Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биоритмы здоровья и творчества




Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора...

А. Пушкин

Еще в юности, знакомясь с биографиями поэтов, мы с удивлением от­метили, что многие поэты погибают примерно в одном и том же возрасте — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года. Эту особенность отмечали и сами поэты — Е.Евтушенко, В.Высоцкий... Уверенность в том, что это не случайность, заставила нас более двадцати лет изучать биографии выда­ющихся ученых, деятелей искусства, литературы и других представителей творческого труда. При этом мы заметили определенную закономерность в чередованиях подъемов и спадов их творческой активности и состояния здоровья. Именно в периоды подъема жизнедеятельности, отмеченные у разных людей приблизительно в одном и том же возрасте, были сделаны крупные научные открытия, выполнены фундаментальные исследования, созданы лучшие произведения искусства. В периоды спада творческая де­ятельность приостанавливалась или снижалась, возникали или обостря­лись заболевания, ухудшалось настроение, о чем можно было судить по дневникам и переписке.

Но, быть может, эта закономерность распространяется только на выда­ющихся представителей творческого труда? Мы провели параллельно мно­гочисленные наблюдения над окружающими нас людьми самых разных профессий. Периодичность подтвердилась.

Таким образом, развитие человека в детстве и изменение состояния его физического и психического здоровья в зрелом возрасте подчиняются определенному внутреннему биологическому ритму с периодом, равным 7, реже 8 годам. В каждом из таких циклов подъем жизнедеятельности и твор­ческой активности постепенно сменяется снижением тонуса организма и эмоциональной инертностью. Возраст, соответствующий этим состояниям, мы назвали «возрастом устойчивого здоровья» и «возрастом ослабленно­го здоровья». При 7-летних циклах «возраст ослабленного здоровья» — первый год жизни и далее 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91-й... При 8-летних циклах — первый год жизни и далее 8, 16, 24, 32, 40, 48, 56,


64, 72, 80, 88, 96-й... Состояние ослабленного здоровья в среднем длится около года, удлиняясь к старости. Одни выходят из состояния ослабленно­го здоровья резко, другие — постепенно, каждый достигает своих высот жизнедеятельности, и длительность наибольшего подъема здоровья и твор­чества тоже разная. Это зависит от общего состояния организма, возраста, типа нервной деятельности и прочих индивидуальных особенностей. Наи­больший подъем жизнедеятельности достигается в среднем к 25—30 го­дам (у спортсменов значительно раньше), позже он снижается. Но, случа­ется, высокая трудоспособность и творческая активность сохраняются до весьма преклонного возраста. Есть люди, у которых цикличность малоза­метна. У представителей творческого труда она выражена особенно ярко. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов влияние внешних факторов — социальных условий, характера работы, обстоятельств личной жизни. Ска­жем, при потере близких и других несчастьях переход к состоянию ослаб­ленного здоровья может быть более резким и глубоким, а подъем замед­лен. При благоприятных обстоятельствах — наоборот. Но и невзгоды пере­носятся по-разному в зависимости от того, с каким периодом они совпали. Как показали исследования, первые 1 —2 года после «возрастов ослаб­ленного здоровья» бывают достаточно трудными. По-видимому, при ослаб­ленном здоровье начавшийся резкий эмоциональный подъем становится тяжелой нагрузкой для нервной системы. У эмоциональных людей, к кото­рым относятся и поэты, это проявляется в раздражительности, обидчивос­ти, мнительности и приводит к конфликтам, а иногда и к драматическим последствиям, особенно в возрасте 35—50 лет.

Дабы исключить влияние на результаты возможной субъективной оцен­ки отдельных фактов, мы провели еще одно исследование — статистичес­кое. При этом мы исходили из того, что при ослабленном здоровье смер­тельные исходы заболеваний более вероятны, а следовательно, смерт­ность в «возрастах ослабленного здоровья» должна быть наибольшей.

Такую статистическую проверку с построением соответствующих гра­фиков мы провели отдельно для нескольких групп: для известных деяте­лей Древней Руси (этот исторический период интересен отсутствием в то время эффективной медицинской помощи), для деятелей искусства, для известных физиков всего мира и по данным кладбища — словом, для лю­дей самых разных профессий.

Мы использовали также 2 тыс. данных энциклопедического словаря о людях всех времен и народов. Все графики оказались аналогичными, пока­зывая наибольшую смертность, за некоторым исключением, в «возрасте ослабленного здоровья». Мы приводим здесь график, полученный по сум­марным данным 3300 человек. Существенно, что многие из отмеченных нами состояний ослабленного здоровья известны медицине под названи­ем «переходный период». Педиатры отмечают волнообразный характер развития детского и юношеского организма, который хорошо прослежива­ется на росте костей. Они указывают возраст 7,14 лет и 21 год как переход­ные между периодами интенсивного роста и формирования костей и более медленного их развития. Период 14—16 лет известен также как «трудный возраст» подростков, связанный с перестройкой эндокринной системы. Из­вестны климактерические периоды — после сорока лет и около пятидеся­ти. В старости психиатры отмечают «скрытую депрессию» — общее резкое ухудшение самочувствия, которое со временем само собой улучшается. Известны «возрастные кризисы» и психологам.


Совпадение возраста известных медицине переходных периодов с «возрастом ослабленного здоровья» свидетельствует, что переходные пе­риоды — это различные проявления единого процесса развития и старе­ния человеческого организма, подчиняющегося биологическому ритму, с периодом, равным семи или восьми годам.


шсн

Состояния ослабленного здоровья естественны и необходимы, как и ночной сон после дневного бодрствования. По-видимому, после несколь­ких лет интенсивной жизнедеятельности нужен период расслабления орга­низма для накопления энергии перед следующим подъемом. Это одно из проявлений взаимодействия известных факторов возбуждения и торможе­ния. Некоторые из них связаны с перестройкой определенных функций че­ловеческого организма. Состояния ослабленного здоровья — не болезнь, а закономерные этапы развития.

 
 
 
 
 
 

Возраст (лет)

График зависимости числа умерших от их возраста:

плавная кривая показывает общий характер зависимости. Крутизна ее возрастает после 55 лет, наибольший подъем — в возрасте 68—70 лет. Над усредненным плав­ным уровнем статистической кривой выделяются острые максимумы, значительная часть которых соответствует «возрастам ослабленного здоровья» с периодом, рав­ным семи или реже восьми годам. Часть графика, расположенная ниже плавной кривой, соответствует состояниям устойчивого здоровья. Здесь период биоритма выражен менее четко вследствие большой продолжительности состояний устойчи­вого здоровья, которые длятся в среднем несколько лет. Источник: Знание — сила. —-1990. — № 3. — С. 56—67.

Возрастные кризисы

Древнегреческий мыслитель Теофраст в своей книге «Характе­ры» отмечал определенную аномалию, когда взрослый мужчина манерой своего поведения уподоблялся юноше.

Процесс социализации не представляет собой плавной пря­мой, точки которой последовательно переходят друг в друга. На­против, он сопровождается глубокой перестройкой как психоло­гического, так и социального состояния человека. Точки перело­ма именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их.


Прежде всего необходимо уточнить понятие кризиса как тако­вого. Слово «кризис» происходит от греческого глагола со множе­ством значений, среди которых: разделять, отделять, различать, выделять и т.д. Вот еще однокоренные слова, давно освоенные нашим языком и сознанием: «критика», «критерий». Критиковать, значит разделять, критерий — это то, что помогает нам отделить одно от другого. Суммируя, получаем, что кризис — это нечто разделяющее, в нашем случае — событие в жизни человека, от­граничивающее один период его развития от другого.

Итак, под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы реше­ния проблемы уже не действуют, а новые механизмы или спосо­бы решения еще не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теря­ются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчи­вается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.

Возрастные кризисы — понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки у человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события.'Наиболее рас­пространенная теория психосоциальных кризисов принадлежит американским ученым Э.Эриксону и Р. Пеку,»

1-й кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если систематически не удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка со стороны бли­жайших к нему людей, прежде всего матери, особенно если он покинут родителями. В результате у него формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое влияет на поведение всю последующую жизнь.

2-й кризис связан с первым неудачным приучением ре­бенка к чистоплотности. Слишком строгий, авторитарный конт­роль родителей за естественными отправлениями ребенка приво­дит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или

стыда за себя.

3-й кризис соответствует второму детству (с 3 до б лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него форми­руется потребность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать, строгать, пилить, красить и т.д., хотя делает все весьма неумело. Если родители не поддерживают начинаний ребен­ка, наказывают его за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, запрещают его деятельность, у него формируется безот­ветственность, чувство покорности и неуверенности в себе.

4-й кризис происходит в школьном возрасте. Это период, когда ребенок учится основам трудовой деятельности, требую­щей длительной сосредоточенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая


атмосфера в школе, неправильные методы воспитания могут от­бить у него вкус к учебе, развить чувство неполноценности. 6 5-й кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых других). Неспособность подростка к идентификации может привести к пу­танице ролей, которые он играет.»

6-й кризис свойствен взрослым молодым людям. Он свя­зан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — от­дых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и замыканию на самом себе.

7-й кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выража­ющегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседнев­ной сферах жизни. Невозможность достичь этого негативно сказы­вается на семейных отношениях, порождает неудачи в супруже­ской жизни. Происходит постепенная переоценка ценностей — больше уважается мудрость. С естественной смертью родителей че­ловек впервые начинает ощущать себя представителем того поко­ления, которое уже встало следующим на очередь. С обособлени­ем детей, образованием у них самостоятельной семьи утрачивает­ся прежняя эмоциональная близость между супругами. Мужчина начинает думать, что свою главную роль социализатора — поста­вить детей на ноги — он выполнил и вполне может уйти от супру­ги, завести роман с более молодой женщиной.

8-й кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Американская исследовательница^Гейл Шиихи,«опубликовав­шая в 1976 г. знаменитую книгу «Переходы. Предсказуемые кризи­сы в жизни взрослого человека», выдержавшую не одно издание, обобщив огромный эмпирический материал, построила собствен­ную типологию возрастных кризисов.

'1— возраст 16 лет. Задача — «пересаживание корней». Необходимо «пересадить корни», которые пустили в твое созна­ние родители, на «свою» почву. «Корни» — это те идеалы, повеле­ния, моральные ценности, которые внушаются детям родителя­ми. Своим примером они как бы командуют: «Делай, как я. Будь таким, как я». А иногда наоборот: «Не делай, как я. Ты же ви­дишь, какая ужасная у меня жизнь».

2 — возраст 23 года. Задача — построение плана на всю Жизнь. Этому возрасту присуще то, что мы именуем юношеским


максимализмом. Еще не познав всех трудностей жизни, человек строит широкомасштабные планы: стать выдающимся ученым, иметь пятерых детей, отдельный дом, машину, жить в столице и т.д.

Гейл Шиихи выделяет особый тип людей, которых она назва­ла словом «транзит». Вот он. Блестяще поступает на физический факультет. Через полтора года вдруг бросает университет, уезжает на Тихий океан и нанимается матросом на сейнер. Через два года возвращается и снова поступает на исторический факультет, или на факультет искусствоведения, или куда-то в этом роде. Про­учившись два года, бросает все и снова уезжает на «дикий Запад» собирать ковбойские песни. Потом снова приезжает, и так — до 30 — 35 лет. Возможно, в итоге, уже никуда не поступая, он напи­шет роман (снимет кино, сочинит песню) и станет писателем (режиссером, композитором), а возможно, не станет никем.

Потом о нем будут писать, что будущий Художник решил сна­чала «узнать жизнь», долго путешествовал и наконец, набравшись впечатлений, написал об этом роман. А на самом деле будущий Художник составил план «стать Львом Толстым», на меньшее не­чего и замахиваться. В 23 года представляется, что президентом США может стать каждый. А вот Львом Толстым? Президентов много, а Лев Толстой один. В то же время страшно, ведь Лев Тол­стой может и не получиться. И вот молодой человек старается отодвинуть, отложить решение в надежде, что потом все как-ни­будь решится само собой. И когда откладывать дальше уже некуда, а с годами накоплено мужество, чтобы принять решение, тогда он садится и пишет роман.

Но все это происходит у молодого человека не на сознатель­ном, а на более глубоком уровне, где выступают расплывчатые картины, неясные образы, часто не облекаемые в слова. Уже при­няв решение, он объяснит его каким-либо рациональным спосо­бом, чтобы заглушить сомнения, постоянно появляющиеся из глу­бины подсознания. Как раз основная трудность для человека, по­павшего в кризис, и заключается в том, что все проблемы внут­реннего переустройства, поставленные жизнью, решаются где-то на полпути между сознанием и подсознанием.

А вот другой молодой человек, только что вырвавший корни, бросился, зажмурив глаза, в грохочущий взрослый мир, побарах­тался в нем какое-то время, а его потянуло назад, в свою семью, в которой было так тепло, привычно, которая, как кокон, защи­щала его от всех превратностей настоящей жизни. И вот он пыта­ется с помощью женитьбы воссоздать то теплое гнездышко своего детства. И часто в этом случае его невеста будет очень похожа на

его мать.

3 — возраст 30 лет. Задача — коррекция жизненных пла­нов. Столкнувшись с первыми (а может быть, не только с первы­ми) трудностями, молодые люди вносят изменения в созданные


некогда наполеоновские планы. Они осознают, что выдающимся ученым никогда не станут и всю жизнь проведут в провинции. Женитьба тоже не совсем удалась: пятерых детей семья матери­ально не потянет, да и супруга оказалась не той, о которой мечта­лось.

У многих к 30 годам складывается «стиль проживания жизни». Гейл Шиихи перечисляет с десяток таких стилей у мужчин и жен­щин. Все они имеют некоторое отношение к тому, как человек справляется со своими кризисами.

Вечный ребенок. Милый, интересный, эрудированный человек. Холост. Женился было, но через полгода развелся и больше не собирается. Живет с родителями или в соседнем доме, но ходит к ним обедать. Мама стирает его белье и покупает ему сорочки. Есть приятели, но настоящей дружбы, равно как и настоящей любви, нет. А все потому, что 14 лет назад этот человек не смог «переса­дить корни» и несет в сердце своих родителей, которые заняли в нем слишком много места. Они-то и мешают ему близко подойти к какому-нибудь другому человеку.

Прячущийся. Это типичный бюрократ, человек, который ярост­но сопротивляется всяким жизненным толчкам, изменениям, поворотам, которые могут выбить из седла и показать, что жизнь не состоялась.

Транзит. Человек, который в 23 года не мог решить, кем ему стать, и слоняется, ни на чем не желая остановиться.

Интегратор. Старается соединить вроде бы несоединимое: карье­ру и моральные принципы, участие в общественной и семейной сфере и т.д.

Безмужняя. Имеется в виду незамужняя по убеждению, т. е. жен­щина, решившая сознательно не выходить замуж, а жить само­стоятельной жизнью. Нет, не старая дева, совсем наоборот. У нее есть семья, дети, но нет мужа. Она работает и содержит семью самостоятельно. Она все любит делать самостоятельно. Таких жен­щин много — почти каждая десятая.

Карьеристка с отложенной семейной жизнью. Обычно это жен­щина — первый ребенок в семье, где отец — сильная, яркая лич­ность, а мать — типичная наседка. После института «карьеристка» поступает на работу и меняет отца на шефа. Теперь вся ее жизнь посвящена продвижению по службе. Она понимает, чтодля того, чтобы добиться успеха в конкуренции с мужчинами, она должна работать в 3 раза лучше, чем они. Проработав таким образом 15 лет, вдруг осознает, что хочет вить гнездышко. В ней просыпается на­седка. Но вот беда — она совершенно не знает, как это делается. Конечно, надо найти мужа. Но как это сделать, если последние 15 лет она занималась совсем другим? В ее жизни были мужчины, но она подсознательно выбирала «безопасных» — женатых или Убежденных холостяков. Ей хочется иметь детей, но уже поздно.


4 —возраст 37 лет: кризис середины жизни.За­дача — осознание середины жизни. Уже немолодой человек вдруг понимает, что жизненные планы, начертанные в 20 лет, не толь­ко полностью не удались, но и времени на исправление по боль­шому счету не остается. Для одних наступает глубокая депрессия, для других — разочарование в жизни, а для кого-то — даже жела­ние уйти из нее. Происходит серьезная переоценка ценностей. Вне­шние атрибуты успеха отступают на второй план. Человек меньше значения начинает придавать материальным ценностям, в том числе деньгам, карьере, почестям, а больше думает о духовной жизни, о том, чтобы передавать накопленный опыт. Теперь он высоко ценит настоящее, а вместе с ним и теплоту человеческого общения, хочет стать по-настоящему близким своим родным, хочет быть понятым и любимым. Такой поворот происходит к тому же в условиях сильных изменений в организме человека. Все это делает кризис середины жизни самым тяжелым из всех четырех. После него, по мнению Г. Шиихи, — безоблачная жизнь до конца жиз­ни. Правда, в 1984 г. она добавила к этим кризисам еще четыре — в 50, 60, 70 и 80 лет.

Статистика

Ожидаемая средняя продолжительность жизни для людей, родившихся в 1998 г.1

 

Страна Мужчины Женщины
Япония 77,0 83,6
Швеция 76,5 81,5
Германия США 73,3 72,5 79,7 78,9
Иран 66,3 64,6
Белоруссия 62,9 74,3
Украина 62,7 73,5
Россия 61,3 72,9
Казахстан 59,0 70,2
Ирак 75,3 59,7

Для сравнениям 30-е годы этот показатель в России составлял 30 лет для мужчин и 32 года для женщин.

Г. Шиихи определяет продолжительность возрастных этапов примерно в 7 лет, психотерапевт В. Файвишевский — 10 лет2. Так, условно говоря, для 20-летних главное — найти дело по душе,

1 По данным Госкомстата и Института геронтологии. См.: Аргументы и фак­
ты. - 2000.-№ 21.

2 См.: Файвишевский В. Всякому овощу — свое время // Знание — сила. —
1986. - № 5. - С. 42-43.


овладеть специальностью, выбрать свое место на старте жизни, направление пути. Здесь каждый старается стать «обещающим».

Главная задача 30-летних — на избранном пути «набрать ско­рость», добиться первых успехов, показать другим, а главным образом себе, на что ты способен. В этот период «обещавший» стремится стать «перспективным». У него налаживается семейный уклад, семья становится неотъемлемой частью внутреннего мира человека.

Сорокалетним нужно как можно дальше продвинуться на жиз­ненном пути, «перспективный» должен состояться как специа­лист, приобрести желаемый социальный статус, в семейной жиз­ни — помочь детям «выйти на старт».

Для 50-летних самое важное — утвердить свой авторитет, стать руководителем или воспитателем более молодых; 60-летним важ­но, пользуясь военной терминологией, «суметь отступить, сохра­няя боевые порядки, на заранее подготовленные позиции».

Когда человек к определенному возрасту не достиг того, чего он,, согласно общепринятым представлениям или собственным ожиданиям, должен был достичь, он, естественно, переживает это как неудачу, а порой и как крах, катастрофу. Тут таится суть большей части возрастных кризисов. Порой они бывают связаны даже не с самим возрастом, а с закономерными событиями, ко­торые возникают в самой жизни и с возрастом связаны весьма приблизительно.

Чаще всего человек не понимает, что у него кризис. Его пер­вая, нормальная реакция на боль — отделаться от нее, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Все происходит внутри него, а он пытается свалить все на внешние обстоятельства. Сначала на тех, кто ему ближе всего, — на жену, детей. Затем на свою работу, на начальника. Затем на район, в котором живет, на город и т.д. А между тем надо постараться подавить в себе это первое движе­ние и заняться своим кризисом всерьез, посвятив какое-то время себе, приведению в порядок своей внутренней жизни.

Если семья большая, то у переживающих разные стадии кри­зиса членов семьи может наступить дисгармония, причины кото­рой не всегда проступают на поверхности. У старшего поколения кризис семидесятилетних, у родителей — сразу два, и один из них — кризис середины жизни, разновозрастные дети по очереди проходят собственные подростковые и юношеские кризисы. По­нятно, что когда элементы системы колеблются с разной такто­вой частотой, синхронизировать механизм бывает очень непросто. Если бы дело касалось механики, то мастеру достаточно было бы отладить механизм. Но для социальной общности подобный ре­цепт не подходит. Здесь лучше не вмешиваться в естественный ход событий, а понять его динамику, помочь безболезненно пройти кризисную фазу.


Десять шагов к успеху

Многие считают, что после 40 лет работать труднее, но в большинстве организаций работать после 40 лет несравненно легче. Американский ли­тератор и писатель Майкл Корда в книге «Успех» дает советы людям, же­лающим сделать карьеру:

1. Человек несет большую ответственность, но после 40 лет его долж­
ны ценить за опыт, знания, умение принимать решения, а не за способ­
ность работать ежедневно по 18 ч. Большинство основных благ, сопутству­
ющих успеху, обычно накапливается после 40 лет, если вы делаете то, что
следует делать до наступления этого возрастного порога. Так что же сле­
дует делать? Первое. Необходимо основательно подготовиться, изучить
до 40 лет все, что касается вашего бизнеса или профессии.

Леонард Бернстайн к 40 годам написал «Вестсайдскую историю» и со­здал себе репутацию блестящего американского композитора и дирижера. Жечь свет по ночам разумно, когда тебе 20 лет, возможно, даже 30, но не следует проводить бессонные ночи, изучая что-то новое, после 40.

2. До того как исполнится 40 лет, постарайтесь понять, что придает вам
уверенность в себе и раскованность — стиль одежды или какие-то неболь­
шие нюансы, делающие вас непохожим (или непохожей) на других. До 40 лет
нужно твердо выработать свой собственный стиль. Никто не выглядит столь
неуверенным в себе, как человек, пытающийся изменить свой облик в се­
редине карьеры.

3. Если возможно, разберитесь в своих душевных переживаниях. Чело­
веку, который счастлив в личной жизни, гораздо легче подниматься по сту­
пенькам служебной лестницы, чем тому, кто оказывается втянутым в эмо­
циональный кризис. Кроме того, несчастье сродни болезни — постепенно
оно затмевает интерес ко всему остальному.

Всех трудностей, безусловно, избежать нельзя, но нужно быть выше их. Те, кому удается привести в порядок свою личную жизнь до 40 лет, обычно бывают в лучшей форме и легче добиваются успеха, чем те, кто в этом не преуспел.

4. Изучите ваши недостатки. Уясните для себя, что у вас плохо получа­
ется, чего вы не можете выносить, чего вы не хотите делать. Если вы не
любите работать с цифрами, если вам нравится творческий труд, не за­
ставляйте себя выполнять счетную работу только потому, что за нее лучше
платят, или потому, что от вас этого ждут другие. Найдите работу, которая
доставляет вам радость, до того, как вам исполнится 40 лет.

5. Знайте ваши сильные стороны. Только вы сами можете решить, что у
вас хорошо получается, а также уяснить, какая работа приносит вам удо­
вольствие, что вы делаете лучше других.

6. Начинайте откладывать деньги, чтобы иметь возможность сказать:
«Я увольняюсь». Ничто так не угнетает, как полная зависимость, сознание
того, что ты не можешь себе позволить уйти с работы или сменить карьеру.

7. Создайте собственную сеть. Если к 40 годам вы не создали сеть дру­
зей или хотя бы людей, которые полагаются на вас и к которым вы можете
обратиться в случае необходимости, ваше положение незавидное.

8. Учитесь перекладывать часть ответственности и дел на других ис­
полнителей. Многие люди не делают этого — не могут, а в результате они
обречены всегда занимать подчиненное положение. Умение переклады­
вать часть ответственности на других — это половина успеха.


9. Умейте молчать, когда это необходимо. Легкомысленная болтовня
погубила больше карьер, чем что-либо еще. Репутация человека, которому
можно доверить тайну, значит гораздо больше, чем популярность, легко
добываемая теми, кто разносит сплетни. На более высоких руководящих
постах умение хранить тайну ценится на вес золота.

10. Будьте надежным и верным человеком. Если к 40 годам за вами не
закрепилась репутация абсолютно, стопроцентно надежного человека, этот
недостаток будет преследовать вас до конца вашей карьеры.

И всегда сохраняйте чувство юмора. На этой грешной земле ничто не длится вечно, даже успех.

Источник: Литературная газета. — 1988. — 22 июня.

Часто особенно ранимыми люди становятся в периоды чисто номинальной смены возрастных этапов, когда одна система цен­ностей должна смениться другой, и более всех уязвим тот, кто оказался неподготовленным к этой смене. Порой в таких случаях «круглые даты» приобретают символическое, роковое значение. Психотерапевт В. Файвишевский в своей практике сталкивался с наиболее драматичными последствиями переживаний, обус­ловленных необходимостью перестройки системы ценностей и целей, когда эти переживания выливаются в неврозы или в так называемые психосоматические заболевания, т. е. по своим про­явлениям телесные, но обусловленные психологическими при­чинами. Эти заболевания часто становятся своего рода психоло­гической защитой от вызвавших их переживаний: болезнь пере­ключает на себя внимание от жизненных неприятностей и, де­лаясь доминирующей заботой, наводит своеобразный порядок в иерархии внутренних ценностей, напоминая, что здоровье — самое главное.

Сорокалетний мужчина по характеру, пожалуй, относится к типу «транзита» (по терминологии Гейл Шиихи). Это тип бродя­ги-романтика. До своего сорокалетия он метался по жизни и по стране, «искал себя» и «вся жизнь была впереди». Но наутро после празднования 40-летнего юбилея проснулся в номере гостиницы с пронзительной мыслью: «Сорок лет, а каков итог? Семьи нет, образование и специальность хотя и получил когда-то, но квали­фикации нет, репутации нет, своего жилья тоже нет». На фоне этих психологических переживаний у него возник жестокий не­вроз — боли в сердце, да такие, что врачи сначала даже подозре­вали стенокардию1.

А вот другой случай, когда у человека возник невроз из-за того, что жизнь его не пошла по запланированному им пути, а точнее — из-за того, что он несколько «застрял» на системе цен-

1 См.: Файвишевский В. Всякому овощу — свое время // Знание —сила. — 1986.-№5.-С. 42-43.


ностей минувшего жизненного этапа. Это был талантливый ис­следователь, который блестяще начал четвертый десяток лет жиз­ни с находки, сулившей большое научное открытие и даже на­чало нового направления в науке. Свое пятое десятилетие он провел в погоне за маячившим открытием. Но оно не состоя­лось, и не по вине исследователя. Вскоре ученый понял, что дальнейшие поиски обещают мало шансов на успех, что срок оставшейся деятельной жизни в науке для него ограничен и, главное, сам он утратил прежнее горение. Именно это больше всего угнетает. В результате — невроз, упадок сил и разочарова­ние в жизни.

Позитивный выход из кризиса середины жизни — найти но­вую стратегию, новую профессию, приложение своих сил. Уче­ный, не ставший нобелевским лауреатом, может найти себя в подготовке молодых специалистов или написании книг. Многие отечественные политики, видимо, тоже не без амбиций, после множества взлетов и падений занимаются мемуарами.

Смирение перед обстоятельствами, переоценка своих сил и ценностей и в соответствии с этим «перестройка боевых поряд­ков» — основа успешной стратегии выхода из кризиса.

Критические возрастные периоды в жизни всегда протекают в виде кризисов. В жизни смена возрастных этапов чаще всего про­исходит естественно и органично, не вызывая ни болезней, ни потрясений. Так бывает у людей (и это норма), которые заранее готовят себя к жизни на новом возрастном этапе. Кризис может возникнуть у спортсмена, если без достаточного чувства реально­сти и в сорок лет он будет пытаться ставить рекорды, но этого не случится, если спортсмен, не желающий расставаться со спортом, планирует для себя стать тренером.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...