Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Контроль и коррекция уровня усвоения материала модуля.





Заключение преподавателя.


Модуль 8
ЛИХОРАДКА

Цель модуля

Сформировать умение решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней,патогенез которых включает лихорадочную реакцию.

СОДЕРЖАНИЕ модуля

Контроль и коррекция исходного уровня подготовки.

А. Тестовый контроль.

Б. Собеседование и дискуссия по вопросам:

1.Типовые нарушения теплового баланса организма, их виды, сходство и различие. Характеристика понятий.

2. Лихорадка: этиология; пирогенные вещества, их природа и виды. Механизмы реализации действия пирогенов.

3. Ключевые звенья механизма развития лихорадки. Изменения теплопродукции и теплоотдачи на различных стадиях лихорадки.

4. Изменения в физиологических системах организма при лихорадке.

5. Отличие лихорадки от других гипертермических состояний (гипертермии, теплового, солнечного удара).

6. Биологическое значение лихорадки. Принципы ее лечения.

7. Гипотермические состояния: виды, патогенез, проявления, принципы терапии.

8. Управляемая гипотермия: виды, целесообразность использования в медицине.

Выполнение обучающих заданий.

Задача 1.

Опыт А. У интактного кролика и кролика с выраженной гранулоцитопенией (вызвана инъекцией ПФ, это верно? азот‑иприта), воспроизводят лихорадку путём п/к введения расчетной дозы скипидара.

Вопросы

1. Одинаковой ли будет интенсивность развития лихорадки у этих животных под влиянием введённого скипидара?

2. Предполагаете ли Вы различие в характере температурной реакции у кроликов после в/в инъекции пирогенала?

3. Будет ли отличие во времени развития температурной реакции у этих кроликов на введении скипидара по сравнению с реакцией на введение пирогенала?

Ответы

1. У интактного кролика интенсивность развития лихорадки будет большей в связи с более выраженной лейкоцитарной инфильтрацией очага воспаления и, как следствие, большим образованием вторичного (лейкоцитарного) пирогена.



2. Различие в характере температурной реакции у кроликов после в/в введения пирогенала будет зависеть от степени выраженности гранулоцитопении. Она будет менее выражена при лейкрпении.

3. Температурная реакция на введение пирогенала у интактного кролика разовьётся раньше, т.к. происходит прямая стимуляция выработки лейкоцитами пирогена.

Опыт Б. В эксперименте использованы три кролика. Кролику А в/в введён пирогенал. Через 5 мин у кролика А была взята кровь и приготовлено 5 мл сыворотки, которую затем в/в ввели кролику Б. Ещё через 120 мин у кролика А взята кровь и из приготовленной сыворотки 5 мл в/в ввели кролику В. У всех кроликов проводили постоянную термометрию. У кролика В по сравнению с кроликом Б произошел более быстрый и более выраженный подъём температуры после введения сыворотки. Почему?

Ответ: различия объясняются тем, что для выработки вторичного пирогена требуется определённый латентный период.

Опыт В. Для выяснения значения функционального состояния ЦНС в развитии лихорадки на трёх белых беспородных крысах провели следующий эксперимент. первой ввели внутрибрюшно 0,05% раствор фенамина в дозе 0,6 мл на 200 г массы, 2‑ой — 4% раствор гексенала в том же объёме, 3‑ей — эквивалентный объём изотонического раствора NaCl. После того, как у второй крысы наступило наркотическое состояние, у всех животных измерили ректальную температуру и всем трём крысам внутримышечно ввели одну и ту же дозу пирогенала. Затем через каждые 15 мин у каждого животного измеряли ректальную температуру в течение 1,5 час. Результаты измерений представлены в таблице:

Ы Вёрстка. Таблица

 
36,6 37,0 37,2 37,6 38,1 38,6 38,9
36,6 36,5 36,3 36,1 35,8 35,6 35,2
36,7 36,9 37,1 37,3 37,5 37,7 37,9

Вопросы и задание:

1. Какие факторы могут влиять на положение «установочной точки» терморегуляторного центра?

2. Какие отделы нервной системы участвуют в развитии лихорадочной реакции?

3. Проанализировав результаты эксперимента, попытайтесь объяснить различия в развитии лихорадки у подопытных животных.

Ответы

1. На положение «установочной точки» могут влиять пирогенные факторы, гормоны, функциональное состояние ЦНС.

2. В развитии лихорадки участвуют все (афферентное, центральное и эфферентное) звенья соматического и вегетативного отделов нервной системы.

3. У животного №1 лихорадка развивается быстрее и более выраженно т.к. фенамин, обладающий адреномиметическими свойствами, усиливает эффекты симпатического отдела вегетативной нервной системы. Она, как считают, играет ведущую роль в реализации повышения температуры тела и способен самостоятельно повышать температуру тела до субфебрильных значений. У животного №2 развивается гипотермия, т.к. средство для наркоза (гексенал) блокирует центральные отделы терморегуляторной системы.

Задача 2.

У пациентки Б. 25 лет, находящейся в стационаре в связи с наличием у неё СПИДа, развилась лихорадка (температура тела 38,9 °C), появился кашель с мокротой и боль в правом боку при дыхании. При обследовании выявлена лейкопения за счёт снижения числа лимфоцитов и моноцитов; в мокроте (при окраске по Граму): большое число слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов, различных видов бактерий, положительная реакция на антигены трепонемы.

Вопросы

1. Каковы возможные источники пирогенов в данном случае? Ответ обоснуйте.

2. Как Вы объясните развитие у пациентки лихорадки на фоне лейкопении?

3. Может ли быть связано возникновение данного эпизода лихорадки с наличием у пациентки СПИДа? В случае утвердительного и отрицательного ответа аргументируйте его.

Ответы

1. Источником первичных пирогенов могут быть экзо- и эндотоксины микроорганизмов (у больной положительная реакция на Аг трепонемы либо эндогенные пирогены, высвобождающиеся из разрушающихся под вируса иммунодефицита человека лимфоцитов, либо фрагменты вирусных частиц).

2. Развитие лихорадки на фоне лейкопении объясняется сохранностью гранулоцитарного ростка лейкопоэза и наличием в организме других источников вторичных пирогенов.

3. Возникновение этого эпизода лихорадки у пациентки вероятнее всего связано с наличием у неё ВИЧ‑инфекции, т.к. для состояний иммунодепрессии характерно присоединение вторичной инфекции.

Контроль и коррекция уровня усвоения материала модуля.

Заключение преподавателя.


Модуль 9
НАРУШЕНИЯ ИММУНОГЕННОЙ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА. иммунопатологические состояния.

Цель модуля

Сформировать умение решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней, патогенез которых включает нарушения иммуногенной реактивности организма.

СОДЕРЖАНИЕ модуля





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.