Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ тематических модулей





* В начале каждого тематического модуля обязательно (!) определяется цель, которая должна быть достигнута при успешном освоения модуля.

Ключевым положением конечной цели модуля является формирование умения решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологическом процессе, болезни, пациенте.

* На следующем этапе проводится оценка уровня исходной подготовки обучающихся по теме модуля с использованием тематических тестов из сборника: «Задачи и тестовые задания по патофизиологии» (ГЭОТАР‑Медиа, М.: 2011) и/или по дополнительно разработанным тестовым заданиям.

При необходимости (с учетом результатов тестового контроля) проводится коррекция знаний и дополнение информации.

* Далее, по основным проблемным вопросам темы модуля организуется дискуссия между учащимися с участием и под управлением преподавателя. Дискуссия имеет целью определение и коррекцию уровня подготовки учащихся по теме модуля, а также оценку их умения пользоваться учебным материалом. Дискуссия не должна превышать 30% всего времени модуля.

Для формирования у обучающихся умения проводить патофизиологический анализ данных о патологическом процессе, болезни и/или пациенте используются материалы, описанные в разделе «Выполнение обучающих заданий» Методического руководства.

Патофизиологический анализ данных должен проводится учащимися самостоятельно. При необходимости, по предложению преподавателя, анализ может выходить за рамки вопросов по теме модуля. Наиболее аргументированные ответы приводятся в разделе «Варианты ответов на вопросы» Методического руководства.

* Контроль и коррекция усвоения материала (по ходу или в конце освоения модуля) проводятся на основе анализа результатов самостоятельного решения учащимися заданий, имеющихся в Методическом руководстве или в сборнике «Задачи и тестовые задания по патофизиологии» (ГЭОТАР‑Медиа, М.: 2011). При этом возможны как письменные, так и устные решения учебных заданий.



* Письменные варианты решения заданий представляются преподавателю для проверки.

*Устные ответы могут обсуждаться в порядке дискуссии и оцениваться непосредственно во время дискуссии с участием других учащихся. Этот этап занимает около 10% общего времени модуля.

* Каждый модуль заканчивается кратким заключением преподавателя (или, по поручению преподавателя, обучащимся). В нём обращается внимание на типичные ошибки или трудности, возникающие при патофизиологическом анализе задач. При этом преподаватель даёт рекомендации по их предотвращению и/или преодолению.


Часть I
ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

Цель:

Сформировать умение

Решать профессиональные задачи врача

На основе патофизиологического анализа данных о

Типовых патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях

с использованием знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах их возникновения, развития и завершения,

а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики.

Модуль 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ

Цель модуля

Сформировать умение характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины;

определять основные категории и понятия общей нозологии;

Использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе данных о типовых патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях.

СОДЕРЖАНИЕ модуля

Контроль и коррекция исходного уровня подготовки.

А. Тестовый контроль.

Б. Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Предмет, задачи, методы и структура патофизиологии, как учебной дисциплины.

2. Основные понятия и категории общей нозологии: здоровье, болезнь, патогенный фактор, причины и условия возникновения патологического процесса или болезни, патогенез и саногенез, типовой патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция.

3. Моделирование — основной метод патофизиологии.

4. Значение и возможности моделирования различных форм патологии и их экспериментальной терапии.

5. Ограничения экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.

Выполнение обучающих заданий.

 

Задача 1. Проведение патофизиологического анализа экспериментальных данных с целью обучения умению выделять и давать характеристики понятиям: «этиология», «условие, способствующее реализации эффекта причинного фактора», «условие, препятствующее реализации эффекта причинного фактора».

Опыт А

Лабораторное животное (мышь, крыса) помещают в небольшую барокамеру. В течение 2–3 мин откачивают из барокамеры воздух, понижая давление до 170–180 мм рт.ст. (23–24 кПа). Через 0,5–1 мин пребывания в разреженной атмосфере животное проявляет признаки беспокойства: перебирает лапками, почёсывает мордочку, бегает по барокамере; ещё через 2–3 мин наступают клонико–тонические судороги, мочеиспускание, животное лежит на боку, возникают редкие глубокие «вздохи» (терминальное дыхание «гаспинг"). Вскоре происходит полная остановка дыхания, животное погибает. Продолжительность жизни животного в разреженной атмосфере составляет, в среднем, 3 мин.

Вопросы:

1. Действию каких патогенных факторов подверглось животное в данном эксперименте?

2. Какие из указанных Вами патогенных факторов могли быть причиной развившегося патологического процесса (гипобарической гипоксии)?

3. Каким образом можно экспериментально проверить высказанные предположения?

Ответы

1. Животное подверглось воздействию общей гипобарии и снижению парциального давления кислорода.

2. Причинами гибели животного могли быть недостаток кислорода и общая гипобария.

3. Целесообразно создать экспериментальные модели, в которых указанные факторы оказывают раздельное воздействие.

Опыт Б

Из барокамеры откачивают воздух до давления 30–20 мм рт.ст., после чего заполняют барокамеру чистым кислородом до нормального атмосферного давления. Приоткрыв дверцу барокамеры, быстро помещают туда экспериментальное животное и немедленно вновь герметизируют камеру. В дальнейшем поступают так же, как и в предыдущем опыте. Наблюдают за состоянием животного. Вначале у него возникает ориентировочная реакция; затем животное спокойно сидит, никаких патологических явлений у него не отмечается. Через 10 мин опыт прекращают и извлекают животное из камеры. Констатируют его поведение и состояние.

Вопрос. Какие выводы, позволяющие подойти к ответу на вопрос «2» предыдущей задачи, можно сделать на основании результатов этого эксперимента?

Ответ. Гипобария при нормальном парциальном давлении кислорода не приводит к развитию патологических изменений, как в предыдущем эксперименте. Можно предположить, что основным действующим фактором является недостаток кислорода или совместное его действие с общей гипобарией.

Опыт В

Барокамеру заполняют заранее приготовленной газовой смесью, состоящей из 95% азота и 5% кислорода при нормальном атмосферном давлении. Помещают туда экспериментальное животное и продолжают пропускать слабую струю указанной газовой смеси (парциальное давление кислорода в такой смеси равно примерно 37 мм рт.ст.). Обычн через 10–15 мин развиваются судороги и происходит остановка дыхания. Учитывая результаты всех указанных выше экспериментов, дайте аргументированные ответы на вопросы:

Вопросы:

1. Что является причиной развития острой гипобарической гипоксии и гибели животного?

2. Какую роль в развитии этой формы гипоксии и её исходе играет гипобария (понижение общего давления вдыхаемого воздуха)? Каким патофизиологическим термином обозначают подобные факторы?

Ответы

1. Причиной острой гипобарической гипоксии и гибели животного является низкое содержание кислорода во вдыхаемом воздухе.

2. Гипобария в этом случае является условием, усугубляющим действие причины.

Опыт Г

На 3 мышах проведён следующий эксперимент. Мышь №1 подвергают физической нагрузке (плавание в аквариуме, температура воды около 30 °C); через 5 мин в тот же аквариум помещают мышь №2; спустя 5–10 с обоих животных извлекают из воды, помещают в барокамеру вместе с мышью №3 (интактной) и откачивают из барокамеры воздух аналогично задаче №1. Интактная мышь погибает спустя 3–4 мин, мышь №2 — спустя 6–7 мин, мышь №1 выдерживает пребывание в разреженной атмосфере в течение 15 мин, после чего опыт прекращают и извлечённая из барокамеры мышь не проявляет каких‑либо признаков нарушения жизнедеятельности.

Вопросы

1. Какие различия в устойчивости животных к гипоксии установлены в данном эксперименте?

2. Какие механизмы могут лежать в основе наблюдаемых различий реакций животных по отношению к гипобарической гипоксии?

3. Влияет ли гипотермия, возникающая при испарении воды со смоченной поверхности тела в условиях гипобарии на устойчивость к гипоксии? Как обозначить этот этиологический фактор?

Ответы

1. Наиболее устойчивой оказалась мышь №1 (физическая нагрузка), наименее устойчивым – интактное животное.

2. В основе наблюдаемых различий лежат механизмы общего адаптационного процесса. И, прежде всего, те из них, которые приводят к снижению потребления кислорода тканями и увеличению его доставки к ним.

3. Гипотермия, связанная с испарением воды с поверхности тела, является в данном случае условием, также способным повышать («перекрестно») устойчивость организма к гипоксии.

Опыт Д





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.