Основные отрасли педагогики.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Обьект и предмет педагогики. Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием и самообучением и направленных на развитие человека. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания, как специально организованного педагогического процесса.
Задачи педагогической науки. 1. вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образованием и воспитанием 2. изучение и обобщение практики, опыта пед. деятельности 3. разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными системами 4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее 5. внедрение результатов исследований в практику.
Основные категории педагогики. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным пед. категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие и формирование личности. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике применяется несколько понятий воспитания в широком и узком социальном смыслах а также в широком и узком педагогическом смыслах. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное взаимодействие человека с общественными институтами с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, формирования жизненных навыков. В широком пед. смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие воспитателей и воспитуемых с целью формирования у воспитуемых определенных свойств и качеств личности, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком пед. смысле воспитани е – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и способностей, потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов. представлений, понятий и законов науки. Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Образование – результат обучения. Это процесс и результат обучения связанный с накоплением определенного объема систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием множества факторов. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, природных и социальных факторов. Связь педагогики с другими науками. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке. Базовыми для педагогики являются такие науки, как - психология изучающая законы развития психики человека, в то время, как педагогика занимается разработкой законов управления развитием личности. У педагогики и психологии очень близкие методы исследования; - физиология изучающая закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частях; - социология – ее данные содействуют осмыслению процессов социализации личности; - философия – это наука из которой вышла педагогика и на сегодняшний день является основой пед. науки(философия образования). Также можно перечислить целый ряд наук с которыми тесно связанна педагогика – это кибернетика, экономика, статистика, экология, этнология, история, технические науки.
Основные отрасли педагогики. Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания. 2. История педагогики, изучающая развитие пед. идей и воспитания в различные исторические эпохи. 3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различия. 4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастных характеристик различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику проф-тех образования, педагогику взрослых(андрогогику).
5. Специальная педагогика (дефектология), разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с отклонениями в физическом развитии. В зависимости от направления рассматривают: сурдопедагогику, которая рассматривает вопросы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых; логопедия – детей и взрослых с расстройством речи. 6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам(языку, математике, физике и т. д. 7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологию воспитания и образования человека. ориентированного на конкретно профессиональную деятельность. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику. 8. Социальная педагогика изучает проблемы воспитания детей и взрослых в социуме. 9. Исправительно –трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершение преступлений.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Какими были твои первоначальные представления о педагогической науке, о воспитании, формировании и развитии человека? 2. Как ты себе представляешь идеальную современную школу; каковыми с твоей точки зрения должны быть ее основные ориентиры. 3. В какую школу ты без сомнений отдал бы своего ребенка? Практические задания: 1. По учебникам проанализировать историю возникновения педагогической науки, сделать краткий конспект. 2. Проанализируйте прямые и обратные связи педагогики с другими науками. 3. Поработайте с педагогическими словарями и проанализируйте различные подходы к определению основных категорий.
Лекция2. Тема: Методы педагогического исследования. 1.Методы исследования в педагогике. 2.Традиционные методы исследования.(Беседа, наблюдение, изучение опыта). 3.Педагогический эксперимент. 4. Педагогическое тестирование. 5.Методы изучения коллективных явлений. (социометрия, анкетирование) 6.Количественные методы в педагогике.
1. Познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешной. Именно по этой причине мы должны познакомится с методами исследования в педагогике. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Методами пед. исследования называется совокупность приемов и операций, направленных на изучение и обобщение пед. явлений и решение разнообразных научно-пед. проблем. Особенности и требования к методам исследования: - неоднозначность протекания пед. процессов(связанно с многообразием факторов влияющих на ход пед. процесса); - неповторимость пед. процесса(невозможно для эксперимента повторить в абсолютной точности условия протекания процесса); - исследование не должно противоречить законам развития, не должно препятствовать качественному развитию исследуемых; - выводы формулируются в усредненной. обобщенной форме, что требует массовых исследований. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерностей.
2.Традиционные методы исследования.(Беседа, наблюдение, изучение опыта). Традиционными называются методы свойственные для использования в педагогике исторически. К традиционным относим такие методы, как наблюдение, беседа, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества. Наблюдение- специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования к наблюдению: - определение задач; - выделение объекта; - разработка плана наблюдения; - фиксирование результатов; - обработка данных; Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым. Беседа – вербальный метод исследования, направленный на выявление особенностей внутреннего мира воспитанника, причин тех или иных поступков. Требования к беседе: - наличие четкого, продуманного, индивидуализированного плана беседы; - обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
- варьирование вопросов. постановка их в удобной для собеседника форме; - корректность вопросов; - умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах; Изучение опыта может предполагать изучение опыта учителей, педагогов достигших определенных успехов в своей деятельности. Также есть необходимость в таком методе исследования как изучение первоисточников или архивный метод. Важным исследованием для педагогов является изучение школьной документации и продуктов творческой деятельности учащихся.
3.Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования пед. процесса в точно учитываемых условиях. Экспериментальные исследования могут быть различными по длительности: краткосрочными, долгосрочными. Для проведения эксперимента необходимо соблюдение следующих требований:1. Обоснование рабочей гипотезы; 2. Разработка исследуемого вопроса; 3. Составление детального плана проведения эксперимента; 4. Точная фиксация результатов исследования; 5. Анализ полученных данных; 6. Формулировка выводов; В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: - констатирующий, при котором изучаются существующие педагогические явления; - проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; - созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические модели. Чаще всего приведенные виды эксперимента не применяются изолированно. Также различают естественный и лабораторный пед. эксперименты. Среди модификаций естественного эксперимента выделяется параллельный и перекрестный эксперимент. 4. Педагогическое тестирование. Тестирование – одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерять изучаемые характеристики пед. процесса. Еще в 80-90 е годы 19в исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента – исследования с помощью тестов. С именами Анри и Бине связанно появление тестов направленных на измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств. Сегодня сложно отличить тест педагогический от психологического но можно привести пример нескольких чисто педагогических видов тестирования: - тесты успеваемости - тесты элементарных умений(таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции) - тесты для диагностики уровня обученности направленные на выявление степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам. Тесты исследовательские очень близки с тестами практическими, направленными на выявление успеваемости. Выделяются 2 вида тестов – тесты скорости и тесты мощности. Для текущего контроля также используются тестовые задания, которые содержат от 5 до 10 заданий. 6. Методы изучения коллективных явлений. Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный характер. По этой причине в педагогике применяются социологические методы исследования, такие как анкетирование и социометрия. Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанного опросника, называемого анкетой. Сейчас в педагогических исследованиях применяются различные виды анкет: открытые и закрытые, именные и анонимные, полные и урезанные. В педагогике широко применяется полярная анкета с бальной оценкой – например: Организованный 5 4 3 2 1 неорганизованный Трудолюбивый 5 4 3 2 1 ленивый - один из способов оценки качеств личности. Чтобы анкета была эффективной необходимо чтобы она соответствовала ряду требований: 1. Тщательно продуманные вопросы; 2. соответствие возрасту и уровню развития; 3. вопросы должны быть не прямыми, завуалированными, чтобы получить правдивые ответы; 4. корректность вопросов;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|