Сколько возрастов у человека?
* Этапы социализации определяются сменой человеческих возрастов. Главных возрастов четыре — детство, юность, зрелость и старость.*Но их может быть гораздо больше. А сколько именно? Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. В науке не существует единой точки зрения относительно того, сколько возрастов на самом деле у человека. Причина заключается в том, что границы между возрастами весьма условные. Объективные процессы, сопровождающие переход в другой возраст, растягиваются или проявляются у разных людей по-разному. К примеру, старческий склероз у одних возникает в 80 лет, а у других уже в 50. Чаще всего возрастной дифференциацией людей занимаются психологи и физиологи, придерживающиеся разных взглядов. В частности, известный психиатр =Харри Салливан»выделял 6 фаз в развитии человеческой личности: младенчество — заканчивается с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной; детство — связано с потребностью во взрослых товарищах по играм; малолетний возраст — потребность в настоящих товарищах по играм, похожих на самого себя; подростковый период — потребность в близких отношениях с приятелем или закадычным другом того же пола; юность — потребность в близком партнере противоположного пола; - зрелость — чувства к избраннику противоположного пола преобладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость встречается гораздо реже, чем нам кажется). Человеческую жизнь можно разделять не только на возрасты, т.е. биологически оформленные периоды созревания и взросления организма, но также на фазы жизненного цикла. Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособленные этапы (фазы) жизни человека. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, развитием эмоциональной и интеллектуальной сфер человека, постановкой целей, стилем и образом жизни. Ученые предлагают самые разные классификации стадий жизненного цикла. В частности, американский ученый/Шарлотта Бюл ер.-выделил а 5 главных фаз жизненного цикла.
Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим, о будущем имеет весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей. «Фаза II длится с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками, и быстро достичь поставленных целей.» Фаза III длится с 25 до 40—45 лети соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый насыщенный период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей. Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности. Отныне, заглядывая в будущее, он вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Фаза V начинается в преклонном возрасте — в 65 — 70 лет. В этот период многие люди уже не ставят цели, которые они наметили бы в юности. Свои силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.
Ж. Годфруа и другие психологи разделяют жизненный цикл, т.е. всю человеческую жизнь от ее зарождения до самой смерти, на четыре больших периода: внутриутробный период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние)1. В свою очередь, каждый из них делится на несколько стадий. Так, например, детство включает три стадии: а) первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года; б) второе детство (с 3 до 6 лет); в) третье детство (с 6 до 12 лет). Свои подпериоды имеют также отрочество и зрелость. Но о них речь впереди. Согласно данным этнографии, каждое племя по-своему устанавливает возрастные периоды в жизни человека. В племени кво-ма они таковы: младенчество — до 2—4 лет; переходный период — от 2 — 4 до 4 — 5 лет; детство — от 4 — 6 до 6 — 9 лет; отрочество — от 6 —9 до 16 — 17 лет; после этого — взрослое состояние. В племени ороколо различаются следующие возрастные ступени для мальчиков: акоре хекаи — ходит голый; акоре икуа — носит пояс с небольшой кисточкой спереди; ерекаи хекаи (лет с 12) — носит пояс с большим прикрытием спереди; миро-акоре — живет в изоляции, готовится к обрядам посвящения; хоахо — молодой холостяк; аре-бина — новый человек (после прохождения 1 См.: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М, 1992. — Т. 2. — С. 8 —9. Идея начинать жизненный цикл человека с внутриутробного периода не является изобретением современной психологии. У древних монголов начало жизни отсчитывалось не с момента рождения, а с начала внутриутробного развития. У многих народов, как свидетельствуют этнографические данные, существовали многочисленные обычаи, обряды и представления, связанные с зачатием и появлением ребенка на свет. г обрядов посвящения); хаера-еапапо — большой человек; оапау — старик1. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к выводу, что возрастные границы младенчества, детства, отрочества и юности колеблются в следующих пределах: младенчество длится до 2 — 3 лет, детство — с 2 — 3 до 6 — 7, отрочество — с 6 — 7 до 13—15, и юность — с 13 — 15 до 18 — 25 лет2. Младенчество начинается с появления на свет, заканчивается отнятием от груди. Встречается и другой признак, знаменующий окончание младенчества, — ребенок начинает ходить. Возрастные периоды выражены у мальчиков гораздо ярче, чем у девочек. Объясняется это тем, что мальчик из члена семьи (младенчество, детство) станет полноправным членом общины, а девочке предстоит лишь переход из одной семьи (родительской) в другую семью (к мужу и будущим детям). Переход мальчика из семьи в общину связан с прохождением сложных и длительных обрядов инициации, а переход девочек из одной семьи в другую, после брака, сопровождается несложным свадебным обрядом.
Каждому возрасту присущи свои психофизиологические особенности и социальные привычки. Как правило, в 20 лет человек физически сильнее и темпераментнее, чем в 50. Но зато в 50 он опытнее, чем в 20. Каждый возрастной период наиболее пригоден для выполнения определенной социальной функции, для определенного рода деятельности: молодой солдат выносливее пожилого, а командир должен быть достаточно взрослым, чтобы иметь опыт руководства. Каждый возраст ставит и определенные социальные задачи: молодой должен учиться, пожилой — учить. Возрасты человеческой жизни — как звенья в одной цепочке. Но выньте одно или два звена из обычной цепочки и мало что изменится. Просто она станет чуть короче. Но сущность ее не изменится. Совсем иначе происходит в цепочке нашей жизни. Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, которые не способен выполнить другой, пусть и более зрелый, сложный, развитой. Расположенная во времени цепочка человеческой жизни складывается не из отдельных звеньев, а из последовательных стадий. Нельзя перескочить через одну из них и оказаться на следующей. 1 См.: Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этногра 2 См. там же. — С. 15. А в жизни общества происходит разве не так? Каждое общество, будь то американское, российское или французское, должно пройти в своем развитии стадии младенчества, юности, зрелости и старости. В младенчестве общество еще только учится, перенимает научные и технические достижения у других стран. В юности пытается создать что-то свое, экспериментирует, часто подражает чужой моде, стараясь вести себя не так, как это следует из собственной природы, а так, как это модно за рубежом.
Возможно, сегодня наше общество находится именно на такой фазе. У него еще очень молодая и неокрепшая демократия, полная противоречий и крайностей. Мы во многом подражаем другим странам, прежде всего западным, только потому, что это модно. В зрелом возрасте общество, как и человек, больше прислушивается к своему «Я», стремится быть самостоятельным, независимым. Оно уже знает, чего именно хочет, какова его цель в жизни, какими средствами ее достигать. У него сформировались целостная концепция жизни, стройное мировоззрение, последовательная линия поведения. В 1962 г. симпозиум геронтологов (Ленинград) утвердил градации зрелого возраста, принятые затем зарубежными учеными: 40 — 60 — средний возраст; 60—75 — пожилой; 75 — 90 — старческий; свыше 90 — долгожители. Возрастная пирамида Пирамида возрастов, или возрастно-половая пирамида, населения дает наглядное графическое изображение распределения людей по возрасту и полу. Она представляет собой двустороннюю направленную диаграмму, на которой число людей каждого возраста и пола, или доля их в населении, изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от О до 100 лет, слева — для мужчин, справа — для женщин. Поскольку вследствие смертности в старших возрастах число людей, как правило, меньше, изображение для полного набора возрастов имеет форму пирамиды. Возрастная пирамида строится обычно по данным переписей или обследований населения по годичным или 5-летним возрастным группам так, чтобы площадь ступеней пирамиды соответствовала числу людей (тыс.) каждого возраста и пола или при сравнениях — доле их в населении (%). Длина ступени при этом соответствует плотности данной возрастной группы, т.е. числу людей, приходящихся на единицу возраста (рис. 1).
Рис. 1. Возрастная пирамида населения СССР по данным переписей 1926 и 1970 гг.
В начале 30-х годов XX в. было введено понятие трех типов возрастной структуры населения, которым соответствуют формы возрастной пирамиды: для молодого населения она имеет форму правильной пирамиды, для постаревшего — форму колокола, для очень старого — форму урны (рис. 2).
Возрастная структура — распределение населения в соответствии с возрастом. В международной статистике при построении возрастной структуры принято учитывать сведения о распределении по полу и возрасту (0 —14 лет, 15 — 64, старше 65). Признано, что возрастная структура влияет на социально-экономическую си- стему общества. Странам с молодым населением (высокий процент тех, кому менее 15 лет) приходится инвестировать огромные деньги в строительство школ, а странам с пожилым населением—в медицину и здравоохранение. Возрастная структура может, кроме того, использоваться в политических прогнозах. К примеру, увеличение молодежной безработицы может привести к отставке правительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|