Тема 4. Типология государств
Вопросы: 1. Понятие типологии государств. 2. Формационный подход. 3. Цивилизационный подход.
Понятие типологии государств Типология государств — процесс познания государственно-исторического процесса эволюции государства и права. Критериями для выделения типов государств являются: 1) степень развития производственных отношений; 2) социально-классовая сущность государства; 3) основы политического устройства; 4) основы правовой системы. В настоящее время существует два основных подхода к типологии государства: 1) формационный подход; 2) цивилизационный подход.
Формационный подход Формационный подход основан на выделении нескольких общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства и права. В трактате К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии» указано, что «свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов… Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии…»[32]. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин на основе формационного критерия выделяли четыре типа государства и права: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) капиталистический; 4) социалистический. В эпоху родоплеменного строя государства еще не существовало; с приходом коммунизма государство, согласно классикам, неизбежно должно было отмирать.
Цивилизационный подход В рамках цивилизационного подхода в качестве базиса для классификации берется не общественно-экономическая формация, а принадлежность того или другого государства к определенной цивилизации. А. Тойнби («Постижение истории») выделяет следующие общества: 1) западное; 2) православное; 3) иранское и арабское (входят в исламское); 4) индуистское; 5) дальневосточное; 6) эллинское; 7) сирийское; 8) китайское; 9) минойское; 10) шумерское; 11) хеттское; 12) вавилонское; 13) андское; 14) мексиканское; 15) юкатанское; 16) майянское; 17) египетское. Они были классифицированы следующим образом: Общества полностью независимые: 1) египетское; 2) андское. Общества, родственно связанные: 1) китайское; 2) минойское; 3) шумерское; 4) майянское; Общества инфрааффилированные: 1) индское; 2) хеттское; 3) сирийское; 4) эллинское; Аффилированные общества I: сыновне родственны с помощью церкви чужеродного происхождения, игравшей роль куколки: 1) западное; 2) православное; 3) дальневосточное. Аффилированные общества II: сыновне родственны с помощью церкви местного происхождения, игравшей роль куколки: 1) иранское; 2) арабское; 3) индуистское. Супрааффилированные общества: 1) вавилонское; 2) юкатанское; 3) мексиканское[33]. Оригинальную концепцию предложил Л. Н. Гумилев. Эта теория сочетает цивилизационные идеи Тойнби и Шпенглера с идеями пассионарных взрывов, вызывающих к жизни суперэтнические целостности[34].
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные критерии типологии государств. 2. Перечислите представителей формационного подхода к типологии государств. 3. Перечислите представителей цивилизационного подхода к типологии государств. 4. В чем заключается отличие между формационным и цивилизационным подходом типологии государств? 5. Какой подход, на ваш взгляд, в большей степени отражает политико-правовые реалии?
Тема 5. Форма государства
Вопросы: 1. Понятие формы государства. 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства. 4. Форма государственного режима.
Понятие формы государства Согласно современным представлениям, форма государства складывается из трех элементов: 1) формы правления; 2) формы государственного устройства; 3) формы государственного режима. Человечество со времен античности искало пути повышения эффективности государственной власти. Древнегреческие и древнеримские философы часто размышляли о правильных и неправильных формах государства. Весьма последовательную концепцию создал Платон, выделивший несколько видов правления: 1. Идеальной формой правления Платон признавал аристократическое правление — власть «лучших и благородных», власть «немногих». Однако эта форма не могла быть вечной и постепенно перерождалась в худшие формы. 2. Аристократическое правление сменяется «тимократическим», которое образуется в результате укрепления частной собственности на землю и дома, укрепления рабства. Правители в таком государстве предпочитают заниматься военным делом и сторожевой службой. Мудрые люди не попадают на государственные должности, потому что преобладают «люди смешанного нрава», «кто яростны духом», при которых «государство будет вечно воевать». В основе тимократии — «соперничество и честолюбие». 3. Тимократию сменяет олигархия, определяемая как «строй, основывающийся на имущественном цензе». Власть в таком государстве принадлежит богатым, «бедняки не участвуют в правлении». Причина падения тимократии, по Платону, «в скоплении золота в кладовых у частных лиц», «наклонность к стяжательству и наживе». Богачи назначаются на государственные должности, «чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже… к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза». Вполне справедливо утверждает Платон, что «подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно — бедняков, другое — богачей». 4. Пороки олигархии приведут к восстанию: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию».
5. Демократия постепенно перерождается в тиранию: «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тиран описан Платоном следующим образом: «в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился… он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите… первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... А если он заподозрит кого в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю…»[35]. Таким образом, тирания — наихудшая форма государства. Это положение и сейчас сохраняет свою актуальность. Многие положения Платона более чем спорны, однако в последней форме государства, тирании — так, как ее описал древнегреческий философ — мы можем наблюдать многое из того, что во многих государствах XX в. получило название тоталитарного государства. Аристотель выделял: три «правильные» формы государства: 1) монархию; 2) аристократию; 3) демократию; три «неправильные» формы государства: 1) тиранию; 2) олигархию; 3) охлократию. Цицерон выделял 4 формы: 1) монархию; 2) аристократию; 3) демократию; 4) смешанную форму.
Форма правления Форма правления — один из элементов формы государства, характеризующий способ организации государственной власти, порядок функционирования высших и местных государственных органов, их взаимодействия между собой и населением. Выделяются две формы правления: 1) монархия; 2) республика. В настоящее время доминируют: 1) дуалистические монархии; 2) парламентарные монархии.
Для дуалистической монархии характерным является разделение власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть закреплена за монархом, а законодательная — за парламентом. Монарх обладает значительным влиянием. Согласно Конституции Кувейта 1962 г., система правления основывается на принципе разделения ветвей власти и их сотрудничества (ст. 50). Законодательная власть в соответствии с Конституцией передается Эмиру и Национальной Ассамблее (ст. 51). Исполнительная власть передается Эмиру и Кабинету Министров (ст. 52). В парламентской монархии монарх не только формально, но и фактически ограничен в своих полномочиях. По известному выражению, он «царствует, но не правит». Законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная — правительства, которое несет ответственность перед парламентом, а не монархом. К парламентским монархиям относятся Испания, Англия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и т. д. Республиканская форма правления обособлена на следующие виды: 1) парламентарные республики; 2) президентские республики. Парламентарные республики характеризуются следующими признаками: 1) верховенство парламента; 2) ответственность правительства перед парламентом; 3) формирование правительства из числа представителей партий, располагающих большинством в парламенте; 4) незначительная роль главы государства. К числу парламентарных республик правомерно отнести Португалию, Италию, Грецию, Австрию, Германию, Швейцарию, Финляндию. К признакам президентской республики относятся: 1) соединение в руках Президента полномочий главы государства и правительства; 2) внепарламентский метод избрания президента и правительства; 3) ответственность правительства перед президентом. К числу президентских республик относятся Франция, США.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|