Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели, характеризующие финансовое положение фирмы




Показатели, характеризующие финансовое положение фирмы, свидетельствуют о зависимости фирмы от источников финансирования, ее платежеспособности.

Структура собственного капитала (Stockholders equity, Net worth shareholder's equity), или долевое соотношение его составляющих:

акционерного капитала;

эмиссионного дохода;

капитализированной прибыли.

Рост собственного капитала за счет капитализированной прибыли свидетельствует об усилении финансовой независимости фирмы.

Отношение собственного капитала к балансовой стоимости активов (Stockholder's equity to total assets) свидетельствует о степени зависимости фирмы от внешних источников финансирования. Чем выше это соотношение, тем лучше финансовое положение фирмы. Допустимым считается соотношение, превышающее 50%.

Отношение общей суммы задолженности к собственному капиталу (Total debt to stockholder's equity) показывает соотношение внешних и собственных источников финансирования. Задолженность не должна превышать собственный капитал. Для анализа представляет интерес:

структура задолженности (доля в ней краткосрочных долгов);

задолженность по выплате налогов, заработной платы, различных отчислений.

Отношение собственного капитала к реальному основному капиталу (Stockholder's equity to fixed assets) показывает, в какой степени инвестирование капитала осуществлялось за счет внутренних источников финансирования.

Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу (Long term debt to stockholder's equity) характеризует, в какой степени финансирование деятельности фирмы осуществляется за счет привлечения долгосрочных кредитов, в особенности в форме облигационных займов, по которым выплачиваются высокие проценты. Допустимой считается долгосрочная задолженность:

когда размеры выплачиваемых процентов ниже нормы прибыли, получаемой фирмой;

когда сумма задолженности не превышает стоимости собственного капитала, а также величину собственного оборотного капитала (разницы между оборотными активами и краткосрочной задолженностью).

Поступление наличных средств (кассовой и банковской наличности) (Cash flow) от текущих операций свидетельствует о своевременности поступления платежей за поставленную потребителю продукцию и о размерах погашения дебиторской задолженности. Анализу подвергаются:

изменение общей наличности;

структура наличности (доля чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Отношение поступлений наличными и стоимости капиталовложений в текущем году (Cash flow to capital expenditures) показывает, в какой мере инвестиции в реальный основной капитал осуществлялись за счет текущих поступлений наличных средств. Этот показатель именуется коэффициентом самофинансирования.

Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности (Current assets to current liabilities) показывает, в какой степени краткосрочная задолженность может быть покрыта оборотным капиталом. Этот показатель, именуемый коэффициентом покрытия (Current ratio), не должен быть менее 1. Он свидетельствует об уровне платежеспособности фирмы.

Отношение наличных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к текущим оборотным активам (Cash and marketable securities to current assets) оценивает долю наличных средств и быстро реализуемых бумаг в стоимости оборотного капитала. Этот показатель именуется коэффициентом ликвидности. Чем он выше, тем выше платежеспособность фирмы.

Отношение ликвидных средств к краткосрочной задолженности (Liquid assets to current liabilities) показывает уровень платежеспособности фирмы. Он именуется коэффициентом покрытия краткосрочной задолженности ликвидными средствами, включающими помимо наличности и быстрореализуемых ценных бумаг также дебиторскую задолженность.

Отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу (Current assets to total debt) также относится к показателям платежеспособности фирмы. Она считается высокой, если стоимость оборотных активов полностью покрывает задолженность фирмы, т. е. превышает заемный капитал.

При проведении анализа перечисленные выше показатели сводятся в таблицы, которые охватывают определенный период. Цель анализа – выявить текущие изменения и отклонения от плановых показателей, а также изменения за истекший год или другой выбранный для изучения период. Многие фирмы в своих годовых отчетах публикуют такие показатели (например IBM), что облегчает внешним пользователям информацией проведение сравнительного анализа деятельности фирмы по указанным выше характеристикам.

Глубокий и тщательный экономический анализ служит необходимой предпосылкой принятия управленческих решений по результатам маркетингового исследования. Информация - это конкретное выражение материальных процессов. Без информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Учётная политика

Понятие учёта его виды

Под учетом на предприятии понимают область деятельности, которая охватывает все способы систематического предоставления достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности. Учет на предприятии решает следующие задачи:

сбор, обработка и отражение первичных данных о хозяйственной деятельности,

систематизация данных с целью обобщения и получения итоговой информации о хозяйственной деятельности,

создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов,

обеспечение сохранности собственности предприятия.

создание информационной базы для определения места предприятия в территориальном разделении труда, в кооперационных межрегиональных и международных связях.

В практике деятельности предприятий различают три вида учета:

оперативный, статистический и бухгалтерский. На основе этих видов учету предприятие ведет статистическую отчетность.

Оперативный учет - это сбор текущей информации о ходе хозяйственной деятельности за короткий срок, в течение дня. Оперативный учет ведется но структурным подразделениям предприятия - участок, цех, бригада, смена, по операциям. Оперативный учет лишь фиксирует данные о холе исполнения отдельных операций 6eз обобщения по цеху или предприятию в целом.

Статистический учет - это изучение и контроль за осуществлением наиболее типичных хозяйственных процессов, операций, а также общехозяйственных социально-экономических явлений. Статистический учет позволяет получить информацию о производительности труда на предприятии, коэффициенте сменности работы оборудования и работников, обеспеченности работников жильем и т.д. Статистический учет не ведется непрерывно, но с помощью статистических методов и показателей позволяет обобщить данные как по предприятию в целом, так и по отдельным подразделениям. Статистический учет обеспечивает предприятие данными о состоянии и движении его производственных фондов и другими информационными материалами.

Бухгалтерский учет - это постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю хозяйственную деятельность предприятия и его подразделений. Данные бухгалтерского учета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме, они служат единственным источником учетной информации о всесторонней хозяйственной деятельности предприятия.

Для осуществления бухгалтерского учета бухгалтерия предприятия имеет следующие отделы и подразделения:

· отдел учета денежных средств н финансовых расчетов,

· отдел учета основных средств и капитальных вложений.

· отдел учета материальных ценностей,

· отдел учета заработной платы и расчетов с рабочими и служащими.

· отдел учета затрат на производство и калькулирование себестоимости,

· отдел учета готовой продукции и ее реализации,

· отдел учета фондов, кредитов банка, финансовых результатов, отчетности и анализа.

 

Основные разделы учетной политики

Анализируя результаты хозяйственной деятельности, необходимо принимать во внимание, что эти значения в определенной степени формируются под влиянием учетной политики принятой на предприятии. Учетная политика предприятия - это "совокупность выбранных им способов ведения бухгалтерского учета". Цель учетной политики - обеспечить возможность потребителям бухгалтерской информации объективно судить о положении дел на предприятии. Основные базовые принципы построения учетной политики предприятий изложены во втором разделе Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (ПБУ от 20.03.92 № 10). На основе ПБУ предприятие разрабатывает собственную учетную политику, исходя из конкретных условий деятельности.

Основными разделами которой являются:

Учёт основных средств (выбирается метод начисления амортизации)

Учёт производственных запасов (выбирается метод учёта запасов (FIFO, LIFO, AVCO, точный) цены по которым они учитываются)

Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости (разделение затрат на прямые и косвенные, отнесение коммерческих расходов…)

Порядок определения выручки и финансовых результатов (выбирается метод учета реализации продукции (по факту оплаты, по отгрузке)

1. По факту оплаты, то есть выручка от реализации товаров (работ и услуг) для расчета налогов формируется по мере оплаты - по факту поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.

2. По отгрузке товаров (выполнению работ и услуг), то есть, по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Недостаток 1-го метода учетной политики: несопоставимость во времени объема реализации в денежном выражении и затрат на изготовление продукции, что, приводит к возникновению убытков на начальных этапах реализации и значительным суммам прибыли в конце, когда основной процесс инвестирования уже закончен и осуществляется чистая продажа изготовленного товара.

Недостаток 2-го метода учетной политики: необходимости уплаты всех налогов, базой для исчисления которых является сумма выручки, до фактического получения денежных средств, то есть, своего рода авансирование государства за счет собственных средств. Данный метод обоснован для предприятий, реализующих свою продукцию на условиях предоплаты.

Первый метод учетной политики обоснован для предприятий розничной торговли, второй метод применяется на предприятиях, производящих однообразную продукцию в массовом количестве. Безусловно, в современных экономических условиях более обоснованным и приемлемым является совмещение двух методов: для целей бухучета - реализация по отгрузке, а для целей налогообложения - по факту оплаты; что приводит к необходимости вести два баланса (один по отгрузке и один по оплате).

Понятие о бухгалтерской отчётности.

Бухгалтерский учет регистрирует произведенные траты по факту, руководствуясь положениями и инструкциями, установленными налоговыми службами. Нормы и правила, установленные для российской бухгалтерии, далеко не всегда согласуются с интересами предприятия. Существующая система отчётности фактически не выполняет ее основную задачу – предоставление прозрачной и понятной экономической информации для управления предприятием, поэтому фактическая цель бухгалтерии на российском предприятии – это защитить предприятие от огромных штрафов, связанных с неправильным оформлением бухгалтерской отчетности или минимизировать их.

1. "Баланс" (Balance Sheet);

2. "Отчет о прибылях и убытках" (Income Statement);

3. "Отчет о движении денежных средств" (Cash-Flow).

Отчёт о прибылях (убытках)

Отчёт о прибылях (убытках) предназначен для определения финансовых результатов деятельности на основе соотношения доходов и расходов. В общем виде он выглядит следующим образом.

Таблица 1

Отчет о прибылях и убытках

Наименование статьи Код стр. За отчет. период За предыдущ. период
Выручка от реализации без НДС и акцизов      
Себестоимость продукции — переменные издержки (...) — постоянные издержки (...)      
Коммерческие расходы      
Управленческие расходы      
Прибыль от реализации (010–020–030–040)      
Проценты к получению      
Проценты к уплате      
Доходы от участия в других организациях      
Прочие операционные доходы      
Прочие операционные расходы      
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (050+060–070+080+090–100)      
Прочие внереализационные доходы      
Прочие внереализационные расходы      
Прибыль отчетного периоды (110+120–130)      
Налог на прибыль      
Отвлеченные средства      
Нераспределенная прибыль (140–150–160)      

Таблица 2

Экономическая модель отчета о прибылях (убытках)

Методика расчета Примечание, формула
Выручка от реализации (без НДС) ВР = Объем продаж * Цена продажи
Минус: Полная себестоимость Без НДС. с учетом налогов и процентов, относимых на себестоимость
Прибыль от основной деятельности ПОД, = Выручка - Себестоимость
± Доходы / Расходы от прочей реализации Например, реализация (продажа) части основных средств предприятия
± Внереализационные доходы / расходы Например, дивиденды по акциям другого предприятия
Балансовая прибыль БП = ПОД±ПрРеал ±ВнеРеал
Минус: Налоги, относимые на финансовые результаты В частности, налог на имущество, сбор на образование, на содержание жилищного фонда и др.
Налогооблагаемая прибыль без учета льгот НОП == БП - Налоги на фин. результаты
Минус: Льготы Например, нормируемая сумма от рефинансируемой чистой прибыли и др.
Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот НОПл = НОП - Льготы
Минус: Налог на прибыль Текущая ставка налога на прибыль -35%
Прибыль после налогообложения ППН = НОПл - Налог на прибыль
Минус: Проценты, не включаемые в себестоимость Проценты за кредит сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ - три пункта
Чистая прибыль ЧП = ППН - Проценты сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ
Минус: Дивиденды выплаченные Годовой доход акционеров
Минус: Прочие выплаты из чистой прибыли Например, штрафы, санкции, производственный брак, бой и др.
Нераспределенная прибыль НП = ЧП - Дивиденды - Выплаты
То же нарастающим итогом Сумма чистых прибылей (убытков) По интервалам планирования

Отчёт о движении денежных средств

Отчёт о движении денежных средств показывает финансовые потоки предприятия. В нём отражены все источники поступлений и все направления использования денежных средств, тогда как отчёт о прибылях и убытках показывает лишь финансовый результат деятельности предприятия на определённый момент времени.

Отчет о движении денежных средств показывает процесс поступления и расходования денежных средств по трем потокам деятельности предприятия:

— поток от операционной деятельности;

— поток от инвестиционной деятельности;

— поток от финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств выглядит следующим образом.

Таблица 3

Отчет о движении денежных средств

Наименование показателя Сумма В том числе
операционная инвестиционная финансовая
1. Остаток денежных средств на начало периода        
2. Поступило денежных средств в том числе: — выручка от реализации продукции; — выручка от реализации имущества; — авансы от покупателей кредиты, займы и т. д.        
3. Направлено денежных средств в том числе: — на оплату труда; — отчисления на соц. нужды; — финансовые вложения.        
4. остаток денежных средств на конец периода        

Балансовый отчёт

Балансовый отчёт – это бухгалтерский баланс активов и пассивов предприятия. Балансовая ведомость показывает финансовое состояние предприятия на определенную дату, устойчивость финансового положения предприятия.

Международная учетно-аналитическая практика предусматривает два типовых формата бухгалтерского баланса, основанных на различных балансовых уравнениях.

1. Валюта баланса показывает общую сумму средств, авансированных в деятельность предприятия:

ОС + ТА = УК + НП + ЗК + ТО,

где ОС — основные средства и внеоборотные активы; ТА — текущие активы (оборотные средства); УК — уставной капитал; НП — нераспределенная прибыль (включая фонды и резервы); ЗК — заемный капитал (долгосрочные ссуды); ТО — текущие обязательства (кредиторская задолженность).

В таком формате (российский вариант) бухгалтерский баланс выглядит следующим образом:

 

Актив. Пассив
I. Внеоборотные активы: 1. Нематериальные активы. 2. Основные средства. 3. Незавершенное строительство. 4. Долгосрочные финансовые вложения. 5. Прочие внеоборотные активы.   I. Капитал и резервы: 1. Уставной капитал. 2. Добавочный капитал. 3. Резервный капитал. 4. Фонд накопления. 5. Фонд социальной сферы. 6. Нераспределенная прибыль.
II. Оборотные активы: 1. Запасы. 2. НДС. 3. Дебиторская задолженность. 4. Краткосрочные финансовые вложения. 5. Денежные средства. 6. Прочие оборотные активы. II. Долгосрочные пассивы: 1. Заемные средства. 2. Прочие долгосрочные пассивы.  
III. Убытки   III. Краткосрочные пассивы: 1. Заемные средства. 2. Кредиторская задолженность. 3. Расчеты по дивидендам. 4. Доходы будущих периодов. 5. Фонды потребителя. 6. Резервы предстоящих расходов и платежей. 7. Прочие краткосрочные пассивы.

Однако в европейских странах и в Великобритании доминирует второй формат, поскольку он показывает величину устойчивых пассивов (т. е. капитала), его структуру и источники его увеличения.

 

2. Валюта баланса показывает величину собственных средств:

ОС + (ТА - ТО) - ЗК = УК + НП,

или

ОС + (ТА - ТО) = ЗК + УК + НП

В таком формате баланс выглядит следующим образом:

 

Актив: Пассив:
1. Объявленный неоплаченный капитал. 2. Основные средства и внеоборотные активы. 2.1. Нематериальные активы. 2.2. Материальные активы. 2.3. Долгосрочные активы. 3. Текущие активы (оборотные средства). 3.1. Запасы. 3.2. Дебиторская задолженность. 3.3. Краткосрочные финансовые инвестиции. 3.4. Денежные средства в кассе и на банковских счетах. 4. Предоплата и расходы будущих периодов. 5. Краткосрочная кредиторская задолженность. 1. Долгосрочная кредиторская задолженность. 2. Резервы и фонды. 3. Капитал и прочие источники собственных средств. 3.1. Акционерный капитал. 3.2. Эмиссионный доход. 3.3. Резерв на переоценку. 3.4. Нераспределенная прибыль.
Всего активов за минусом краткосрочной кредиторской задолженности  

Задачи

4.1. Определить полную себестоимость реализованной продукции при следующих данных. Себестоимость произведенной продукции — 124893 млн. руб. Остаток расходов будущих периодов уменьшился на 100 млн. руб. Остатки незавершенного производства увеличились на 200 млн. руб. Внепроизводственные расходы — 207 млн. руб. Фактические остатки готовой продукции на начало года — 87, 5 млн. руб., а на конец — 68, 5 млн. руб. Определить также полную себестоимость единицы товарной продукции, если объем производства 1 млн. ед.

 

4.2. Полная себестоимость товарной продукции в планируемом году составит — 45,242 млн. руб. В IV квартале — 12153 тыс. руб. Остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости на начало года ожидаются в размере 2850 тыс. руб. Норма запаса (в днях) по готовой продукции на складе — 5 дней. Норма по товарам отгруженным — 15 дней. Внепроизводственные расходы — 880 млн. руб. Найти себестоимость реализованной продукции.

 

4.3. Выручка от реализации продукции — 316750 тыс. руб. Полная себестоимость — 195500 тыс. руб. Ставка НДС — 20 %. Найти прибыль.

 

4.4. Вычислительная техника приобретена в 1989 г. за 800 тыс. руб. и продана в I квартале 1995 г. за 1000 тыс. руб. Износ ВТ до переоценки — 67,5 % от первоначальной стоимости. Коэффициент переоценки 1,3. Найти прибыль от реализации ВТ.

 

4.5. Штрафы уплаченные составили 350 тыс. руб. в том числе в бюджет — 190 тыс. руб. Штрафы полученные — 371 тыс. руб. Определить, какие суммы будут включены в состав балансовой и валовой прибыли.

 

4.6. Выручка от реализации — 1750 млн. руб. Переменные затраты — 1190 млн. руб. Постоянные затраты — 210 млн. руб. Определить порог рентабельности.

 

4.7. Товарный выпуск продукции — 14 тыс. руб. Отпускная цена за 1т. — 2500 тыс. руб. Остатки на начало предстоящего года — 1,0(тыс. т.), остатки на конец предстоящего года 0,9 (тыс. т.). Полная себестоимость предстоящего года — 1950 тыс. руб., IV квартала — 1900 тыс. руб. Определить прибыль.

 

4.8. Прибыль от реализации продукции основного производства 61 млн. руб. Полная себестоимость продукции — 204 млн. руб. Произошли следующие изменения: объем производства вырос на 14,6 %, полная себестоимость снизилась на 0,4 %, отпускные цены выросли на 6 %. Определить размер прибыли с учетом всех изменений.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...