Тема 5.2 Художественная культура Западной Европы в средние века.
Студент должен знать: - периодизацию художественной культуры западного средневековья; - основные памятники художественной культуры западноевропейского средневековья; уметь: - узнавать изученные произведения художественной культуры средних веков; - определять стилевое различие романского и готического стиля в западноевропейской культуре в средние века; иметь представление: - о художественной культуре в средние века в Западной Европе.
«Каролингское Возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Романский стиль архитектуры. Связь средневекового зодчества с традициями римской и византийской архитектуры. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Базилика — господствующий тип храма, его структура, особенности освещения. Архитектурный ансамбль в Пизе (Италия). Замки феодалов — оборонительные сооружения и важнейшие центры средневековой культуры. Структура замка, сложность его планировки. Архитектура готики. Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы — центр общественной и духовной жизни средневекового города. Собор Нотр-Дам в Париже — шедевр мировой готики. Своеобразие готического стиля в архитектурных сооружениях Германии. Собор в Кельне. Условный характер изобразительного искусства в средние века, его зависимость от церковного влияния.. Библейские сюжеты и образы — основа живописных композиций. Скульптура романского стиля. Возрождение круглой скульптуры,. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (Франция).
Скульптура готики, ее теснейшая связь с архитектурой. «Всадник» собора в Марбурге. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собора. Искусство витража. Техника витражной живописи, ее основное назначение. Витражный ансамбль Шартрского собора (Франция). Эволюция стилистических черт Средневековья в интерьере замков (мебель, шпалеры, изделия прикладного искусства) и одежде. Книжная миниатюра. Литургическая драма, ее возникновение и популярность в Средние века. Миракли, моралите и мистерии как основные виды религиозных представлений. Средневековый фарс, причины его возникновения и дальнейшие пути развития. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Григорианский хорал. Роль и значение органной музыки в церковном богослужении. Появление и развитие многоголосия (кондукт и мотет). Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества (альба, пасторали, песни крестоносцев, диалоги, плачи, танцевальные баллады). Творчество трубадура Бертрана де Вентадорна и миннезингера Тангейзера. Тема 5.3 Художественная культура от Древней Руси к России (IX – XVII вв.). Студент должен знать: - основные произведения художественной культуры средневековой Руси; уметь: - узнавать изученные произведения; иметь представление: - о значении культуры Византии для развития культуры Древней Руси; - о художественной культуре средневековой Руси. История развития художественной культуры средневековой Руси: ее теснейшая связь с языческой культурой и важнейшими историческими событиями. Развитие и творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы. Мировое значение древнерусского искусства. Архитектура Древней Руси. Основные черты древнерусского зодчества. Широкое распространение на Руси крестово-купольного типа храма. Золотые ворота. Собор Святой Софии в Киеве. Зодчество Великого Новгорода и его характерные особенности. Храм Святой Софии в Новгороде.
Мозаики и фрески Киевской Софии. Мозаичное изображение Богоматери Оранты. Фресковые росписи Софийского собора, их религиозное и светское содержание. Искусство иконописи XI—XII вв. Икона «Святые апостолы Петр и Павел» (из Софии Новгородской) — один из лучших образцов иконописи. Иконы «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы». Искусство периода феодальной раздробленности. Искусство Великого Новгорода. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Новый тип церкви Рождества Богородицы в Перыни, Спаса Преображения на Ковалеве, Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Формирование Новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Творения владимирских резчиков по камню, декоративное убранство Дмитриевского собора во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Начало каменного строительства. Возведение белокаменного Кремля. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире. Росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. «Звенигородский Спас». «Троица». Московское зодчество и живопись XV-XVI веков. «Ренессансные» тенденции в искусстве при Иване III. Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Успенский собор Аристотеля Фиораванти. Храмы Соборной площади Московского Кремля. Становление общерусского стиля в изобразительном искусстве. Творчество Дионисия. Фресковые росписи храма Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре. Москва (Третий Рим) как центр христианского мира. Рост городского строительства, поиск новых архитектурных решений. Москва — крупнейший центр общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного). Создание нового типа каменного шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском. Основные направления в развитии изобразительного искусства (Годуновская и Строгановская школы живописи).
XVII век — эпоха крутого перелома в отечественной истории и развитии художественной культуры. Характерные особенности архитектуры XVII в. Троица в Никитниках и Покрова в Филях. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Изменения в изобразительном искусстве. Творчество Симона Ушакова. Искусство парсуны. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Хоровые песнопения, посвященные церковным праздникам и житиям святых. Распев — основа древнерусского певческого искусства. Искусство колокольных звонов. Скоморохи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|