Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Kinder konnen kooperieren. Как научить детей сотрудничать? . Москва «генезис» 1998. Фопель К. . 1. Социальные и психологические изменения последнего времени




 

KLAUS W. VOPEL

KINDER KONNEN KOOPERIEREN

INTERAKTIONSSPIELE FUR DIE GRUNDSCHULE

BAND 3

iskopress

Клаус Фопель

Как научить детей сотрудничать?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Практическое пособие для педагогов и школьных психологов

Часть 3 Перевод с немецкого

Москва «ГЕНЕЗИС» 1998

Переводчик Оксана Ковалевская

Научный редактор Альбина Локтионова

Художник Виктор Топылин

Фопель К.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3. — М.: Генезис, 1998. — 160 с: ил.

ISBN 5-85297-011-5

" Как научить детей сотрудничать? " — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их " эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

1996 by iskopress, Salzhausen Издательство «Генезис», 1998 Оксана Ковалевская, перевод, 1998 Василий Храмов, рисунок на обложке, 1998 ISBN 5-85297-011-5                                            Виктор Топылин, иллюстрации, 1998

От издательства

Уважаемый читатель!

Мы предлагаем Вашему вниманию серию книг немецкого психолога Клауса Фопеля " Как научить детей сотрудничать? ".

" Как научить детей сотрудничать? " — это сборники психологических игр и упражнений. Они адресованы психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Книги написаны психологом, живущим в Германии, но прочитав Введение, Вы, вероятно, будете удивлены тем, насколько то, что автор пишет о ситуации в немецкой школе и вокруг нее, похоже на положение дел в нашей стране.

Сегодня усилия многих людей, в том числе и психолога К. Фопеля, направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Для многих читателей школа была важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессо-генным и неприятным. 10 или 11 лет, проведенные в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала как для ребенка, так и для учителя прежде всего явлением ценным и позитивным. Глубокое убеждение мое и моих коллег состоит в том, что сейчас это возможно.

Клаус Фопель давно занимается приложением открытий, сделанных разными школами психотерапии, к решению конкретных задач в различных областях жизни: образовании, менеджменте, рекламе, управлении. Экономные немцы, встречаясь с Клаусом Фопелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. И это правда. В личных библиотеках психологов, психотерапевтов, учителей, социальных работников, специалистов по консалтингу и рекламе я обязательно видела от пары книг до пары полок с книгами К. Фопеля. Наше издательство, ориентирующееся на поиск практических психологических технологий для системы образования, не могло пройти мимо трудов этого автора.

Мы с радостью представляем Вам его книги и выражаем надежду на то, что они будут Вам не просто полезны, но и доставят массу удовольствия и радости. Мы также рассчитываем, что Вы творчески подойдете к выбору, адаптации к конкретным условиям и, может быть, дальнейшему развитию предлагаемых игр и упражнений. Нам было бы очень интересно и полезно узнать о Вашем новом опыте.

Желаем успехов!

Научный редактор издания А. В. Локтионова

Введение

" Как научить детей сотрудничать? " — новый сборник интерактивных игр. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их " эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Естественно, мы не случайно перечислили именно эти ценности, поскольку я полагаю, что сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

1. Социальные и психологические изменения последнего времени

Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих " без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

Часто учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и " невинные", как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проб-

лемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и " неуправляемыми". Тогда учителя пытаются еще сильнее вмешиваться в работу класса и ведут себя все жестче и жестче...

Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители, пережившие войну и период восстановления разрушенной страны. Вместе с тем возросшая потребность в деньгах заставляет их работать еще интенсивнее и еще больше. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние проблемы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

На детей давят не только описанные выше изменения в школе и дома, они чувствуют, что и в профессиональной жизни происходят полные драматизма изменения. Никто не может сказать с уверенностью, что даже успешно окончив школу, он сможет работать в той области, которая его привлекает и которая соответствует полученному им образованию. Рынок труда стал придирчивым. Для многих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...