Методы изучения психического развития ребенка.
1. Метод наблюдения (наиболее эффективный метод т.к. собираются факты реального поведения ребенка, ребенок предстает как целостная личность, можно последить характер взаимоотношений с окружающими)Для повышения эффективности данного метода желательна хорошая организация (н-р составление карточек развития ребенка). 2. Беседа (рекомендовано при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Темами для беседы могут быть: семья, родители, участие в домашней работе, свободное время, самооценка, школа, страхи и опасения, состояние здоровья. По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. 3. Эксперимент (наиболее приемлемая форма - исследование с помощью тестов). Тест - стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. Тестирование дает возможность определить норму развития, провести повторно, т. е сравнительное испытание, одномоментного сбора большого объема информации, отсутствие длительной спец. подготовки. Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Говоря о сознании в контексте психодиагностики, имеем в виду произвольность, волевой внутренний контроль и опосредованность речью познавательных основных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, т. к. Когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается с 3-4 летнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому, осуществляя диагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познавательными процессами. Лучше, если тестовые задания одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития. У детей старшего дошкольного возраста уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Психодиагностика детей этого возраста, должна быть направленной как на детальное изучение развитие природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4 лет не должны включать в себя задания и вопросы, ориентированные на самосознание ребенка и предполагающие с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Лучше всего обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка. Дошкольники лишь тогда будут показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес. Следует так же учитывать непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста (время выполнения тестовых заданий 1-5 минут).
Особенности психодиагностики младших школьников. К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития (интеллектуальное, моральное, межперсональное развитие) следовательно, они по-разному реагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначены для диагностики взрослых людей, другим - менее развитым – только методики, рассчитанные на дошкольников 4-6 лет. Это особенно касается методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Большинство используемых в практике в настоящее время интеллектуальных тестов для взрослых преимущественно оценивают уровень развития словесно-логического мышления, которое в младшем школьном возрасте находится еще в начале своего развития. Словесно-логическое мышление уступает таким, видам детского мышления как наглядно-действенное и образное мышление. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение. Данная система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу. Для учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков: 1) общая ориентация детей в окружающем мире; 2) отношение ребенка к обучению в школе; 3) внимание; 4) память; 5) мышление; 6) речь; 7) художественно-изобразительные способности; 8) трудовые умения и навыки; 9) мотивация достижения успехов; 10) личностные качества; 11) межличностные отношения.
Особенности психодиагностики подростков и старших школьников. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты (если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с др.). В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специально-научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы. По своему содержанию социальная норма, включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий, в подростковом возрасте должна быть более обобщенной и абстрактной, а по форме – конкретной и выражаться в доступных сознанию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут проиллюстрированы примерами из жизни. Важно чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно - в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемого, но также и в роли экспериментаторов (поочередно). Подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности (стремление к углубленному самопознанию, самосовершенствованию, анализу своих чувств и взаимоотношений). Некоторые ограничения могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности, вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений, использованы тесты и методики для взрослых. Оценивая психодиагностику юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые. Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для детей условиях (занятия на уроках в школе).
Диагностика особенностей личности в зрелом возрасте. Поводы для проведения психодиагностики: обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие должности, определение профпригодности и просто психологическое самопознание. Методы психодиагностики в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, т.к. Интеллектуальное развитие к началу взрослости уже практически завершено, а личностное и межличностное еще долгое время продолжаются. Что касается интеллектуального потенциала в период взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальнейшем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познавательных процессов, должно давать полезную информацию о том, сохраняются ли с возрастом и в какой степени те природные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве. Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии (при профотборе). Взрослые люди с меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Поэтому тесты должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать много времени. Взрослые чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотестирование. Следовательно, тесты составляться таким образом. Чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно. Тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.
КУРС ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
1. Объект, предмет и задачи возрастной психологии 2. Основные проблемы возрастной психологии 3. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки
4. Методы возрастной психологии 5. Разделы возрастной психологии 6. Процессы изменения 7. Области развития человека 8. Развитие психики 9. Закономерности психического развития 10. Уровни и зоны психического развития 11. Связь между социальной ситуацией развития, ведущейста 12. Кризисы возрастного развития деятельностью и новообразованиями возра 13. Компоненты самосознания 14. Ступени развития самосознания 15. Подходы к изучению Я-концепции 16. Этапы становления предметного действия 17. Симптоматика кризиса 3-х лет («семизвездие» по Э. Келер) 18. Значение игры в развитии личности дошкольника 19. Психологическая готовность ребенка к школе 20. Структура учебной деятельности 21. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина 22. Зарубежные теории личности (по Л. Хьеллу, Д. Зиглеру 1997) 23. Методы диагностики в разные возрастные периоды 24. Общая характеристика пренатального периода
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|