Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обозначения физических величин




Раздел«Теоретическаямеханика»

m – масса;

F (F x, F y, F z) – сила (составляющие силы по координатным осям);

М – момент силы (момент пары);

q – интенсивность распределенной нагрузки;

R (X, Y, Z) – реакция (реактивная сила);

M R – реактивный момент в жесткой заделке;

T – сила натяжения гибкой связи

(каната, троса, ремня);

F ∑ – равнодействующая сила;

М ∑ – равнодействующий момент;

F т– сила трения;

M т– момент трения; G – сила тяжести;

F и– сила инерции;

f – коэффициент трения скольжения;

А – площадь;

S x – статический момент площади относительно оси х;

V – объем;

С – центр тяжести;

W – работа силы (момента силы);

P – мощность силы (момента силы);

l (l AB) – длина (длина между точками A и В);

t – время;

s – перемещение, путь;

v – скорость;

а – ускорение;

a n (a t) – нормальное (тангенциальное) ускорение;

j – угол поворота;

w – угловая скорость; рад/с e – угловое ускорение;

n – частота вращения вала, об/мин;

P – мощность;

h – коэффициент полезного действия (КПД).

Раздел «Сопротивление материалов»

[s] – допускаемое нормальное напряжение (общее обозначение); [sр] – то же, при растяжении;

[sс] – то же, при сжатии; [sсм] – то же, при смятии; – предел прочности;

sВр (sВс)– предел прочности при растяжении (при сжатии);

– предел текучести;

smax (tmax) – наибольшее напряжение в поперечном сечении бруса; sпц – предел пропорциональности;

[t] – допускаемое касательное напряжение; [tкр] – допускаемое напряжение при кручении;

[tср] – то же, при срезе;

j – угол закручивания бруса при кручении;

[j0] – допускаемый относительный угол закручивания;

Е – модуль продольной упругости;

J x, J y – главные центральные моменты инерции;

J p – полярный момент инерции;

М х – изгибающий момент в поперечном сечении бруса относительно оси х; М изг – изгибающий момент, суммарный для бруса круглого поперечного сечения;

М кр – крутящийся момент в поперечном сечении бруса;

N – продольная сила в поперечном сечении бруса;

s [ s ] – коэффициент запаса прочности (нормативный);

Q y, Q – поперечная сила, действующая вдоль оси у или суммарная.

Задания для контрольной работы

Задача №1

Определить аналитическим и графическим способами усилия в стержнях АВ и ВС заданной стержневой системы (рис. 1.1). Исходные данные для задачи своего варианта взять из таблицы 1.

Таблица 1

 

№ варианта № схемы F1, кН F2, кН α1, град. α2, град. α3, град.
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Рис. 1.1

Пример решения задачи №1. Определить реакции стержней, удерживающих грузы F1=70 кН и F2=100 кН (рис 1.2,а). Массой стержней пренебречь.

Рис.1.2

 

Указание. В данной задаче рассматривается равновесие плоской системы сходящихся сил и требуется определить реакции двух шарнирно соединенных между собой стержней, удерживающих два груза. Таким образом, к шарниру В в каждой задаче приложены четыре силы, из которых две неизвестны. Для задач такого типа универсальным является аналитический метод решения.

Последовательность решения задачи:

1. выбрать тело (точку), равновесие которого следует рассматривать;

2. освободить тело (шарнир В) от связей и изобразить действующие на него активные силы и реакции отброшенных связей. Причем реакции стержней следует направить от шарнира В, так как принять считать предположительно стержни растянутыми;

3. выбрать систему координат, совместив ее начало с точкой В, и составить уравнения равновесия, используя условия равновесия системы сходящихся сил на плоскости ;

4. определить реакции стержней из решения указанной системы уравнений;

5. проверить правильность полученных результатов по уравнению, которое не использовалось при решении задачи, либо решить задачу графически.

Решение.

1. Рассматриваем равновесие шарнира В (рис 1.2,а)

2. Освобождаем шарнир В от связей и изображаем действующие на него активные силы и реакции связей (рис.1.2,б)

3. Выбираем систему координат и составляем уравнения равновесия для системы сил, действующих на шарнир В.

4. Определяем реакции стержней R 1 и R 2, решая уравнения. Из уравнения 1:

Подставляем найденное значение R 1 в уравнение 2 и получаем

Знак минус перед значением R 2 указывает на то, что первоначально выбранное направление реакции неверно – следует направить реакцию R 2 в противоположную сторону, т.е. к шарниру В (на рис.1.2,б истинное направление реакции R 2 показано штриховым вектором)

5. Проверяем правильность полученных результатов, решая задачу графически (рис. 1.2,в). Полученная система сил (рис.1.2,б) находится в равновесии, следовательно, силовой многоугольник, построенный для этой системы сил, должен быть замкнутым.

Строим силовой многоугольник в следующем порядке (рис.1.2,в): в выбранном масштабе (например, =2 кН/мм) откладываем заданную силу F 1 (ab = F 1), затем из точки b под углом 300 к горизонту откладываем силу F 2(bc = F 2), далее из точек а и с проводим прямые, параллельные положениям стержней 1 и 2. Эти прямые пересекаются в точке d и в результате построения образуется замкнутый многоугольник abcd, в котором сторона cd=R 2, а сторона da = R 1. Измерив длины этих сторон (в мм) и умножив на масштаб построения , получаем значения реакций стержней:

Графическое решение подтверждает правильность первого решения.

Задача № 2

Определить опорные реакции балки (рис.2.1), лежащей на двух опорах. Данные своего варианта взять из таблицы 2.

Таблица 2

Вариант F, кн q, кн/м М, кн×м а1, м а2, м а3, м
        0,6 1,5 0,4
        0,2   0,2
        0,4   0,4
        1,5   1,5
        1,2   1,4
        1,5   1,4
        1,6 2,2 1,6
        1,5 1,6 1,5
        1,3 1,4 1,3
        1,2 1,6 1,2

 

 

 

М
F
a1
a2
a3

 

 


 

Рис.2.1

Пример решения задачи №2. Определить реакции опор балки (рис.2.2, а).

Рис.2.2

 

Указание. Во всех данных задачах требуется определить реакции опор балок. Учащимся необходимо приобрести навыки определения реакций опор, так как с этого начинается решение многих задач по сопротивлению материалов и деталям машин.

Последовательность решения задачи:

1. изобразить балку вместе с нагрузками;

2. выбрать расположение координатных осей, совместив ось х с балкой, а ось y направив перпендикулярно оси х;

3. произвести необходимые преобразования заданных активных сил: силу, наклоненную к оси балки под углом , заменить двумя взаимно перпендикулярными составляющими, а равномерно распределенную по закону прямоугольника нагрузку – ее равнодействующей, приложенной к середине участка распределения нагрузки;

4. освободить балку от опор, заменив их действие реакциями опор, направленными вдоль выбранных осей координат;

5. составить уравнения равновесия статики для произвольной плоской системы сил таким образом и в такой последовательности, чтобы решением каждого из этих уравнений было определение одной из неизвестных реакций опор;

6. проверить правильность найденных опорных реакций по уравнению, которое не было использовано для решения задачи.

Решение.

1.Изобразим балку с действующими на нее нагрузками (рис.2.2,а)

2. Изобразим оси координат x и y

3.Силу F заменяем ее составляющими и . Равнодействующая qСD равномерно распределенной нагрузки, приложенная в точке пересечения диагоналей прямоугольника (рис.2.2,б), переносится по линии своего действия в середину участка CD, в точку К.

4. Освобождаем балку от опор, заменив их опорными реакциями (рис.2.2,в)

5. Составляем уравнения равновесия статики и определяем неизвестные реакции опор.

a) Из уравнения моментов всех действующих на балку сил, составленного относительно одной из точек опор, сразу определяем одну из неизвестных вертикальных реакций:

кН

b) Определяем другую вертикальную реакцию:

кН

c) Определяем горизонтальную реакцию:

; кН

6. Проверяем правильность найденных результатов:

.

Условие равновесия выполняется, следовательно, реакции опор найдены верно.

Задача №3

Построить графики пути, скорости и ускорения точки, движущейся прямолинейно согласно закону для первых пяти секунд движения. Данные для своего варианта взять из таблицы.

Таблица 3

 

Вариант Уравнение движения точки
  S= 20t-5t2
  S= 20t-4t2
  S= 20t-3t2
  S= 20t-2t2
  S= 19t-5t2
  S= 19t-4t2
  S= 19t-3t2
  S= 19t-2t2
  S= 18t-5t2
  S= 18t-4t2
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...