Классификация функций государства
I. По продолжительности действия правомерно обособить: 1) постоянные функции (они свойственны государству начиная с древнейших времен, например, экономическая функция); 2) временные функции (существующие определенный, но конечный временной отрезок). II. По социальной значимости выделяются: 1) основные функции; 2) неосновные функции. III. По правовым формам осуществления выделяются: 1) правотворческие функции; 2) управленческие функции; 3) судебные функции. IV. По сфере деятельности выделяются: 1. Внутренние функции: 1) экономическая функция; 2) социальная функция; 3) функция развития культуры, науки и образования; 4) экологическая функция; 5) функция налогообложения; 6) функция охраны прав и свобод граждан; 7) научно-техническая функция. 2. Внешние функции: 1) оборонная функция; 2) функция обеспечения мира; 3) функция ведения войн; 4) функция взаимопомощи; 5) дипломатическая функция; 6) функция ведения международной торговли. V. По причинам (источникам) возникновения выделяются: 1) Классовые функции; 2) Общесоциальные функции.
Контрольные вопросы: 1. В чем отличие понятий «признаки государства» и «функции государства»? 2. Перечислите критерии классификации функций государства.
Тема 8. Механизм государства
Вопросы: 1. Понятие и структура механизма государства. 2. Понятие и классификации государственного органа.
Понятие и структура механизма государства Механизм государства представляет собой систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, основанную на принципе разделения властей и располагающую необходимыми ресурсами.
К признакам механизма государства относят следующие: 1) системность и целостность; 2) наличие специальной группы людей, занимающихся исключительно управлением; 3) иерархичность государственных органов; 4) наличие орудий принуждения. Структура механизма государства складывается из следующих элементов: 1) государственный аппарат (совокупность государственных органов, наделенных полномочиями для реализации государственной власти). 2) государственные учреждения; 3) государственные предприятия.
Понятие и признаки государственного органа Государственный орган представляет собой часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями. Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: – РФ; – федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; – субъектов РФ; – органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; – лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; – лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1). Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: 1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
2) законность; 3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; 4) равный доступ граждан к государственной службе; 5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; 6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; 7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; 8) профессионализм и компетентность государственных служащих; 9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц (п. 1 ст. 3). Государственные органы могут быть классифицированы по нескольким основаниям: I. По принципу разделения властей: 1) законодательные; 2) исполнительные; 3) судебные. II. По действию в пространстве: 1) федеральные органы; 2) органы субъектов РФ; III. По порядку реализации власти: 1) коллегиальные: Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; 2) единоличные: Президент РФ. IV. По способу формирования: 1) первичные (возникают в порядке наследования, либо избираются — монарх, Президент РФ; Государственная Дума РФ); 2) производные (создаются первичными органами). V. По характеру компетенции: 1) органы общей компетенции (призваны решать широкий круг вопросов, например, Правительство РФ); 2) органы специальной компетенции (выполнение одной функции, например, министерство).
Контрольные вопросы: 1. В чем отличие терминов «функции государства» и «механизм государства»? 2. Что представляет собой государственная служба? 3. Перечислите основания классификации государственных органов.
Раздел III Теория права
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|