Биоритмы здоровья и творчества
Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора... А. Пушкин Еще в юности, знакомясь с биографиями поэтов, мы с удивлением отметили, что многие поэты погибают примерно в одном и том же возрасте — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года. Эту особенность отмечали и сами поэты — Е.Евтушенко, В.Высоцкий... Уверенность в том, что это не случайность, заставила нас более двадцати лет изучать биографии выдающихся ученых, деятелей искусства, литературы и других представителей творческого труда. При этом мы заметили определенную закономерность в чередованиях подъемов и спадов их творческой активности и состояния здоровья. Именно в периоды подъема жизнедеятельности, отмеченные у разных людей приблизительно в одном и том же возрасте, были сделаны крупные научные открытия, выполнены фундаментальные исследования, созданы лучшие произведения искусства. В периоды спада творческая деятельность приостанавливалась или снижалась, возникали или обострялись заболевания, ухудшалось настроение, о чем можно было судить по дневникам и переписке. Но, быть может, эта закономерность распространяется только на выдающихся представителей творческого труда? Мы провели параллельно многочисленные наблюдения над окружающими нас людьми самых разных профессий. Периодичность подтвердилась. Таким образом, развитие человека в детстве и изменение состояния его физического и психического здоровья в зрелом возрасте подчиняются определенному внутреннему биологическому ритму с периодом, равным 7, реже 8 годам. В каждом из таких циклов подъем жизнедеятельности и творческой активности постепенно сменяется снижением тонуса организма и эмоциональной инертностью. Возраст, соответствующий этим состояниям, мы назвали «возрастом устойчивого здоровья» и «возрастом ослабленного здоровья». При 7-летних циклах «возраст ослабленного здоровья» — первый год жизни и далее 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91-й... При 8-летних циклах — первый год жизни и далее 8, 16, 24, 32, 40, 48, 56,
64, 72, 80, 88, 96-й... Состояние ослабленного здоровья в среднем длится около года, удлиняясь к старости. Одни выходят из состояния ослабленного здоровья резко, другие — постепенно, каждый достигает своих высот жизнедеятельности, и длительность наибольшего подъема здоровья и творчества тоже разная. Это зависит от общего состояния организма, возраста, типа нервной деятельности и прочих индивидуальных особенностей. Наибольший подъем жизнедеятельности достигается в среднем к 25—30 годам (у спортсменов значительно раньше), позже он снижается. Но, случается, высокая трудоспособность и творческая активность сохраняются до весьма преклонного возраста. Есть люди, у которых цикличность малозаметна. У представителей творческого труда она выражена особенно ярко. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов влияние внешних факторов — социальных условий, характера работы, обстоятельств личной жизни. Скажем, при потере близких и других несчастьях переход к состоянию ослабленного здоровья может быть более резким и глубоким, а подъем замедлен. При благоприятных обстоятельствах — наоборот. Но и невзгоды переносятся по-разному в зависимости от того, с каким периодом они совпали. Как показали исследования, первые 1 —2 года после «возрастов ослабленного здоровья» бывают достаточно трудными. По-видимому, при ослабленном здоровье начавшийся резкий эмоциональный подъем становится тяжелой нагрузкой для нервной системы. У эмоциональных людей, к которым относятся и поэты, это проявляется в раздражительности, обидчивости, мнительности и приводит к конфликтам, а иногда и к драматическим последствиям, особенно в возрасте 35—50 лет.
Дабы исключить влияние на результаты возможной субъективной оценки отдельных фактов, мы провели еще одно исследование — статистическое. При этом мы исходили из того, что при ослабленном здоровье смертельные исходы заболеваний более вероятны, а следовательно, смертность в «возрастах ослабленного здоровья» должна быть наибольшей. Такую статистическую проверку с построением соответствующих графиков мы провели отдельно для нескольких групп: для известных деятелей Древней Руси (этот исторический период интересен отсутствием в то время эффективной медицинской помощи), для деятелей искусства, для известных физиков всего мира и по данным кладбища — словом, для людей самых разных профессий. Мы использовали также 2 тыс. данных энциклопедического словаря о людях всех времен и народов. Все графики оказались аналогичными, показывая наибольшую смертность, за некоторым исключением, в «возрасте ослабленного здоровья». Мы приводим здесь график, полученный по суммарным данным 3300 человек. Существенно, что многие из отмеченных нами состояний ослабленного здоровья известны медицине под названием «переходный период». Педиатры отмечают волнообразный характер развития детского и юношеского организма, который хорошо прослеживается на росте костей. Они указывают возраст 7,14 лет и 21 год как переходные между периодами интенсивного роста и формирования костей и более медленного их развития. Период 14—16 лет известен также как «трудный возраст» подростков, связанный с перестройкой эндокринной системы. Известны климактерические периоды — после сорока лет и около пятидесяти. В старости психиатры отмечают «скрытую депрессию» — общее резкое ухудшение самочувствия, которое со временем само собой улучшается. Известны «возрастные кризисы» и психологам. Совпадение возраста известных медицине переходных периодов с «возрастом ослабленного здоровья» свидетельствует, что переходные периоды — это различные проявления единого процесса развития и старения человеческого организма, подчиняющегося биологическому ритму, с периодом, равным семи или восьми годам.
Состояния ослабленного здоровья естественны и необходимы, как и ночной сон после дневного бодрствования. По-видимому, после нескольких лет интенсивной жизнедеятельности нужен период расслабления организма для накопления энергии перед следующим подъемом. Это одно из проявлений взаимодействия известных факторов возбуждения и торможения. Некоторые из них связаны с перестройкой определенных функций человеческого организма. Состояния ослабленного здоровья — не болезнь, а закономерные этапы развития. Возраст (лет) График зависимости числа умерших от их возраста: плавная кривая показывает общий характер зависимости. Крутизна ее возрастает после 55 лет, наибольший подъем — в возрасте 68—70 лет. Над усредненным плавным уровнем статистической кривой выделяются острые максимумы, значительная часть которых соответствует «возрастам ослабленного здоровья» с периодом, равным семи или реже восьми годам. Часть графика, расположенная ниже плавной кривой, соответствует состояниям устойчивого здоровья. Здесь период биоритма выражен менее четко вследствие большой продолжительности состояний устойчивого здоровья, которые длятся в среднем несколько лет. Источник: Знание — сила. —-1990. — № 3. — С. 56—67. Возрастные кризисы Древнегреческий мыслитель Теофраст в своей книге «Характеры» отмечал определенную аномалию, когда взрослый мужчина манерой своего поведения уподоблялся юноше. Процесс социализации не представляет собой плавной прямой, точки которой последовательно переходят друг в друга. Напротив, он сопровождается глубокой перестройкой как психологического, так и социального состояния человека. Точки перелома именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их. Прежде всего необходимо уточнить понятие кризиса как такового. Слово «кризис» происходит от греческого глагола со множеством значений, среди которых: разделять, отделять, различать, выделять и т.д. Вот еще однокоренные слова, давно освоенные нашим языком и сознанием: «критика», «критерий». Критиковать, значит разделять, критерий — это то, что помогает нам отделить одно от другого. Суммируя, получаем, что кризис — это нечто разделяющее, в нашем случае — событие в жизни человека, отграничивающее один период его развития от другого.
Итак, под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно. Возрастные кризисы — понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки у человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события.'Наиболее распространенная теория психосоциальных кризисов принадлежит американским ученым Э.Эриксону и Р. Пеку,» 1-й кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если систематически не удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка со стороны ближайших к нему людей, прежде всего матери, особенно если он покинут родителями. В результате у него формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое влияет на поведение всю последующую жизнь. 2-й кризис связан с первым неудачным приучением ребенка к чистоплотности. Слишком строгий, авторитарный контроль родителей за естественными отправлениями ребенка приводит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или стыда за себя. 3-й кризис соответствует второму детству (с 3 до б лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него формируется потребность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать, строгать, пилить, красить и т.д., хотя делает все весьма неумело. Если родители не поддерживают начинаний ребенка, наказывают его за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, запрещают его деятельность, у него формируется безответственность, чувство покорности и неуверенности в себе. 4-й кризис происходит в школьном возрасте. Это период, когда ребенок учится основам трудовой деятельности, требующей длительной сосредоточенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая атмосфера в школе, неправильные методы воспитания могут отбить у него вкус к учебе, развить чувство неполноценности. 6 5-й кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых других). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые он играет.»
6-й кризис свойствен взрослым молодым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и замыканию на самом себе. 7-й кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседневной сферах жизни. Невозможность достичь этого негативно сказывается на семейных отношениях, порождает неудачи в супружеской жизни. Происходит постепенная переоценка ценностей — больше уважается мудрость. С естественной смертью родителей человек впервые начинает ощущать себя представителем того поколения, которое уже встало следующим на очередь. С обособлением детей, образованием у них самостоятельной семьи утрачивается прежняя эмоциональная близость между супругами. Мужчина начинает думать, что свою главную роль социализатора — поставить детей на ноги — он выполнил и вполне может уйти от супруги, завести роман с более молодой женщиной. 8-й кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. Американская исследовательница^Гейл Шиихи,«опубликовавшая в 1976 г. знаменитую книгу «Переходы. Предсказуемые кризисы в жизни взрослого человека», выдержавшую не одно издание, обобщив огромный эмпирический материал, построила собственную типологию возрастных кризисов. '1— возраст 16 лет. Задача — «пересаживание корней». Необходимо «пересадить корни», которые пустили в твое сознание родители, на «свою» почву. «Корни» — это те идеалы, повеления, моральные ценности, которые внушаются детям родителями. Своим примером они как бы командуют: «Делай, как я. Будь таким, как я». А иногда наоборот: «Не делай, как я. Ты же видишь, какая ужасная у меня жизнь». 2 — возраст 23 года. Задача — построение плана на всю Жизнь. Этому возрасту присуще то, что мы именуем юношеским максимализмом. Еще не познав всех трудностей жизни, человек строит широкомасштабные планы: стать выдающимся ученым, иметь пятерых детей, отдельный дом, машину, жить в столице и т.д. Гейл Шиихи выделяет особый тип людей, которых она назвала словом «транзит». Вот он. Блестяще поступает на физический факультет. Через полтора года вдруг бросает университет, уезжает на Тихий океан и нанимается матросом на сейнер. Через два года возвращается и снова поступает на исторический факультет, или на факультет искусствоведения, или куда-то в этом роде. Проучившись два года, бросает все и снова уезжает на «дикий Запад» собирать ковбойские песни. Потом снова приезжает, и так — до 30 — 35 лет. Возможно, в итоге, уже никуда не поступая, он напишет роман (снимет кино, сочинит песню) и станет писателем (режиссером, композитором), а возможно, не станет никем. Потом о нем будут писать, что будущий Художник решил сначала «узнать жизнь», долго путешествовал и наконец, набравшись впечатлений, написал об этом роман. А на самом деле будущий Художник составил план «стать Львом Толстым», на меньшее нечего и замахиваться. В 23 года представляется, что президентом США может стать каждый. А вот Львом Толстым? Президентов много, а Лев Толстой один. В то же время страшно, ведь Лев Толстой может и не получиться. И вот молодой человек старается отодвинуть, отложить решение в надежде, что потом все как-нибудь решится само собой. И когда откладывать дальше уже некуда, а с годами накоплено мужество, чтобы принять решение, тогда он садится и пишет роман. Но все это происходит у молодого человека не на сознательном, а на более глубоком уровне, где выступают расплывчатые картины, неясные образы, часто не облекаемые в слова. Уже приняв решение, он объяснит его каким-либо рациональным способом, чтобы заглушить сомнения, постоянно появляющиеся из глубины подсознания. Как раз основная трудность для человека, попавшего в кризис, и заключается в том, что все проблемы внутреннего переустройства, поставленные жизнью, решаются где-то на полпути между сознанием и подсознанием. А вот другой молодой человек, только что вырвавший корни, бросился, зажмурив глаза, в грохочущий взрослый мир, побарахтался в нем какое-то время, а его потянуло назад, в свою семью, в которой было так тепло, привычно, которая, как кокон, защищала его от всех превратностей настоящей жизни. И вот он пытается с помощью женитьбы воссоздать то теплое гнездышко своего детства. И часто в этом случае его невеста будет очень похожа на его мать. 3 — возраст 30 лет. Задача — коррекция жизненных планов. Столкнувшись с первыми (а может быть, не только с первыми) трудностями, молодые люди вносят изменения в созданные некогда наполеоновские планы. Они осознают, что выдающимся ученым никогда не станут и всю жизнь проведут в провинции. Женитьба тоже не совсем удалась: пятерых детей семья материально не потянет, да и супруга оказалась не той, о которой мечталось. У многих к 30 годам складывается «стиль проживания жизни». Гейл Шиихи перечисляет с десяток таких стилей у мужчин и женщин. Все они имеют некоторое отношение к тому, как человек справляется со своими кризисами. Вечный ребенок. Милый, интересный, эрудированный человек. Холост. Женился было, но через полгода развелся и больше не собирается. Живет с родителями или в соседнем доме, но ходит к ним обедать. Мама стирает его белье и покупает ему сорочки. Есть приятели, но настоящей дружбы, равно как и настоящей любви, нет. А все потому, что 14 лет назад этот человек не смог «пересадить корни» и несет в сердце своих родителей, которые заняли в нем слишком много места. Они-то и мешают ему близко подойти к какому-нибудь другому человеку. Прячущийся. Это типичный бюрократ, человек, который яростно сопротивляется всяким жизненным толчкам, изменениям, поворотам, которые могут выбить из седла и показать, что жизнь не состоялась. Транзит. Человек, который в 23 года не мог решить, кем ему стать, и слоняется, ни на чем не желая остановиться. Интегратор. Старается соединить вроде бы несоединимое: карьеру и моральные принципы, участие в общественной и семейной сфере и т.д. Безмужняя. Имеется в виду незамужняя по убеждению, т. е. женщина, решившая сознательно не выходить замуж, а жить самостоятельной жизнью. Нет, не старая дева, совсем наоборот. У нее есть семья, дети, но нет мужа. Она работает и содержит семью самостоятельно. Она все любит делать самостоятельно. Таких женщин много — почти каждая десятая. Карьеристка с отложенной семейной жизнью. Обычно это женщина — первый ребенок в семье, где отец — сильная, яркая личность, а мать — типичная наседка. После института «карьеристка» поступает на работу и меняет отца на шефа. Теперь вся ее жизнь посвящена продвижению по службе. Она понимает, чтодля того, чтобы добиться успеха в конкуренции с мужчинами, она должна работать в 3 раза лучше, чем они. Проработав таким образом 15 лет, вдруг осознает, что хочет вить гнездышко. В ней просыпается наседка. Но вот беда — она совершенно не знает, как это делается. Конечно, надо найти мужа. Но как это сделать, если последние 15 лет она занималась совсем другим? В ее жизни были мужчины, но она подсознательно выбирала «безопасных» — женатых или Убежденных холостяков. Ей хочется иметь детей, но уже поздно. 4 —возраст 37 лет: кризис середины жизни.Задача — осознание середины жизни. Уже немолодой человек вдруг понимает, что жизненные планы, начертанные в 20 лет, не только полностью не удались, но и времени на исправление по большому счету не остается. Для одних наступает глубокая депрессия, для других — разочарование в жизни, а для кого-то — даже желание уйти из нее. Происходит серьезная переоценка ценностей. Внешние атрибуты успеха отступают на второй план. Человек меньше значения начинает придавать материальным ценностям, в том числе деньгам, карьере, почестям, а больше думает о духовной жизни, о том, чтобы передавать накопленный опыт. Теперь он высоко ценит настоящее, а вместе с ним и теплоту человеческого общения, хочет стать по-настоящему близким своим родным, хочет быть понятым и любимым. Такой поворот происходит к тому же в условиях сильных изменений в организме человека. Все это делает кризис середины жизни самым тяжелым из всех четырех. После него, по мнению Г. Шиихи, — безоблачная жизнь до конца жизни. Правда, в 1984 г. она добавила к этим кризисам еще четыре — в 50, 60, 70 и 80 лет. Статистика Ожидаемая средняя продолжительность жизни для людей, родившихся в 1998 г.1
Для сравнениям 30-е годы этот показатель в России составлял 30 лет для мужчин и 32 года для женщин. Г. Шиихи определяет продолжительность возрастных этапов примерно в 7 лет, психотерапевт В. Файвишевский — 10 лет2. Так, условно говоря, для 20-летних главное — найти дело по душе, 1 По данным Госкомстата и Института геронтологии. См.: Аргументы и фак 2 См.: Файвишевский В. Всякому овощу — свое время // Знание — сила. — овладеть специальностью, выбрать свое место на старте жизни, направление пути. Здесь каждый старается стать «обещающим». Главная задача 30-летних — на избранном пути «набрать скорость», добиться первых успехов, показать другим, а главным образом себе, на что ты способен. В этот период «обещавший» стремится стать «перспективным». У него налаживается семейный уклад, семья становится неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Сорокалетним нужно как можно дальше продвинуться на жизненном пути, «перспективный» должен состояться как специалист, приобрести желаемый социальный статус, в семейной жизни — помочь детям «выйти на старт». Для 50-летних самое важное — утвердить свой авторитет, стать руководителем или воспитателем более молодых; 60-летним важно, пользуясь военной терминологией, «суметь отступить, сохраняя боевые порядки, на заранее подготовленные позиции». Когда человек к определенному возрасту не достиг того, чего он,, согласно общепринятым представлениям или собственным ожиданиям, должен был достичь, он, естественно, переживает это как неудачу, а порой и как крах, катастрофу. Тут таится суть большей части возрастных кризисов. Порой они бывают связаны даже не с самим возрастом, а с закономерными событиями, которые возникают в самой жизни и с возрастом связаны весьма приблизительно. Чаще всего человек не понимает, что у него кризис. Его первая, нормальная реакция на боль — отделаться от нее, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Все происходит внутри него, а он пытается свалить все на внешние обстоятельства. Сначала на тех, кто ему ближе всего, — на жену, детей. Затем на свою работу, на начальника. Затем на район, в котором живет, на город и т.д. А между тем надо постараться подавить в себе это первое движение и заняться своим кризисом всерьез, посвятив какое-то время себе, приведению в порядок своей внутренней жизни. Если семья большая, то у переживающих разные стадии кризиса членов семьи может наступить дисгармония, причины которой не всегда проступают на поверхности. У старшего поколения кризис семидесятилетних, у родителей — сразу два, и один из них — кризис середины жизни, разновозрастные дети по очереди проходят собственные подростковые и юношеские кризисы. Понятно, что когда элементы системы колеблются с разной тактовой частотой, синхронизировать механизм бывает очень непросто. Если бы дело касалось механики, то мастеру достаточно было бы отладить механизм. Но для социальной общности подобный рецепт не подходит. Здесь лучше не вмешиваться в естественный ход событий, а понять его динамику, помочь безболезненно пройти кризисную фазу. Десять шагов к успеху Многие считают, что после 40 лет работать труднее, но в большинстве организаций работать после 40 лет несравненно легче. Американский литератор и писатель Майкл Корда в книге «Успех» дает советы людям, желающим сделать карьеру: 1. Человек несет большую ответственность, но после 40 лет его долж Леонард Бернстайн к 40 годам написал «Вестсайдскую историю» и создал себе репутацию блестящего американского композитора и дирижера. Жечь свет по ночам разумно, когда тебе 20 лет, возможно, даже 30, но не следует проводить бессонные ночи, изучая что-то новое, после 40. 2. До того как исполнится 40 лет, постарайтесь понять, что придает вам 3. Если возможно, разберитесь в своих душевных переживаниях. Чело Всех трудностей, безусловно, избежать нельзя, но нужно быть выше их. Те, кому удается привести в порядок свою личную жизнь до 40 лет, обычно бывают в лучшей форме и легче добиваются успеха, чем те, кто в этом не преуспел. 4. Изучите ваши недостатки. Уясните для себя, что у вас плохо получа 5. Знайте ваши сильные стороны. Только вы сами можете решить, что у 6. Начинайте откладывать деньги, чтобы иметь возможность сказать: 7. Создайте собственную сеть. Если к 40 годам вы не создали сеть дру 8. Учитесь перекладывать часть ответственности и дел на других ис 9. Умейте молчать, когда это необходимо. Легкомысленная болтовня 10. Будьте надежным и верным человеком. Если к 40 годам за вами не И всегда сохраняйте чувство юмора. На этой грешной земле ничто не длится вечно, даже успех. Источник: Литературная газета. — 1988. — 22 июня. Часто особенно ранимыми люди становятся в периоды чисто номинальной смены возрастных этапов, когда одна система ценностей должна смениться другой, и более всех уязвим тот, кто оказался неподготовленным к этой смене. Порой в таких случаях «круглые даты» приобретают символическое, роковое значение. Психотерапевт В. Файвишевский в своей практике сталкивался с наиболее драматичными последствиями переживаний, обусловленных необходимостью перестройки системы ценностей и целей, когда эти переживания выливаются в неврозы или в так называемые психосоматические заболевания, т. е. по своим проявлениям телесные, но обусловленные психологическими причинами. Эти заболевания часто становятся своего рода психологической защитой от вызвавших их переживаний: болезнь переключает на себя внимание от жизненных неприятностей и, делаясь доминирующей заботой, наводит своеобразный порядок в иерархии внутренних ценностей, напоминая, что здоровье — самое главное. Сорокалетний мужчина по характеру, пожалуй, относится к типу «транзита» (по терминологии Гейл Шиихи). Это тип бродяги-романтика. До своего сорокалетия он метался по жизни и по стране, «искал себя» и «вся жизнь была впереди». Но наутро после празднования 40-летнего юбилея проснулся в номере гостиницы с пронзительной мыслью: «Сорок лет, а каков итог? Семьи нет, образование и специальность хотя и получил когда-то, но квалификации нет, репутации нет, своего жилья тоже нет». На фоне этих психологических переживаний у него возник жестокий невроз — боли в сердце, да такие, что врачи сначала даже подозревали стенокардию1. А вот другой случай, когда у человека возник невроз из-за того, что жизнь его не пошла по запланированному им пути, а точнее — из-за того, что он несколько «застрял» на системе цен- 1 См.: Файвишевский В. Всякому овощу — свое время // Знание —сила. — 1986.-№5.-С. 42-43. ностей минувшего жизненного этапа. Это был талантливый исследователь, который блестяще начал четвертый десяток лет жизни с находки, сулившей большое научное открытие и даже начало нового направления в науке. Свое пятое десятилетие он провел в погоне за маячившим открытием. Но оно не состоялось, и не по вине исследователя. Вскоре ученый понял, что дальнейшие поиски обещают мало шансов на успех, что срок оставшейся деятельной жизни в науке для него ограничен и, главное, сам он утратил прежнее горение. Именно это больше всего угнетает. В результате — невроз, упадок сил и разочарование в жизни. Позитивный выход из кризиса середины жизни — найти новую стратегию, новую профессию, приложение своих сил. Ученый, не ставший нобелевским лауреатом, может найти себя в подготовке молодых специалистов или написании книг. Многие отечественные политики, видимо, тоже не без амбиций, после множества взлетов и падений занимаются мемуарами. Смирение перед обстоятельствами, переоценка своих сил и ценностей и в соответствии с этим «перестройка боевых порядков» — основа успешной стратегии выхода из кризиса. Критические возрастные периоды в жизни всегда протекают в виде кризисов. В жизни смена возрастных этапов чаще всего происходит естественно и органично, не вызывая ни болезней, ни потрясений. Так бывает у людей (и это норма), которые заранее готовят себя к жизни на новом возрастном этапе. Кризис может возникнуть у спортсмена, если без достаточного чувства реальности и в сорок лет он будет пытаться ставить рекорды, но этого не случится, если спортсмен, не желающий расставаться со спортом, планирует для себя стать тренером.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|