Лекция 4. Тема. Возрастные и индивидуальные особенности развития.
1.Возрастная периодизация. 2. Акселерация и неравномерности в развитии. 3.Особенности воспитания младших школьников. 4. Особенности воспитания в среднем школьном возрасте. 5. Особенности воспитания в старшем школьном возрасте. 6.Учет индивидуальных и половых особенностей. 1.Возрастная периодизация. Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека. То, что развитие, как физическое, так и умственное тесно связанно с возрастом понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессом воспитания и развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. В современных психолого-педагогических и медицинских исследованиях выделяется ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных и представленных в таблице. Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщений, пределы которых очень широки, В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено действием внешних и внутренних факторов. Поэтому представленные в таблице варианты достаточно условны. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден. Возрастная периодизация.
Представляет интерес возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину:
В основе построения любой возрастной периодизации лежат возрастные особенности.
Возрастными особенностями называют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
2. Акселерация и неравномерности в развитии. Акселерация(от латинского «акселерацио» - ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с ускоренным физ. развитием, психологи - с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренным темпом физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духовного развития человека, связанных с возрастными особенностями. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития: 1. В более молодом возрасте Ф Р человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется. 2. Ф Р неравномерно в разные возрастные периоды. 3. Каждый орган человеческого тела развивается в собственном темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально. Между возрастом человека и темпами его духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется. 1. Духовное развитие людей протекает неравномерно. 2. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств.(синзетивные периоды). 3. Степень духовного развития человека зависит от широты его внешних связей и отношений, многообразия деятельности. 4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.
4. Особенности воспитания младших школьников. Становление личности мл. школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности – учения, общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. В младшем шк. возрасте дети очень восприимчивы к воспитательным влияниям, т.к. личность учителя для них очень авторитетна. Правильно организованные пед. влияния обязательно будут эффективными. В данном возрасте хорошо формируются нравственные мотивы поведения. Дети очень податливы, внушаемы, склонны к подражанию. Велика роль личного примера. Хорошие результаты дает воспитание в деятельности и в игре, когда в процессе конкретных действий происходит усвоение способов поведения в обществе. 5. Средний шк. возраст. Данный период характеризуется как переходный от детства к юности переломный, трудный в силу того, что человек уже не ребенок но еще не взрослый. Период общего подъема жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Бурное физическое и психическое развитие в данном возрасте накладывает свои отпечатки и на воспитательный процесс. Подросток легко возбудим, интересные уроки и интересные дела легко увлекают подростка но так же легко он от них отвлекается в случае появления нового, отвлекающего момента. Основной вид деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками и по этой причине взрослый (учитель, родитель) теряет уровень авторитетности, который имел у младшего школьника. Поэтому учителю важно научится понимать подростка и строить с ним демократические, дружеские взаимоотношения. Важно интересоваться его мнением, отношением к тем или иным вещам. В подростковом возрасте ярко проявляются чувства человека, их подросток может проявлять очень бурно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева и т.д. Чтобы контролировать развитие чувств подростков, дать им позитивное развитие, необходимо давать возможность заниматься творческой деятельностью, способствующей самовыражению, реализации эмоциональной энергии.
6. Старший школьный возраст. В данном возрасте в основном заканчивается физическое развитие. Юноша лучше чем подросток осознает, что он хочет от школьного обучения, от учителей. Появляется избирательное отношение к учебным предметам в связи с определенными представлениями о будущей профессии. Вырабатывается мировоззрение, убеждения характер, стремление формулировать собственную точку зрения. Важным требованием к педагогу работающему с юношами является профессиональная компетентность, уважение к личности школьника, к его мнению и точке зрения. 7. Учет индивидуальных и половых особенностей. Как было сказано выше, развитие людей в различные возрастные периоды различается. Но, кроме того, каждый человек индивидуален в своем развитии. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт и качеств личности. Должны ли в обучении и воспитании учитываться индивидуальные особенности личности? Современная педагогика стоит на позициях, что воспитание должно опираться на индивидуальные свойства и качества личности. Предполагается, что избираемые методы и средства воспитания и обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям школьников. О половых особенностях, различиях в воспитании мальчиков и девочек в педагогике говорят редко или вообще не говорят. Рассмотрим следующую таблицу:
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Проанализируйте приведенные в лекциях возрастные периодизации и подумайте, что повлияло на их структуру. 2. Как влияет акселерация на развитие человека? 3. Что такое неравномерности в развитии человека и как они влияют на его развитие? Практические задания:
1. Проанализируйте написанную вами психолого-педагогическую характеристику и выявите особенности возраста соответственно возрастной периодизации Эльконина.
Лекция 5. Тема: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ 1. Сущность социализации 2. Механизмы социализации 3. Классификация и общая характеристика факторов социализации 4. Семья как институт социализации 5. Общество сверстников как фактор социализации
1. Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация. Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. 2. Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим некоторые из них. Одним из значимых механизмов социализации является самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Наблюдения показывают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных занятий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, которые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает человека от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение. Подозрительный человек склонен других считать тоже подозрительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследованиями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок. Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на него. Следующий механизм социализации - эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания. 3. Классификация факторов социализации. Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. В науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако наиболее логичной и продуктивной для педагогики является классификация А.В. Мудрика(1991). Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: - макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство); - мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); -микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|