Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3 . Тема. Общие закономерности развития человека.




1. Процесс развития личности.

2. Наследственность и развитие.

3. Влияние среды на развитие личности.

4. Развитие и воспитание.

5. Деятельность как фактор развития.

 

1.Процесс развития личности.

Процесс – движение вперед, изменение. Процесс развития личности – это целый ряд количественных и качественных изменений происходящих под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Результат развития - становление человека, как биологического вида и как социального существа. Для того, чтобы разобраться в проблемах развития личности необходимо выяснить сущность некоторых понятий, в частности таких, как «человек» и «личность».

Человек – величайшее произведение природы, замечательный результат социо-культурной эволюции. Только человек обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира.

Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам – будущим педагогам – предстоит продолжить бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его создании. что потребует от вас изучения Человека.

В процессе изучения педагогики мы не раз встретим такие лексические конструкции, как развитие человека, социализация личности, образование человека и т.д.

Проведя небольшой анализ мы придем к выводу, что приведенные понятия не тождественны. Рассмотрим определения приведенных понятий.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, пользоваться ими в процессе труда, представляющего собой единство физического и духовного, природного и социального. наследственного и приобретенного.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

· развивающимся самосознанием

· активностью

· наличием «Я- образа»

· направленностью – устойчивой системой мотивов

· способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности

· характером;

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему присущи от рождения, тогда как личностные качества – психические и социальные – формируются и развиваются прижизненно, можно сделать следующие выводы:

объектом и предметом пед. теории и пед. деятельности могут и должны быть:

· личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;

· процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.

По этой причине нам необходимо знать как происходит развитие личности. Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В советской педагогике и психологии этот вопрос изучали П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Рубинштейн, А.Р.Лурия; в Европе Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.

Ученые искали ответ на вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от чего зависит этот процесс и его результат?

Исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека зависит от ряда внешних и внутренних условий.

Внутренние условия:

Физиологические свойства организма;

Психические св-ва человека;

 

Внешние условия:

Окружение человека:

Среда обитания в которой он

живет и развивается;

 

2. Наследственность и развитие.

Наследственность – один из факторов влияющих на развитие человека, иначе данный фактор еще называют природным.

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них со всем окружающим миром.

Отражение биологического – наследственность.

Под наследственность понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены.

Наследственная программа развития включает устойчивую и переменную части.

Устойчивая часть обеспечивает продолжение человеческого рода и предполагает передачу от родителей к детям таких качеств, как речь, прямохождение, мышление; внешние признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос, кожи, сочетание различных белков, группа крови, резус. особенности развития нервной системы и т. д.

Переменная часть обеспечивает способность приспосабливаться к реальной жизни. Эта часть дает возможность для воспитания, саморазвития, самосовершенствования.

В проблемах наследственности самыми актуальными для педагогики являются вопросы- передаются ли по наследству такие качества, как:

· уровень интеллекта,

· специальные качества,

· моральные качества.

По поводу передачи по наследству уровня интеллекта существует множество разных мнений, но одно из самых распространенных – ученые считают, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта но может быть неблагоприятная для развития интеллекта наследственность и среда.

Рассматривая проблему передачи специальных качеств необходимо сказать что специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие др.

Ученые утверждают, что по наследству могут передаваться специальные задатки, которые могут перерасти в способности в случае наличия специальных условий.

Самый сложный и спорный вопрос возникает по поводу наследования моральных качеств. Споры по поводу наследования моральных качеств имеют долгую историю и сегодня трудно с полной уверенностью говорить о верности одной или другой версии. Но сегодня все больше ученых приходят к утверждению о том, что моральные качества передаются по наследству.

3. Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общение, взаимодействие с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные.

По интенсивности влияний выделяют ближнюю и дальнюю среду.

К ближней среде относят влияния семьи, родственники, друзей. К влияниям дальней или социальной среды относят влияния общественного строя, системы производственных отношений, материальных условий жизни и т.д.

Как же среда влияет на развитие человека?

Конечно, человек достигает более высокого уровня развития, когда ближнее и дальнее окружение предоставляют ему наиболее благоприятные условия.

Наиболее интенсивным и действенным в жизни человека является влияние семьи, в которой закладываются основные моральные и нравственные нормы.

Кризис семьи о котором много говорят в современном обществе несомненно плохо отражается на воспитанности молодежи и развитии подрастающего поколения.

Ученые, представители различных течений- биогенетического и социогенетического пытаются доказать преобладание влияний наследственности или среды. Но никто с полной уверенностью не сможет сказать какой из факторов преобладает так как в каждом случае это соотношение будет индивидуальным.

4. Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание призвано помочь качественной социализации человека.

Эффективность воспитательного влияния в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия в то время, как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека невозможно. Воспитание призвано заполнить пробелы в программе развития человека. Одна из основных задач воспитания – выявить склонности и дарования человека и развивать их на максимальном уровне возможностей.

5.Деятельность как фактор развития.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется очень важным фактором – деятельностью человека. Под деятельностью понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированных результатов, ее нужно правильно организовать и направить.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и др. виды деятельности. особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть как активной так и пассивной. Для полноценного развития важна не просто деятельность сама по себе а активная, осознанная деятельность. Для того чтобы деятельность была активной необходимо, чтобы в основе ее лежали потребности.

6. Диагностика развития.

Проблема выявления уровня развития очень актуальна в современной педагогике, т.к. для эффективного обучения и воспитания необходимо знать исходный, первоначальный уровень.

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Физическое развитие диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире используются специально разработанные тесты, измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств.

Духовное и социальное развитие диагностировать гораздо сложнее. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя используют методики для изучения отдельных качеств личности, но по результатам этих исследований сложно дать оценку общему развитию человека. Для будущего педагога очень важно овладеть простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых. Очень важно научится диагностировать особенности умственной деятельности обучаемых, мотивация поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развитие социального поведения и многие др. качества. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств – тестирование.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Подвергните анализу термины «человек» и «личность».

2. Проанализируйте биосоциальный путь развития человека.

3. Какова взаимозависимость факторов, влияющих на развитие человека?

Практические задания:

1. Проанализируйте собственное развитие и выявите факторы, влиявшие и влияющие на ваше развитие. Выполните работу в виде описательного сочинения или тезисно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...