Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная структура отчета по теме




1) Вводная часть: тема, цели работы.

2) Протоколы основного наблюдения (при пропуске соответствующих занятий – развернутое описание фрагмента дискуссии с обоснованием вычленения отдельных актов и их отнесения к категориям)

3) Результаты первичной обработки: сводные данные наблюдения по частям дискуссии и по участникам (если из-за пропуска занятий используются результаты другого наблюдателя, это должно быть отмечено в тексте отчета).

4) Промежуточные вычисления и результаты расчетов коэффициентов различия (для сравнения собственных результатов с результатами других наблюдателей); качественный анализ полученных данных.

5) Вычисления и графики для проверки закономерностей, выявленных Р. Бейлзом, выводы об их подтверждении или неподтверждении (для каждой закономерности следует приводить количественные показатели по результатам наблюдения; соотношение, выявленное Р. Бейлзом; итоговый вывод).

6) Качественный анализ дискуссии на основе проверки закономерностей, выявленных Р. Бейлзом.

7) Анализ индивидуальных особенностей участников дискуссии

8) Описание возможностей и ограничений использования методики категоризованного наблюдения процесса взаимодействия в ходе дискуссии в работе педагога-психолога.

Литература

1. Битянова М. Научное наблюдение //Школьный психолог, 1999, № 38 (http://psy.1september.ru/1999/psy38.htm).

1. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. 607 с.

2. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981, С.176-179.

3. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов /Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 156–168.

Описание методики категоризованного наблюдения за процессом дискуссии в группе (Р. Бейлз)

Общие сведения

Методика предназначена для наблюдения за процессом взаимодействия в малой группе для изучения подхода группы к решению проблем, статусно-ролевой структуры группы, индивидуальных особенностей участия в обсуждении отдельных участников и др. Существуют различные модификации схемы, предложенной Р. Бейлзом, в зависимости от целей и задач наблюдения, возможностей наблюдателей. Основная идея наблюдения по данной схеме состоит в использовании для описания всех особенностей вербального и невербального поведения участников дискуссии системы из 12-ти категорий.

Мы приводим вариант методики, адаптированный для данного учебного курса.

Наблюдение

Основной единицей наблюдения является акт поведения отдельного участника дискуссии – «мельчайший различимый сегмент вербального или невербального поведения, который наблюдатель в состоянии зафиксировать после соответствующей тре­нировки, используя заданный набор категорий, в условиях, когда он непре­рывно делает серию отметок о поведении участников» (R. F. Bales, цит. по [Психологическая диагностика, 1981, с. 177])

Таблица 1. Система категорий, используемых в наблюдении

Социально- эмоциональная область: позитивная 1. Проявляет солидарность, повышает статус другого человека, помогает, поощряет.              
2. Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.              
3. Соглашается, пассивно повинуется, понимает, уступает другим.              
Область задачи: нейтральная активная позиция 4. Советует, руководит (учитывая автономию других).              
5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства или желания.              
6. Дает ориентацию, информацию, повторяет, уточняет, подтверждает.              
а b c d e f  
пассивная позиция 7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение.  
             
8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств.              
9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия.              
Социально- эмоциональная область: негативная 10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.              
11. Проявляет напряженность, раздражение, просит помощи, уклоняется от совместных действий.              
12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.              

Категории систематизированы по нескольким критериям.

1. Выделены социально-эмоциональная область (1–3 и 10–12) и область задачи (4–5). Отдельный акт поведения относится к одной из этих областей в зависимости от того, направлен ли он на установление отношений между участниками группы или на решение групповой задачи. В свою очередь каждая из этих областей делится еще на две части.

1.1. В социально-эмоциональной области выделяются категории, описывающие позитивное поведение (1–3), которое направлено на установление положительных отношений в группе, разрядку напряжения, согласие, и негативное поведение (10–12), которое напротив, способствует осложнению отношений между участниками группы, нагнетанию напряженности, разногласий и т.п.

1.2. В области задачи выделяется ряд категорий, которые описывают активное высказывание мнений, информации, советов и др. (4–6), и более пассивную позицию: запросы у других участников информации, мнений, направлений к действию (7–9).

2. Вся система состоит из 6 пар категорий, которые, по Р. Бейлзу, соответствуют фазам группового процесса решения проблемы. Категории внутри каждой пары сходны по содержанию взаимоотношений участников и отношению к групповым процессам. Но в тоже время, категории входящие в каждую пару относятся к различным областям, и поэтому являются дополнительными друг к другу. Таким образом, выделяют следующие фазы взаимодействия в группе, соответствующие им групповые процессы и проблемы (ключ связи категорий приведен в таблице справа).

а. Ориентировка членов группы в отношении общей задачи; процессы обмена информацией, определения ситуации в групповом сознании – проблема ориентации (6 и 7).

b. Оценка хода выполнения задачи членами группы; процессы взаимного оценивания друг друга и внешней информации, формирование групповых ценностей – проблема оценивания, мнений (5 и 8).

с. Контроль; попытки индивидов командовать друг другом или влиять друг на друга, формирование статусной иерархии в ходе решения задачи – проблема контроля (4 и 9).

d. Фаза принятия группового решения; процесс фор­мирования группового решения проблемы – проблема нахождения решения (3 и 10).

e. Фаза ослабления межличностных и внутриличностных напряжений; процессы ослабления и нагнетания межличностных и внутри личностных напряжений, поддержания и нарушения гармонии – проблема преодоления напряженности (2 и 11).

f. Проявление солидарности членов группы или раскола между ними; процессы развития и нарушения групповой интеграции, взаимо­помощи и поддержки – проблема интеграции (1 и 12).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...