Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 10. Художественная культура второй половины XIX века




 

Тема 10.1 Реализм — направление в искусстве второй половины XIX в.

Студент должен

знать:

- особенности художественного стиля - реализма;

- шедевры изобразительного искусства реализма;

уметь:

- узнавать изученные произведения;

- соотносить произведения с определенным стилем;

иметь представление:

- о жизненном пути и творчестве художников реалистов;

- о русской художественной культуре второй половины XIX в.

Реализм. Эволюция понятия. Хронологические рам­ки реализма. Философия позитивизма — основа эс­тетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве.

Эстетика реализма и натурализм. Реа­лизм как бунт против официально признанного классицизма.

Дальнейшие пути развития реалистического ис­кусства (неореализм, сюрреализм и социалистиче­ский реализм XX в.).

Достижения французских художников-реалистов. Социальная тематика в творчестве Г. Курбе. «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня».

История и реальность в творчестве О. Домье. Домье — выдающийся мастер литографии, их кри­тическая направленность и художественное мас­терство. «Улица Транснонен». Серия «Судьи и адвокаты».

 

Тема 10.2 Импрессионизм, постимпрессионизм.

Студент должен

знать:

- особенности художественного стиля;

- шедевры импрессионизма и постимпрессионизма;

- особенности художественного стиля;

уметь:

- узнавать изученные произведения;

- соотносить произведения с определенным стилем;

иметь представление:

- о жизненном пути и творчестве художников импрессионистов и постимпрессионистов.

 

«Салон Отверженных». Картины Э. Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Соратники и единомышленники Э. Мане (К. Моне, К. Писсарро, П. Ренуар, А. Сислей, Э. Дега). Поиски новых путей в живописи.

Художественные искания импрессионистов. Картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и ее роль в возникновении и становлении импрессиониз­ма. Декоративность и сложная симфония красок в композиции Э. Дега «Голубые танцовщицы». Техника пе­редачи света в живописных полотнах К. Моне («Стог сена в Живерни») и О. Ренуара («Качели»). Творче­ские поиски в области живописных композиций (Э. Мане «Балкон», К. Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», «Вокзал Сен-Лазар», «Кувшинки», Э. Дега «Абсент»).

Городские пейзажи в творчест­ве К. Писсарро («Наводнение в Пор-Марли» и «Опер­ный проезд в Париже»). Атмосфера непринужденной радости и беззаботного веселья в картине «Бал в Мулен де ла Галет». Мас­терство в создании женских портретов («Портрет актрисы Жанны Самари»).

Последователи импрессионистов - постимпрессионисты: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек.

Импрессионизм в скульптуре. О. Роден.

Музыка импрессионизма. Творчест­во К. Дебюсси и М. Равеля.

Тема 10.3 Русское искусство второй половины XIX в.

Студент должен

знать:

- шедевры русского изобразительного искусства второй пол.XIX в.

уметь:

- узнавать изученные произведения;

иметь представление:

- о жизненном пути и творчестве русских художников реалистов;

- о русской художественной культуре второй половины XIX в.

Русские художники-передвижники. «Бунт 14-ти» в Академии и образование «Артели». Общество передвижных выставок. Организация, цели, программа и форма деятельности. Обращение к социальной тематике. в творчестве передвижников. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова («Проводы покойни­ка»). И. Н. Крамской («Полесовщик», «Мина Моисеев»). Н. А. Ярошенко «Кочегар». Развитие жанра реалистического пейзажа. И. И. Шишкин («Лесные да­ли», обобщение ранее изученного). Реалистические пейзажи И. И. Левитана и их лирическая направлен­ность. «Владимирка», «Над вечным покоем». А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.

Реалистическая живопись И. Е. Репина и В. И. Су­рикова. И. Е. Репин «Бурлаки на Волге». «Крестный ход в Курской губер­нии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецко­му султану». Искусство портрета: портреты М. П. Мусоргского и Л. Н. Толсто­го. Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра русской живописи. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

Национальный стиль «1а russe» в культовой и гражданской архитектуре. Альфред Александрович Парланд. Церковь Воскресения («Спас-на-крови») в Петербурге. Николай Иванович Поздеев. Дом Игумнова в Москве.

Развитие русской музыки во второй половине XIX в. Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балаки­рев, А. П. Бородин. «Князь Игорь» — ярчай­шее достижение русского оперного искусства. Творческое наследие М. П. Мусоргского. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»). Оперное творчество Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»). Комическая опера «Сорочинская ярмарка». Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова - оперы «Псковитянка», «Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и т.д.

Творчество П. И. Чайковского. Шедевры симфо­нической музыки (Четвертая, Пятая и Шестая сим­фонии). Оперы («Евгений Онегин» и «Пико­вая дама»). Балетная музыка композитора, «Лебедино­го озеро», «Спящей красавица» и «Щелкунчик».

 

Раздел 11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ.

Тема 11.1 Модерн.

Студент должен

знать:

- характерные особенности стиля модерн;

- основные архитектурные и живописные произведения стиля модерн;

- художественных принципах символизма;

уметь:

- узнавать изученные произведения;

иметь представление:

- о стиле модерн.

Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Характерные особенности стиля. Выработка еди­ного интернационального стиля в искусстве. Общность и различие эстетики символизма и модерниз­ма.

Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро». Синтез искусств как основная идея эстетики мо­дернизма.

Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рациона­лизма и конструктивизма и их воплощение в произ­ведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование но­вых материалов и новых технологий. Модерн в ар­хитектуре как новая качественная ступень в ее раз­витии. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (витражи, панно, скульптура.

кованое гнутое железо, узорная керамическая плит­ка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой.

В.Орта — «совершенный зодчий искусства мо­дерн». Использование природных мотивов орнамен­тов — характерная примета стиля архитектора. Дом Тасселя.

«Каталон­ский модернизм» А. Гауди. Дом Висенса. Дом Батло. Дом Мила. Идея синте­за искусств в оформлении парка Гюэль. Язык алле­горий в архитектурном убранстве собора Саграда Фамилия.

Художественные принципы символизма. Не­примиримый конфликт с искусством реализма и на­турализма, общие черты с эстетикой романтизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойст­венности мира — основа искусства символизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...