Примерная структура отчета по теме
1) Вводная часть: тема, цели работы. 2) Протоколы основного наблюдения (при пропуске соответствующих занятий – развернутое описание фрагмента дискуссии с обоснованием вычленения отдельных актов и их отнесения к категориям) 3) Результаты первичной обработки: сводные данные наблюдения по частям дискуссии и по участникам (если из-за пропуска занятий используются результаты другого наблюдателя, это должно быть отмечено в тексте отчета). 4) Промежуточные вычисления и результаты расчетов коэффициентов различия (для сравнения собственных результатов с результатами других наблюдателей); качественный анализ полученных данных. 5) Вычисления и графики для проверки закономерностей, выявленных Р. Бейлзом, выводы об их подтверждении или неподтверждении (для каждой закономерности следует приводить количественные показатели по результатам наблюдения; соотношение, выявленное Р. Бейлзом; итоговый вывод). 6) Качественный анализ дискуссии на основе проверки закономерностей, выявленных Р. Бейлзом. 7) Анализ индивидуальных особенностей участников дискуссии 8) Описание возможностей и ограничений использования методики категоризованного наблюдения процесса взаимодействия в ходе дискуссии в работе педагога-психолога. Литература 1. Битянова М. Научное наблюдение //Школьный психолог, 1999, № 38 (http://psy.1september.ru/1999/psy38.htm). 1. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. 607 с. 2. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981, С.176-179. 3. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов /Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 156–168. Описание методики категоризованного наблюдения за процессом дискуссии в группе (Р. Бейлз)
Общие сведения Методика предназначена для наблюдения за процессом взаимодействия в малой группе для изучения подхода группы к решению проблем, статусно-ролевой структуры группы, индивидуальных особенностей участия в обсуждении отдельных участников и др. Существуют различные модификации схемы, предложенной Р. Бейлзом, в зависимости от целей и задач наблюдения, возможностей наблюдателей. Основная идея наблюдения по данной схеме состоит в использовании для описания всех особенностей вербального и невербального поведения участников дискуссии системы из 12-ти категорий. Мы приводим вариант методики, адаптированный для данного учебного курса. Наблюдение Основной единицей наблюдения является акт поведения отдельного участника дискуссии – «мельчайший различимый сегмент вербального или невербального поведения, который наблюдатель в состоянии зафиксировать после соответствующей тренировки, используя заданный набор категорий, в условиях, когда он непрерывно делает серию отметок о поведении участников» (R. F. Bales, цит. по [Психологическая диагностика, 1981, с. 177]) Таблица 1. Система категорий, используемых в наблюдении
Категории систематизированы по нескольким критериям.
1. Выделены социально-эмоциональная область (1–3 и 10–12) и область задачи (4–5). Отдельный акт поведения относится к одной из этих областей в зависимости от того, направлен ли он на установление отношений между участниками группы или на решение групповой задачи. В свою очередь каждая из этих областей делится еще на две части. 1.1. В социально-эмоциональной области выделяются категории, описывающие позитивное поведение (1–3), которое направлено на установление положительных отношений в группе, разрядку напряжения, согласие, и негативное поведение (10–12), которое напротив, способствует осложнению отношений между участниками группы, нагнетанию напряженности, разногласий и т.п. 1.2. В области задачи выделяется ряд категорий, которые описывают активное высказывание мнений, информации, советов и др. (4–6), и более пассивную позицию: запросы у других участников информации, мнений, направлений к действию (7–9). 2. Вся система состоит из 6 пар категорий, которые, по Р. Бейлзу, соответствуют фазам группового процесса решения проблемы. Категории внутри каждой пары сходны по содержанию взаимоотношений участников и отношению к групповым процессам. Но в тоже время, категории входящие в каждую пару относятся к различным областям, и поэтому являются дополнительными друг к другу. Таким образом, выделяют следующие фазы взаимодействия в группе, соответствующие им групповые процессы и проблемы (ключ связи категорий приведен в таблице справа).
а. Ориентировка членов группы в отношении общей задачи; процессы обмена информацией, определения ситуации в групповом сознании – проблема ориентации (6 и 7). b. Оценка хода выполнения задачи членами группы; процессы взаимного оценивания друг друга и внешней информации, формирование групповых ценностей – проблема оценивания, мнений (5 и 8). с. Контроль; попытки индивидов командовать друг другом или влиять друг на друга, формирование статусной иерархии в ходе решения задачи – проблема контроля (4 и 9). d. Фаза принятия группового решения; процесс формирования группового решения проблемы – проблема нахождения решения (3 и 10). e. Фаза ослабления межличностных и внутриличностных напряжений; процессы ослабления и нагнетания межличностных и внутри личностных напряжений, поддержания и нарушения гармонии – проблема преодоления напряженности (2 и 11). f. Проявление солидарности членов группы или раскола между ними; процессы развития и нарушения групповой интеграции, взаимопомощи и поддержки – проблема интеграции (1 и 12).
Читайте также: Методики самоотчета Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|