Схема 1. Объект, предмет и задачи возрастной психологии.
Схема 2. Основные проблемы возрастной психологии.
Схема 3. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки.
Схема 4. Методы возрастной психологии.
Схема 5. Разделы возрастной психологии.
Схема 6. Процессы изменения.
Схема 7. Области развития человека.
Схема 8. Развитие психики.
Схема 9. Закономерности психического развития.
Схема 10. Уровни психического развития (по Л.С. Выготскому).
Схема 11. Связь между социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью
И новообразованиями возраста.
Схема 12. Кризисы возрастного развития.
Схема 13. Компоненты самосознания.
Схема 14. Ступени развития самосознания.
Схема 15. Подходы к изучению Я-концепции.
Схема 16. Этапы становления предметного действия.
Схема 17. Симптоматика кризиса 3-х лет («семизвездие» по Э. Келер).
Схема 18. Значение игры в развитии личности дошкольника.
Схема 19. Компоненты психологической готовности ребенка к школе.
Схема 20. Структура учебной деятельност
и.
Таблица 1
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина
№
п/п
| Возрастной период
| Ведущая деятельность
| Новообразования возраста
|
1.
| младенчество
(0-1 год)
| непосредственно-эмоциональное общение
| 1) потребность в общении;
2) эмоциональные отношения;
3) закладывание структур речевого и предметного действия.
|
2.
| раннее детство
(1-3 года)
| предметно-манипуляцтивная деятельность
| 1) система «Я»;
2) ходьба;
3) наглядно-действенное мышление.
|
3.
| дошкольник
(3-7 лет)
| ролевая игра
| 1) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;
2) соподчинение мотивов;
3) усвоение нравственных норм.
|
4.
| младший школьник (7-11 лет)
| учебная деятельность
| 1) произвольность;
2) внутренний план действия;
3) рефлексия;
4) самоконтроль.
|
5.
| подросток
(11-15 лет)
| интимно-личностное общение
| 1) стремление к «взрослости»;
2) потребность в самоуважении;
3) самооценка;
4) критическое отношение к окружающим.
|
6.
| ранняя юность (старший школьник)
(15-17 лет)
| учебно-профессиональная деятельность
| 1) мировоззрение;
2) профессиональные интересы;
3) новый уровень самосознания;
4) потребность в самовоспитании;
5) самоопределение.
|
Таблица 2
Зарубежные теории личности (по Л. Хьеллу, Д. Зиглеру, 1997)
Теории личности
| Автор теории
| Период создания теории
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Психологическая теория
| Зигмунд Фрейд (1856 - 1939)
|
|
|
|
|
|
|
| |
Теория индивидуальной психологии
| Альфред Адлер
(1870 - 1937)
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Теория аналитической психологии
| Карл Гюстав Юнг
(1875 - 1961)
|
|
|
|
| |
Психосоциальная теория
| Эрик Х. Эриксон
(1902 - 1994)
|
|
|
|
|
|
| |
Гуманистическая психоаналитическая теория
| Эрих Фрошм
(1900 - 1980)
|
|
|
|
|
|
|
| |
Социокультурная психоаналитическая теория
| Карен Хорни
(1885 - 1952)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Теория черт личности
| Гордон Олпорт
(1897 - 1967)
|
|
|
|
|
|
|
| |
Структурная теория черт личности
| Рэймонд Бернард Кеттел
род. 1905
|
|
|
|
|
|
Теория типов личности
| Ганс Юрген Айзенк
род. 1916
|
|
|
|
|
| |
Бихевиорально-научающая теория
| Беррес Фредерик Скиннер
(1904 - 1990)
|
|
|
|
|
|
| |
Социально-когнитивная теория научения
| Альберт Бандура
род. 1925
|
|
|
|
|
|
| |
Теория социального научения
| Джулиан Роттер
род. 1916
|
|
|
|
|
|
| |
Когнитивная теория
| Джорж Келли
(1905 - 1966)
|
|
|
|
|
|
|
| |
Гуманистическая теория
| Абрахам Харольд Маслоу
(1908 – 1970)
|
|
|
|
|
|
| |
Феноменологическая теория
| Карл Рэнсом Роджерс
(1902 - 1987)
|
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 3
Методы диагностики в разные возрастные периоды
Возрастные периоды
| Методы диагностики
|
стандартизир. наблю-дение
| экспе-римент
| проекти-
вные методики
| тестирова-ние
| анализ
| Опросные методы
| соци-оме-трия
| биогра-фический метод
|
беседа
| анкета
| интервью
| опросник
|
Новорожденность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Младенчество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раннее детство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дошкольное детство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Младший школьный возраст
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подростковый возраст
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зрелость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
старость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: