитии изобразительного искусства (Годуновская и Строгановская школы живописи).

XVII век — эпоха крутого перелома в отечественной истории и развитии художественной культуры. Характер­ные особенности архитектуры XVII в. Троица в Никитниках и По­крова в Филях. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Изме­нения в изобразительном искусстве. Творчество Симона Ушакова. Искусство парсуны.

На­родное творчество, праздники и обрядовые дейст­ва — истоки русского театра. Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого.

Языческие и христиан­ские традиции музыкальной культуры. Хоровые песнопения, посвященные церковным праздникам и житиям свя­тых. Рас­пев — основа древнерусского певческого искусства. Искусство колокольных звонов. Скоморохи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...