Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Реализация программы экономических реформ в России в 1992 г




 

В октябре 1991 года на Пятом съезде народных депутатов Б. Ельцин объявил о проведении в стране «радикальных экономических реформ» В ноябре приступило к работе правительство единомышленников во главе с Б. Ельциным. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло в основном из ученых экономистов.

Все они были молоды (от 35 до 40 лет). С одной стороны, они хорошо знали основные направления западной экономической мысли, но с другой - почти никто из них не имел опыта хозяйственной деятельности и государственного управления крупного масштаба. К тому же «новые министры не имели явных и устойчивых связей с какими-либо группами интересов в производственной сфере». Министры честно предупреждали общество о трудном и болезненном переходе к рынку, поэтому настаивали на быстрых и решительных реформах, - промедление грозило поражением. Правда, никто не представлял себе, какие реальные трудности ждут всех на этом пути.

Новое правительство не пыталось внедрять отдельные рыночные элементы в чуждую среду, а стремилось к созданию настоящего рынка товаров и факторов производства на основе механизма конкуренции. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий входили: либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного дефицита, постепенная стабилизация валютного курса и отказ от множественности курса рубля, структурная перестройка.

В январе 1992 года был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Однако «устранение жесткого контроля за ценами со стороны государства в условиях сохранения всеобщей монополизации производства в стране сразу же привело к небывалому росту абсолютно всех цен»: к концу 1992 года примерно в 100-150 раз при росте средней заработной платы в 10-15 раз.

Эти первые мероприятия нового правительства вызвали резко отрицательную политическую реакцию со стороны вице-президента А.В. Руцкого и Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова, вокруг которых начали сплачиваться различные социальные силы, оппозиционно настроенные к новому курсу. Сопротивление этих сил стало особенно заметно проявляться на фоне кризиса неплатежей, охватившего к лету 1992 года почти всю экономику. «И слабые, и сильные предприятия были опутаны сложными взаимными расчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации к рыночным отношениям».

Другим фактором, побудившим часть директорского корпуса государственных предприятий к сплочению, стал вопрос о либерализации цен на энергоносители, который до тех пор находился в монопольном ведении государства. Ситуация осложнялась еще и тем, что правительство направило в Международный валютный фонд (март 1992 года) Меморандум о предстоящей либерализации цен на энергоресурсы.

Заметим, что аналогичное заявление о предстоящей всеобщей либерализации цен осенью 1991 года заставило население, товаропроизводителей и торговую сеть заранее экономически и психологически подготовиться к этому шагу. К тому же если, по выражению обозревателей, «в тот период основная масса директоров смутно представляла себе последствия этого процесса в виде спросовых ограничений», то уже к весне 1992 года ситуация резко изменилась. Руководители предприятий начали понимать, что освобождение цен на энергоносители вместе с кризисом неплатежей может реально угрожать им банкротством.

К началу лета 1992 года в стране сформировался мощный проинфляционный блок «Гражданский союз», в который входили представители военно-промышленного и агропромышленного комплексов, партии центристского и левоцентристского толка, различные профсоюзные организации. Опасаясь начала банкротства предприятий, промышленники и лидеры профсоюзов «были готовы поддержать инфляцию, которая, на их взгляд, являлась для трудящихся меньшим злом, нежели безработица». В этом их поддержал Шестой съезд народных депутатов (апрель 1992года) и многие средства массовой информации. Правительство Е. Гайдара должно было считаться с этим, и ему пришлось идти на компромиссы и лавирование. Весной 1992 года промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даныльготные кредиты, что сразу же сказалось на ходе реформ, а это означало некоторое отступление от провозглашенного курса на стабилизацию, снижение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита и т.д..

Правительство стало привлекать на свою сторону ряд директоров государственных предприятий, особенно тех, кто уже сумел приспособиться к новым условиям хозяйствования. Для них были сделаны некоторые уступки в денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах, а в состав правительства вошли директора наиболее крупных предприятий ВПК и топливно-энергетического комплекса (В. Шумейко, Г. Хижа, В. Черномырдин). Таким образом правительство стало коалиционным.

Летнее «отступление правительства» под напором сил хозяйственников ослабило провозглашенную ранее жесткую кредитно-денежную политику. В результате этого осенью 1992 года резко ускорился рост цен (до 5% в неделю в сентябре-ноябре) и произошло обвальное падение курса рубля (в три раза за два месяца). Руководители предприятий, профсоюзы ценой тяжелого социального опыта наконец осознали правоту предостережений Е. Гайдара о том, что «мягкая бюджетная политика» неизбежно приведет к катастрофическим последствиям в экономике России.

Можно сказать, что с июля по декабрь 1992 года реформы как бы замерли. Это было связано также и с тем, что в июле 1992 года Верховный Совет назначил В. Геращенко председателем Центрального банка России, что нанесло заметный ущерб макроэкономической стабилизации, поскольку В. Геращенко был сторонником увеличения денежной массы в экономике страны.

декабря 1992 года, когда на Седьмом съезде народных депутатов Е. Гайдар был снят с должности и.о. премьер-министра, а через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, казалось, что «с реформой покончено, и Россия находится на пороге гиперинфляции». Но одновременно в правительство Черномырдина был назначен вице-премьером и министром финансов молодой экономист Б. Федоров, который всеми возможными методами пытался воплотить в жизнь программу макроэкономической стабилизации, что позволило удержать страну от падения в пропасть.

 


Финансовая политика

 

Одной из важных целей, провозглашенных правительством осенью 1991 г., было достижение бездефицитного бюджета. Для этого предусматривалось осуществление налоговой реформы, жесткое сокращение и секвестирование государственных расходов. В первые месяцы 1992 г. были сокращены расходы на инвестиции, на оборону, дотации. Энергичные действия правительства дали быстрые и зримые плоды. «Дефицит консолидированного бюджета, составлявший в декабре 1991 г., по разным оценкам, от 20 до 32% ВВП, в январе 1992 г. снизился до 5%, а в феврале сменился суффицитом в 6,3% ВВП».

Усилившееся давление на правительство со стороны различных социальных групп, с одной стороны, резкое падение доходов федерального бюджета в мае-августе в реальном исчислении, а в мае-июне и в номинальном исчислении, с другой - спровоцировали обвальное раздувание расходной части государственного бюджета за пределы экономически возможного. «По сравнению с мартом в августе расходы на народное хозяйство повысились в 5,4 раза, на социально-культурные мероприятия-в 9,5 раза, на оборону-в 5 раз, в то время как доходы федерального бюджета возросли лишь в 4,4 раза». Значительные суммы были выделены на субвенции, бюджетные ссуды, дотирование централизованного импорта. В результате дефицит федерального бюджета, вновь возникший в марте на уровне 0,6%, в апреле уже достиг 7,5%, в мае-9,5, в июне- 18,6, в июле- 17,1, в августе - 26,4% ВВП. Возрастание бюджетного дефицита вызвало увеличение объемов дополнительного заимствования правительства в Центральном банке. Если в апреле кредиты правительству составили 77 млрд. руб., в июне-243 млрд. руб., то а июле и августе объемы заимствования приблизились к 400 млрд. руб. ежемесячно, став тем самым «одним из важнейших инфляционных факторов».

Серьезное ухудшение макроэкономической ситуации, чреватое неконтролируемым ростом денежной массы и срывом в гиперинфляцию, заставило правительство приступить в сентябре к ужесточению бюджетной политики. «Осуществленное в сентябре сокращение расходов федерального бюджета в 2,8 раза-с 525 до 187 млрд. руб.-нельзя не признать чрезвычайным, но и одновременно абсолютно необходимым. Наряду с возросшими на 37% доходами это позволило обеспечить положительное сальдо федерального бюджета в сентябре в размере 7,4% ВВП».

Удачное в целом проведение взаимозачета увеличило налоговые поступления в бюджет в октябре на 322 млрд. руб. или более чем вдвое, что позволило существенно-на 65% -повысить и бюджетные расходы, не допуская при этом возникновения дефицита.

Ограничительная бюджетная политика сентября-ноября имела своим следствием заметное снижение суммарного дефицита федерального бюджета с 13,4% в августе до 5,4% в ноябре. Однако в декабре превышение бюджетных расходов над доходами составило 13% месячного ВВП, что вызвало на свое покрытие дополнительные кредитные ресурсы Центрального банка на сумму свыше 730 млрд. руб. В итоге суммарный дефицит федерального бюджета в 1992 г. составил 6,8% ВВП, а с учетом статей, не учитываемых отечественной статистикой, около 10%.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...