Культурная память поколений
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом. Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первичны значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом. В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — своеобразные инварианты развития, элементы культуры. Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные Украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, Разделение труда, образование, эсхатология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание °гня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие,
искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, число, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовой уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отлучение ребенка от груди, наблюдение за погодой. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образованию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, поэтому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребенок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек научается языку, у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религиозным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты. Сравнивая между собой народы и исторические эпохи, мы убеждаемся в том, что их различия коренятся в природе общества, его социальной организации, а отнюдь не в природе человека и его способностях.
Нет лучшего доказательства родового сходства человечества, чем то, с какой легкостью и радостью современный человек разбирается в литературе, изображающей самые отдаленные эпохи. Чем глубже изучается тот или иной период жизни, тем больше обнаруживается сходство с нами. Универсалии — общие для всех культур черты. Они характеризуют единство людей, живущих в различных обществах. Универсалии происходят от того, что в мире существует очень устойчивый порядок, называемый обществом. Общество — это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было общества, то в мире царили хаос и нестабильность, неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторяющимся из поколения в поколение образованиям, как культурные универсалии. В отличие от общества, культура — это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культурой. Вторая часть — то, что люди делают сейчас. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, которыми они руководствуются в данный момент. Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музей-ных-экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.
Что не осталось в памяти потомков, исчезло бесследно. Мы можем восстановить древние языки и обряды, взаимоотношения и сказки лишь в той степени, в какой они живы сегодня. Влияние быстрых перемен Сегодняшняя молодежь живет в условиях бурного технического прогресса. Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. С начала нынешнего столетия делались все новые и новые поразительные открытия: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою очередь, приводило к изданию еще более совершенных поколений техники. Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей. Отразился он и на социальной сфере. Так, появление автомобиля в корне изменило представления о месте работы и житель-ва, дало возможность людям жить за много миль от своего рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе и подрост-Подростки начали общаться с сотнями сверстников из геогра-ически отдаленных мест. Всю территорию нашей страны опояса- Социология ла сеть шоссе и железных дорог. Она расширила общение людей из разных стран, разных городов, из города и деревни. Многомиллионные потоки пассажиров ежеминутно передвигаются по огромным просторам нашей страны в разных направлениях. Современный образ жизни можно назвать «жизнью на колесах». Рост городского населения привел к появлению мегаполисов. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя окружающую среду. Совершенно изменилась и стала почти непредсказуемой не только природная среда. Изменился и социальный климат. Чем быстрее растет город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль — за соблюдением общественного порядка. Стремительные перемены оказывают глубокое влияние на юношество. Современные подростки должны отдавать больше времени освоению новых технологий, чтобы не отстать от своих сверстников и чувствовать себя более уверенными в будущем. К быстрым переменам в нашей жизни юное поколение обычно приспосабливается намного быстрее, чем пожилое. Это и понятно. Для того чтобы впустить в себя новое, надо расчистить место от старого. У молодых этого места много, а у пожилых меньше. Все полочки и шкафчики их сознания заполнены прошлым — воспоминаниями, привычками, ценностями. То есть всем тем, что именуют жизненным опытом.
Однако молниеносная смена декораций на общественной сцене не проходит для подростков безболезненно. Неосознанно у них вырабатывается механизм преувеличения перемен. Они привыкают, а затем втягиваются в калейдоскоп событий. Вскоре они чувствуют себя неуютно, если что-то не меняется, если на смену старому тут же не приходит новое. Так во всем — в смене правительства, вещей, обстановки, друзей, впечатлений, а иногда и убеждений. Появляется тревожное чувство. Подростки предпочитают жить одним днем: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, — это просто жить день за днем». Стремительные перемены ослабляют значение семьи. Так, все меньшее число сыновей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Образование дети все чаще получают, живя вдалеке от домашних стен. Закончив школу в своем городе, они, в основном по совету тех же родителей, уезжают поступать в вуз, находящийся в столице или другом крупном городе. Но ведь известно, что территориальная разобщенность способствует разрыву эмоциональных связей. Родственники подолгу не видятся, не переписываются и редко звонят, поскольку это дорого. Еще дороже, особенно студенту, приехать домой навестить родителей. А иногда и отец работает вдалеке от дома. Люди разобщаются, родственные связи ослабевают.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|