Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Тема. Возрастные и индивидуальные особенности развития.




1.Возрастная периодизация.

2. Акселерация и неравномерности в развитии.

3.Особенности воспитания младших школьников.

4. Особенности воспитания в среднем школьном возрасте.

5. Особенности воспитания в старшем школьном возрасте.

6.Учет индивидуальных и половых особенностей.

1.Возрастная периодизация.

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.

То, что развитие, как физическое, так и умственное тесно связанно с возрастом понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессом воспитания и развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.

В современных психолого-педагогических и медицинских исследованиях выделяется ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных и представленных в таблице.

Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщений, пределы которых очень широки, В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено действием внешних и внутренних факторов.

Поэтому представленные в таблице варианты достаточно условны. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.

Возрастная периодизация.

В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые3-4 недели) Младенчество(от рождения до года)
Грудной возраст (до года) Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели – 1 год Преддошкольный возраст (1-3 года)
Раннее детство (1-3 года) Преддошкольный возраст(старший ясельный) (1-3 года)
Первое детство(4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольный возраст (3-6 лет)
Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)  
Подростковый возраст: мальчики-13-16 лет; девочки- 12-15 лет; Подростковый возраст. Подростковый возраст (среднешкольный) (10-15 лет)
Юношеский возраст: юноши- 17-21 год; девушки –16-20 лет. Старший школьный (12-18 лет) Юность: 1-й период – 15-17 лет 1-й период – 17-21 год

 

 

Представляет интерес возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину:

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познава- тельной деятель- ности   Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста
Младенческий (0-1 год) Непосред- ственно эмоциональное общение Отношения Личностная (потребностно-мотивацион- ная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения.
Раннее детство (1-3 года) Предметно-манипулятив- Ная Предметы Познаватель- ные процессы Речь и наглядно- действенное мышление
Дошкольный возраст (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная (потребностно –мотивацион- ная) Потребность в общественно- зна- чимой и общественно-оцениваемой деят.
Младший школьный возраст (7-11 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллекту- ально-познава- тельная Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия
Подростковый возраст (11-15 лет) Общение в процессе обучения и труда Основы наук Система отношений в различных ситуациях Личностная (потребностно –мотивацион- ная) Стремление к «взрослости».
Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно –професси- ональная Основы наук и професси- ональной деятель- ности Интеллекту- ально-познава- тельная Личностная (потребностно –мотивац.) Мировоззрение. Профессиональные интересы.

В основе построения любой возрастной периодизации лежат возрастные особенности.

Возрастными особенностями называют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

 

2. Акселерация и неравномерности в развитии.

Акселерация(от латинского «акселерацио» - ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с ускоренным физ. развитием, психологи - с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренным темпом физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духовного развития человека, связанных с возрастными особенностями.

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте Ф Р человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Ф Р неравномерно в разные возрастные периоды.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в собственном темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

Между возрастом человека и темпами его духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.

1. Духовное развитие людей протекает неравномерно.

2. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств.(синзетивные периоды).

3. Степень духовного развития человека зависит от широты его внешних связей и отношений, многообразия деятельности.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

 

4. Особенности воспитания младших школьников.

Становление личности мл. школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности – учения, общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).

Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения.

В младшем шк. возрасте дети очень восприимчивы к воспитательным влияниям, т.к. личность учителя для них очень авторитетна. Правильно организованные пед. влияния обязательно будут эффективными. В данном возрасте хорошо формируются нравственные мотивы поведения. Дети очень податливы, внушаемы, склонны к подражанию. Велика роль личного примера.

Хорошие результаты дает воспитание в деятельности и в игре, когда в процессе конкретных действий происходит усвоение способов поведения в обществе.

5. Средний шк. возраст.

Данный период характеризуется как переходный от детства к юности переломный, трудный в силу того, что человек уже не ребенок но еще не взрослый. Период общего подъема жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

Бурное физическое и психическое развитие в данном возрасте накладывает свои отпечатки и на воспитательный процесс. Подросток легко возбудим, интересные уроки и интересные дела легко увлекают подростка но так же легко он от них отвлекается в случае появления нового, отвлекающего момента.

Основной вид деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками и по этой причине взрослый (учитель, родитель) теряет уровень авторитетности, который имел у младшего школьника. Поэтому учителю важно научится понимать подростка и строить с ним демократические, дружеские взаимоотношения. Важно интересоваться его мнением, отношением к тем или иным вещам.

В подростковом возрасте ярко проявляются чувства человека, их подросток может проявлять очень бурно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева и т.д.

Чтобы контролировать развитие чувств подростков, дать им позитивное развитие, необходимо давать возможность заниматься творческой деятельностью, способствующей самовыражению, реализации эмоциональной энергии.

6. Старший школьный возраст.

В данном возрасте в основном заканчивается физическое развитие. Юноша лучше чем подросток осознает, что он хочет от школьного обучения, от учителей.

Появляется избирательное отношение к учебным предметам в связи с определенными представлениями о будущей профессии.

Вырабатывается мировоззрение, убеждения характер, стремление формулировать собственную точку зрения.

Важным требованием к педагогу работающему с юношами является профессиональная компетентность, уважение к личности школьника, к его мнению и точке зрения.

7. Учет индивидуальных и половых особенностей.

Как было сказано выше, развитие людей в различные возрастные периоды различается. Но, кроме того, каждый человек индивидуален в своем развитии.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт и качеств личности.

Должны ли в обучении и воспитании учитываться индивидуальные особенности личности?

Современная педагогика стоит на позициях, что воспитание должно опираться на индивидуальные свойства и качества личности. Предполагается, что избираемые методы и средства воспитания и обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям школьников.

О половых особенностях, различиях в воспитании мальчиков и девочек в педагогике говорят редко или вообще не говорят. Рассмотрим следующую таблицу:

 

Мальчики Девочки
Особенности физиологического, соматического и психосексуального развития
Подростковый возраст: 13-16 лет Юношеский возраст: 17-21 Соматические особенности(развитие телосложения): в развитии организма максимум прироста в 14-15 лет Половое созревание наступает к 12-13 годам. Подростковый возраст: 12-15 лет Юношеский возраст: 16-20 Соматические особенности(развитие телосложения): в развитии организма максимум прироста в 12-13 лет Половое созревание наступает к 11-12 годам. Большая биологическая устойчивость.
Отношения к окружающим, характер восприятия внешних влияний.
Взаимоотношения с окружающими людьми неустойчивые- выраженное стремление к общению, взаимодействию нередко(особенно во время возрастных кризисов) сочетается с конфликтностью, нетерпимостью к чужому мнению, желание любым образом, желанием любым образом отстоять независимость, утвердить свою позицию. Все это сказывается в отношениях со взрослыми, прежде всего с педагогами и родителями: не уступить, не позволить собой командовать - мотивы многих поступков подростков и юношей. Взаимоотношения со сверстниками приобретают порой полярный характер – от чувства вечной дружбы и преданности до чувства ненависти и презрения. Межличностные отношения с окружающими достаточно устойчивые, ровные, доброжелательные. Девочки более доверчивы и внушаемы, у них не сложно вызвать сострадание. У девочек на полтора – два года раньше, чем у мальчиков возникает потребность в глубокой дружбе и любви; девичья дружба эмоциональна; круг дружеского общения более узкий. В отличии от мальчиков «дуэт» предпочитают «ансамблю», во взаимоотношениях проявляют большую чувствительность (и интерес) к тонким психологическим нюансам. В силу повышенной эмоциональности ранимы, требуют со стороны взрослых деликатного отношения к себе.
Отношение к себе, самооценка. Отношение к самосовершенствованию.
Общая недостаточная уравновешенность, резкие перепады настроения, особенно в переходный период, неумение глубоко и последовательно анализировать свои качества и поведение. Самооценка противоречивая, завышенная, порожденная самоуверенностью, избыточным оптимизмом в определении своих возможностей, нередко чередуются с самоуничижением, крайней неудовлетворенностью собой, самобичеванием. Желание самосовершенствоваться возникает постоянно и быстро, но нередко столь же быстро угасает, К старшему школьному возрасту стремления к изменению себя обретает устойчивость и часто реализуется в действиях. Самооценка (особенно оценка личностных, социально-духовных качеств и свойств), в силу того, что девочки более склонны к глубокому самоанализу чаще, бывает либо достаточно адекватной, либо несколько заниженной, причем оптимистически заниженной. Девочки мечтают о будущем счастье, при этом мечтания для многих становятся своеобразной иллюзорной формой бытия, которое является проекцией будущего. В результате возникает противоречие между «могу» и «очень хочу», которое побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, реализуемому в действиях.
     

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Проанализируйте приведенные в лекциях возрастные периодизации и подумайте, что повлияло на их структуру.

2. Как влияет акселерация на развитие человека?

3. Что такое неравномерности в развитии человека и как они влияют на его развитие?

Практические задания:

 

1. Проанализируйте написанную вами психолого-педагогическую характеристику и выявите особенности возраста соответственно возрастной периодизации Эльконина.

 

 

Лекция 5. Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

1. Сущность социализации

2. Механизмы социализации

3. Классификация и общая характеристика факторов социализации

4. Семья как институт социализации

5. Общество сверстников как фактор социализации

 

1. Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представ­ляет собой часть процесса социализации и рассматривается как це­ленаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание вы­ступает своеобразным механизмом ускорения процесса социали­зации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гумани­стическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социа­лизации строится на основе общих принципов.

2. Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из значимых механизмов социализации является са­моограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает стра­дать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступ­ление перед трудностями, ограничение своего «Я». Наблюдения показы­вают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных заня­тий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, кото­рые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности.

Приписывание собственных нежелательных черт другим со­ставляет сущность механизма проекции, который защищает чело­века от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подоз­рительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследова­ниями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные не­достатки.

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъ­ектом, группой, образцом. Этот процесс получил название меха­низма идентификации и является одним из главных механизмов со­циализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и пе­реживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значи­мые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, ге­рои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее ино­гда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает дейст­виям другого, но и становится похожим на него.

Следующий механизм социализации - эмпатия, т. е. сопережи­вание эмоциональному состоянию другого человека, проникно­вение в его переживания.

3. Классификация факторов социализации. Социализация осущест­вляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требу­ет от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В науке имеются различные класси­фикации факторов социализации. Однако наиболее логичной и продуктивной для педагогики является классификация А.В. Мудрика(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы - социальные группы, оказывающие непо­средственное влияние на конкретных людей (семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общест­венные и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...