Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурная память поколений




Если мы представим культуру в виде сложной системы, а имен­но такой должна быть человеческая культура, создававшаяся ты­сячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные кле­точки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух ви­дов — материальными и нематериальными.

Материальные памятники культуры более долговечны. Архео­логи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитив­ные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанав­ливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники дол­говечнее и хранят больший объем информации, чем нематери­альные.

Материальная культура включает физические объекты, создан­ные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, укра­шение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что


они созданы человеком, несут на себе определенное символиче­ское значение, выполняют определенную функцию и представ­ляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, пра­вила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценно­сти, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объек­ты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бра­косочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно по­вторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посред­нике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть свет­ского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является арте­фактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: мате­рия или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первичны значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой инфор­мации, рассуждений, мысли. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — своеобразные инвари­анты развития, элементы культуры.

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, пра­вила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам не­зависимо от географического места, исторического времени и со­циального устройства общества.

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные Украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организа­ция, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухажи­вание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, Разделение труда, образование, эсхатология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание °гня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жести­кулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие,


искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, ги­гиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родствен­ные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медици­на, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, число, акушерство, карательные санк­ции, личное имя, полиция, послеродовой уход, обращение с бере­менными, право собственности, умилостивление сверхъестествен­ных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, ре­лигиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отлучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одина­ково, они имеют одни и те же биологические потребности и стал­киваются с общими проблемами, которые ставит перед челове­ческим родом окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рожде­нием и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образованию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода быва­ет то холодной, то жаркой, поэтому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребенок и беременная жен­щина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает спе­циальные средства ухода за ними. Взрослея, человек научается языку, у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религиозным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

Сравнивая между собой народы и исторические эпохи, мы убеж­даемся в том, что их различия коренятся в природе общества, его социальной организации, а отнюдь не в природе человека и его способностях.

Нет лучшего доказательства родового сходства человечества, чем то, с какой легкостью и радостью современный человек раз­бирается в литературе, изображающей самые отдаленные эпохи. Чем глубже изучается тот или иной период жизни, тем больше обнаруживается сходство с нами.

Универсалии — общие для всех культур черты. Они характеризу­ют единство людей, живущих в различных обществах. Универсалии происходят от того, что в мире существует очень устойчивый поря­док, называемый обществом. Общество — это большая совокуп­ность людей, находящихся между собой в более или менее посто­янной связи (ассоциации), организованных благодаря коллектив­ной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое


целое. Если бы не было общества, то в мире царили хаос и неста­бильность, неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторя­ющимся из поколения в поколение образованиям, как культурные универсалии. В отличие от общества, культура — это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сдела­ли. Это называется социальным наследием, прошлой культурой. Вторая часть — то, что люди делают сейчас. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, которыми они руководствуются в данный момент.

Культурное наследие — часть материальной и духовной куль­туры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испыта­ние временем и передающаяся следующим поколениям как не­что ценное и почитаемое.

Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в куль­турное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музей-ных-экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы стано­вятся частью культурного наследия.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авто­ритетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувели­чиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге на­следие становится фактором сплочения нации, средством объ­единения в периоды кризисов и нестабильности.

Что не осталось в памяти потомков, исчезло бесследно. Мы можем восстановить древние языки и обряды, взаимоотношения и сказки лишь в той степени, в какой они живы сегодня.

Влияние быстрых перемен

Сегодняшняя молодежь живет в условиях бурного техническо­го прогресса. Возможно, ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высоко, как в современном. С начала нынешне­го столетия делались все новые и новые поразительные открытия: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты, ядер­ная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою очередь, приводило к изданию еще более совершенных поколений техники. Техниче­ский прогресс изменил жизнь миллионов людей.

Отразился он и на социальной сфере. Так, появление автомо­биля в корне изменило представления о месте работы и житель-ва, дало возможность людям жить за много миль от своего рабо­чего места. Горожане стали более мобильны, в том числе и подрост-Подростки начали общаться с сотнями сверстников из геогра-ически отдаленных мест. Всю территорию нашей страны опояса-

 

Социология


ла сеть шоссе и железных дорог. Она расширила общение людей из разных стран, разных городов, из города и деревни. Многомил­лионные потоки пассажиров ежеминутно передвигаются по ог­ромным просторам нашей страны в разных направлениях. Совре­менный образ жизни можно назвать «жизнью на колесах».

Рост городского населения привел к появлению мегаполисов. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую мест­ность и загрязняя окружающую среду. Совершенно изменилась и стала почти непредсказуемой не только природная среда. Изменился и социальный климат. Чем быстрее растет город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль — за соблюдением общественного порядка.

Стремительные перемены оказывают глубокое влияние на юно­шество. Современные подростки должны отдавать больше време­ни освоению новых технологий, чтобы не отстать от своих сверст­ников и чувствовать себя более уверенными в будущем.

К быстрым переменам в нашей жизни юное поколение обыч­но приспосабливается намного быстрее, чем пожилое. Это и по­нятно. Для того чтобы впустить в себя новое, надо расчистить ме­сто от старого. У молодых этого места много, а у пожилых меньше. Все полочки и шкафчики их сознания заполнены прошлым — воспоминаниями, привычками, ценностями. То есть всем тем, что именуют жизненным опытом.

Однако молниеносная смена декораций на общественной сцене не проходит для подростков безболезненно. Неосознанно у них вы­рабатывается механизм преувеличения перемен. Они привыкают, а затем втягиваются в калейдоскоп событий. Вскоре они чувствуют себя неуютно, если что-то не меняется, если на смену старому тут же не приходит новое. Так во всем — в смене правительства, ве­щей, обстановки, друзей, впечатлений, а иногда и убеждений.

Появляется тревожное чувство. Подростки предпочитают жить одним днем: «К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, — это просто жить день за днем».

Стремительные перемены ослабляют значение семьи. Так, все меньшее число сыновей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Образование дети все чаще получают, живя вдале­ке от домашних стен. Закончив школу в своем городе, они, в ос­новном по совету тех же родителей, уезжают поступать в вуз, на­ходящийся в столице или другом крупном городе.

Но ведь известно, что территориальная разобщенность способ­ствует разрыву эмоциональных связей. Родственники подолгу не видятся, не переписываются и редко звонят, поскольку это доро­го. Еще дороже, особенно студенту, приехать домой навестить родителей. А иногда и отец работает вдалеке от дома. Люди разоб­щаются, родственные связи ослабевают.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...