Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Тема: Целостный педагогический процесс.




1. Понятие о целостном пед. процессе и его структура.

2. Закономерности и принципы целостного пед. процесса.

3. Общность и специфика обучения и воспитания.

Пед. процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитуемых направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личных свойств и качеств воспитанников.

Иначе ПП называется учебно –воспитательный процесс.

Пед. процесс происходит в рамках определенной воспитательной системы типа школ, техникумов, ВУЗов.

Структура ПП представлена следующими основными компонентами:

1.целевой – включает в себя цели и задачи реализуемые в определенных условиях;

2.содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний;

3.деятельностный – характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоения содержания пед. процесса;

4.результативный – достигнутые результаты и степень эффективности пед. процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности;

5.ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и др. условия протекания пед. процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура ПП универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия.

1. Закономерности и принципы ЦПП.

Закономерности связанные с внешней зависимостью:

1. ЦПП, его цели, содержание, формы и методы зависят от потребностей общества.

2. ЦПП, его цели, содержание, формы и методы зависят не только от потребностей но и ото возможностей общества, государства в котором он реализуется.

Эффективность ЦПП также обусловлена внутренними зависимостями. ЦПП более эффективен в случае:

- единства воспитания, обучения и развития;

- единства воспитания(образования) и самовоспитания (самообразования);

- единства направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, коллективов, общественных организаций;

- единства деятельности и общения при их содержательном и организационном разнообразии;

- единства цели, содержания, методов воспитания и обучения;

- последовательности, непрерывности, динамичности (чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат);

- положительной мотивации участников пед. процесса, умелой организации стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников пед. процесса;

- соответствия содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам;

эффективность ЦПП зависит:

- от характера и качества управления и самоуправления в пед. процессе;

- от организационно-педагогических, информационно-методических, материальных и санитарно-гигиенических условий его функционирования;

 

Основные принципы ЦПП.

Принцип(от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.

Принципами пед. процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых способствует эффективности развития личности.

В педагогике выделяют такие принципы ЦПП как:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип научности содержания воспитания и обучения.

3. Принцип связи школы с жизнью, с общественной деятельностью.

4. Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Принцип сознательности, активности и творчества учащихся.

7. Принцип наглядности.

8. Принцип коллективного характера обучения и воспитания.

9. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

10. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания.

11. Принцип прочности, осознанности действенности результатов образования, воспитания и развития.

 

 

3. Общность и специфика обучения и воспитания.

Общность обучения и воспитания:

 

Обучение Воспитание

Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется, как воспитывающее обучение.

 

Воспитание осуществляется в общеобразовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему(кружки, общественная работа). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

 

Воспитание осуществляется вне образовательного процесса(но в соответствии сего общими целями):семьей, коллективом, группой, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

 

Воспитание осуществляется и другими(не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.) сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

 

 

Специфика обучения и воспитания:

Обучение   Воспитание

 

Образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности.   Образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности.

 

Педагогические влияния выступают в более «чистом» виде, чем в воспитании.   Совпадение многообразных влияний.

 

Протекает сравнительно гладко: к имеющемуся уровню знаний присовокуплятся новые беспрепятственно.   Протекает часто с противодействием, борьбой: новое часто встречает отпор уже сложившегося противоположного.

 

Результат четко определен.   Результат вариативен, зависит от внутреннего состояния учащихся которое трудно улавливается.

 

Результат выясняется сравнительно просто.   Результат выясняется немного сложнее.

 

Процесс познания протекает значительно быстрее чем процесс воспитания.   Воспитание длительный процесс.    
Успехи достигаются быстрее и проще.   Достичь успеха значительно сложнее, требуется больше усилий, подготовленности.

 

 

Обучение воздействует на интеллектуальную сферу личности.   Воспитание воздействует на эмоционально-действенную сферу личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...