Лекция 6. Тема: Целостный педагогический процесс.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Понятие о целостном пед. процессе и его структура. 2. Закономерности и принципы целостного пед. процесса. 3. Общность и специфика обучения и воспитания. Пед. процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитуемых направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личных свойств и качеств воспитанников. Иначе ПП называется учебно –воспитательный процесс. Пед. процесс происходит в рамках определенной воспитательной системы типа школ, техникумов, ВУЗов. Структура ПП представлена следующими основными компонентами: 1.целевой – включает в себя цели и задачи реализуемые в определенных условиях; 2.содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний; 3.деятельностный – характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоения содержания пед. процесса; 4.результативный – достигнутые результаты и степень эффективности пед. процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности; 5.ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и др. условия протекания пед. процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Структура ПП универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия.
1. Закономерности и принципы ЦПП. Закономерности связанные с внешней зависимостью: 1. ЦПП, его цели, содержание, формы и методы зависят от потребностей общества. 2. ЦПП, его цели, содержание, формы и методы зависят не только от потребностей но и ото возможностей общества, государства в котором он реализуется. Эффективность ЦПП также обусловлена внутренними зависимостями. ЦПП более эффективен в случае: - единства воспитания, обучения и развития; - единства воспитания(образования) и самовоспитания (самообразования); - единства направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, коллективов, общественных организаций; - единства деятельности и общения при их содержательном и организационном разнообразии; - единства цели, содержания, методов воспитания и обучения; - последовательности, непрерывности, динамичности (чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат); - положительной мотивации участников пед. процесса, умелой организации стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников пед. процесса; - соответствия содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам; эффективность ЦПП зависит: - от характера и качества управления и самоуправления в пед. процессе; - от организационно-педагогических, информационно-методических, материальных и санитарно-гигиенических условий его функционирования;
Основные принципы ЦПП. Принцип(от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей. Принципами пед. процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых способствует эффективности развития личности.
В педагогике выделяют такие принципы ЦПП как: 1. Принцип целенаправленности. 2. Принцип научности содержания воспитания и обучения. 3. Принцип связи школы с жизнью, с общественной деятельностью. 4. Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников. 5. Принцип систематичности и последовательности. 6. Принцип сознательности, активности и творчества учащихся. 7. Принцип наглядности. 8. Принцип коллективного характера обучения и воспитания. 9. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. 10. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания. 11. Принцип прочности, осознанности действенности результатов образования, воспитания и развития.
3. Общность и специфика обучения и воспитания. Общность обучения и воспитания:
Обучение Воспитание
Специфика обучения и воспитания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|