Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность образовательных организаций в сфере культуры




 

Образование в сфере культуры и искусства является одним из важнейших конкурентных преимуществ Российской Федерации и направлено на формирование творчески активной, культурно-образованной личности.
В 2015 году образование отрасли культуры было представлено 5338 образовательными учреждениями, из них 59 вузами (в том числе в ведении Минкультуры России - 48), 275 профессиональными образовательными учреждениями (из которых в ведении Минкультуры России - 10 учреждений), 5 108 детскими школами искусств (далее - ДШИ), которые в основном находятся в ведении муниципалитетов.

В отрасли культуры ДШИ - первая ступень в трехуровневой системе подготовки творческих кадров (ДШИ - училище - творческий вуз), которая сложилась в нашей стране в середине ХХ века и не имеет аналога в мировом образовательном пространстве.

Важность и значимость дополнительного образования детей отрасли культуры безусловны, поскольку именно в ДШИ содержание образования в полной мере отвечает основным целям государственной культурной политики, среди которых:

- формирование гармонично развитой личности,

- использование исторического и культурного наследия для воспитания и образования,

- передача из поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения,

- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (в части охвата детей дополнительным образованием) и от 7 мая 2012 г. № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" (в части охвата детей участием в творческих мероприятиях) и в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и Планом мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, а также Комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы и Планом мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, проводятся мероприятия, направленные на формирование благоприятных условий для развития и модернизации системы дополнительного образования детей, в том числе ДШИ.

В 2015 году в ДШИ обучалось 1 533 354 детей, что составляет 11,8% детского населения страны, и работало 119 950 педагогических работников. Необходимо отметить, что в советский период истории нашей страны в среднем охват детей работой ДШИ составлял не более 12 процентов.

За последние пять лет ДШИ уменьшилось на 220 единицы в основном за счет объединения нескольких ДШИ в одно юридическое лицо. При этом количество детей в ДШИ возрастает, что указывает на востребованность дополнительного образования детей отрасли культуры:

 

Рисунок 12.

 

Востребованность ДШИ как формы художественного образования связана с тем, что детский возраст - самая благодатная пора для воспитания любви к прекрасному, высокому искусству, а созданные в ДШИ условия постижения основ музыки, живописи, театра, хореографии дают возможность увидеть красоту мира во всем его многообразии.

Для Минкультуры России сохранение и развитие системы ДШИ стало одной из главных задач, а ее решение велось по нескольким направлениям.

Первое из них - нормативно-правовое обеспечение деятельности ДШИ, связанное с реализацией Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". За 2013 - 2015 годы Минкультуры России утверждено 20 нормативных правовых актов, благодаря которым были установлены единые требования к образовательному процессу в ДШИ на всей территории страны.

Второе направление - методическое обеспечение образовательной деятельности ДШИ. Всего подготовлено:

- 84 примерных программ по учебным предметам предпрофессиональных программ в области искусств, а также 26 примерных программ по учебным предметам общеразвивающих программ;

- учебно-методические пособия по предметам "Сольфеджио", "Музыкальная литература", а также игровые мультимедийные учебные пособия в области музыкального искусства.

Третье направление - повышение кадрового потенциала педагогических работников ДШИ. В рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" Минкультуры России выделяет подведомственным образовательным учреждениям средства на повышение квалификации педагогических работников ДШИ. В 2015 году повышение квалификации прошли более 1500 человек в 26 регионах страны.

С целью сохранения лучших педагогических технологий, стимулирования преподавателей ДШИ на внедрение в образовательный процесс новых методик с 2013 года Минкультуры России проводит Общероссийский конкурс "Лучший преподаватель детской школы искусств". В 2015 году 50 лауреатов конкурса из 37 субъектов Российской Федерации получили денежные поощрения в размере 100 тыс.рублей, а церемония награждения состоялась на Новой сцене Большого театра России.

Четвертое направление - укрепление материально-технической базы ДШИ, которое Минкультуры России осуществляет совместно с органами управления культурой субъектов Российской Федерации. В 2015 году в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" на приобретение музыкальных инструментов со стороны Минкультуры России
38 субъектам Российской Федерации на условиях софинансирования были выделены субсидии в объеме 76,7 млн. рублей.

Пятое направление - выявление и поддержка одаренных детей путем проведения творческих мероприятий. "Дорожной картой", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2606-р, показатель на 2015 год по охвату детей участием в творческих мероприятиях установлен в объеме 5 процентов.

По данным Росстата на 1 января 2015 г. в стране насчитывалось около 19 млн. детей (19 095 657 человек) в возрасте от 5 до 18 лет, при этом в творческих мероприятиях приняло участие 1 107 548 детей, что составило 5,8% за счет превышения рядом регионов страны установленный на 2015 год показатель в 5% (Республики: Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Крым; области - Владимирская, Калининградская, Московская и др.).

Творческие мероприятия для детей проводятся в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", региональных программ, а также за счет бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. В 2015 году только при поддержке Минкультуры России было проведено около 300 творческих школ и мастерских, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, мастер-классов, выставок. Данными мероприятиями были охвачены все субъекты Российской Федерации, а тематика и смысловое содержание проводимых мероприятий были направлены на духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Среди наиболее значимых проектов: "Молодые дарования России",
"50 лучших детских школ искусств", "Русский балет", "Молодые передвижники", "Пластика русской сказки", "Неделя российских консерваторий - детям", "Симфонические фантазии", Крымский фестиваль "Бархатные встречи", "Передвижная академия искусств" в регионах России, Италии и Франции, фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья "Открытый мир творчества", "Центры искусств для юных дарований России Валерия Гергиева", "Юрий Башмет - одаренным детям" и другие.

В целях выполнения Перечня Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. в части недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей в 2015 году Минкультуры России был проведен мониторинг деятельности ДШИ, который позволил выявить как позитивные, так и негативные тенденции в их функционировании.

Среди позитивных тенденций за последние годы:

1. Прием детей в ДШИ с 2012 по 2015 годы увеличился на 26 513 человек, а количество детей в выпускных классах увеличилось на 14 186 человек, что говорит о сохранности контингента в ДШИ:

 

 
 

 


Рисунок 13.

 

2. С 2012 по 2015 годы на 92,9 тыс. человек увеличилось количество детей, обучающихся на духовых и ударных инструментах, хоровом, изобразительном, хореографическом, театральном, фольклорном и декоративно-прикладном отделениях:

 

Рисунок 14.

 

3. За последние 4 года в ДШИ на 4 927 человек увеличилось число преподавателей с высшим образованием, тогда как со средним профессиональным образованием количество преподавателей уменьшилось на 4 828 человек:

 

Рисунок 15.

 

4. Число зданий у ДШИ, требующих капитального ремонта, уменьшилось на 447 единиц, а находящихся в аварийном состоянии на 62 единицы, и это при том, что общее количество зданий с 2012 по 2015 годы увеличилось на 533 единиц. Всего в 2015 году количество занимаемых ДШИ зданий составляло 7158 единиц:

Рисунок 16.

 

5. Доля выпускников, поступивших после окончания ДШИ на профильные образовательные программы в профессиональные образовательные учреждения или вузы, от общего количества выпускников, составила 11% (17 094 человек), а в ряде регионов - 15% и выше (г.Санкт-Петербург; Республики: Крым, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Удмуртия; Белгородская, Владимирская, Свердловская, Смоленская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области; Ханты-Мансийский АО). Эти данные свидетельствуют о качестве подготовки детей в ДШИ и востребованности среди населения отраслевых профессий.

6. Наметилась положительная динамика в обновлении парка музыкальных инструментов: доля подлежащих списанию музыкальных инструментов в 2014 году составила 47,3%, что на 4,5% меньше чем в 2013 году, когда износ музыкальных инструментов составлял 51,8 процентов.

7. По сравнению с 2010 годом увеличился объем средств в среднем на одну ДШИ, выделяемый учредителями ДШИ на капитальный ремонт, приобретение оборудования, пополнение библиотечных фондов:

 

Рисунок 17.

 

Среди проблем необходимо отметить следующие.

1. Уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей (по некоторым классам духовых, народных и струнных инструментов).

Так, с 2012 года количество детей, обучающихся на струнных инструментах, уменьшилось на 1 202 человек; на 4 219 человек уменьшилось количество детей, обучающихся на народных инструментах.

В 2015 году во всех ДШИ страны в классе гобоя обучалось только 850 детей, в классе валторны - 785 детей, а фагота - 181 детей. В ряде регионов (Ивановская, Астраханская, Оренбургская и др. областях) такие учащиеся практически отсутствовали, что указывает на снижение популярности в обучении детей игре на классических музыкальных инструментах и, как следствие, снижение в дальнейшем конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее и высшее звенья образования, а значит и отсутствие соответствующих профессиональных кадров в симфонических оркестрах и других коллективах:

 

 
 

 

 


Рисунок 18.

 

Рисунок 18.

 

2. Низкий уровень заработной платы педагогических работников ДШИ.

Согласно "дорожной карте" заработная плата преподавателей дополнительного образования детей должна соответствовать уровню заработной платы учителей общеобразовательных школ в том или ином регионе. Однако, в 2015 году в 23 субъектах Российской Федерации (27%) уровень заработной платы преподавателей ДШИ был значительно ниже - Республики Марий Эл, Тыва; Алтайский, Забайкальский, Пермский края, Астраханская, Брянская, Вологодская, Волгоградская, Магаданская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Томская, Тюменская области, Чукотский автономный округ и др.

3. Отсутствие доступности ДШИ для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Согласно сведениям за 2015 год:

для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы
1 102 ДШИ (24%);

для инвалидов по зрению - 646 ДШИ (14%);

для инвалидов по слуху - 603 ДШИ (13%);

адаптированные для детей-инвалидов программы реализуются только в 45 субъектах Российской Федерации;

версии Интернет-сайтов в доступных для инвалидов форматах отсутствуют.

Многолетнее недофинансирование ДШИ, которые в большинстве регионов финансируются по остаточному принципу, является основным препятствием к полноценному, поступательному и системному развитию ДШИ. Влияние органов управления культурой субъектов Российской Федерации на развитие муниципальных ДШИ весьма ограничено в силу норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые закрепили самостоятельность за местными властями в принятии тех или иных решений. Однако только консолидация совместных усилий позволит вывести ДШИ на новый уровень развития.

В подведомственных Минкультуры России образовательных учреждениях (10 училищ и 48 вузов) в 2015 году обучалось 66 248 человек, работало 10 329 педагогических работников и реализовывалось 118 образовательных программ в области искусств и культуры.

Среди приоритетных направлений образовательной политики Минкультуры России в 2015 году были следующие.

Первое - повышение качества трехуровневой системы художественного образования и обеспечение учреждений культуры и образования профессиональными кадрами.

С этой целью было увеличено количество образовательных учреждений, реализующих программы предшествующего уровня образования (предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства для одаренных детей стали реализовываться в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, а на базе Московского государственного института культуры состоялось открытие Музыкального кадетского корпуса, в который на обучение было принято 20 одаренных детей из различных регионов страны).

Приняты меры по увеличению конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в творческие вузы для обеспечения отбора наиболее талантливой молодежи: в 2015 году конкурс при приеме на бюджетную форму обучения составил 4 человека на одно место, на платную форму обучения -
1,6 чел., тогда как в 2014 году - 3,2 человека на бюджетную форму обучения
и 2,7 человека на платную. Наиболее востребованными явились образовательные программы в области актерского, вокального, музыкально-инструментального, хореографического и изобразительного искусства, тогда как по образовательным программам в области библиотечной, социально-культурной деятельности, композиции, оркестрового дирижирования конкурсная ситуация минимальна.

Творческими вузами был повышен порог проходного балла вступительных испытаний (результатов ЕГЭ и творческих испытаний):
в 2015 году пороговое значение составило 77 баллов из 100, тогда как в 2014 году оно составляло 74 балла;

Также были приняты меры по увеличению количества принятых на первый курс студентов по целевому набору с целью обеспечения, в первую очередь, региональных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры профессиональными кадрами (с 234 человек в 2014 году до 360 человек в 2015 году).

Для педагогических работников образовательных учреждений отрасли культуры подведомственными Минкультуры России образовательными учреждения были организованы курсы повышения квалификации в Крыму, Карелии, Татарстане, Башкортостане, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайском, Хабаровском, Приморском, Краснодарском, Красноярском, Пермском краях, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской, Орловской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге.

Проводился ежеквартальный мониторинг вакансий в образовательных учреждениях отрасли культуры и учреждениях культуры (база вакансий размещена на официальном сайте Минкультуры России).

Приняты меры по обеспечению трудоустройства выпускников творческих вузов бюджетной формы обучения: в 2015 году трудоустройство составило 77%, тогда как в 2014 году - 76%, а в 2011 году - 53 процентов.

Важным событием 2015 года стало открытие 1 сентября 2015 года в Сочи образовательного центра для одаренных детей "Сириус", в организации которого активное участие приняли Краснодарский институт культуры, Московская государственная академия хореографии, Российская академия музыки имени Гнесиных, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и другие.

Для обеспечения деятельности образовательного центра "Сириус" в 2015 году Фонду "Талант и успех" Минкультуры России была выделена субсидия в объеме 77,3 млн. рублей. В 2015 году (с июня по декабрь) в творческих сменах продолжительностью в 24 дня приняло участие 530 детей.

В ходе творческих смен проводились не только занятия с одаренными детьми по программам в области искусства балета, музыкального и изобразительного искусства, но и концерты, творческие встречи, мастер-классы, пленэры, семинары для преподавателей с привлечением преподавателей Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, Новосибирского и Пермского хореографического колледжей, Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и других образовательных учреждений Минкультуры России.

Второе - развитие международных отношений с целью расширения влияния России на международной арене, позиционирования отечественного художественного образования в мировом образовательном пространстве, формирования будущей профессиональной и политической элиты других стран.

С этой целью приняты меры по увеличению иностранных граждан, обучающихся в российских творческих вузах (в 2015 году в рамках квоты государственных стипендиатов в подведомственные образовательные учреждения по итогам творческих испытаний было принято 299 иностранных граждан из 56 стран мира, тогда как в 2013 г. - 225 человек, в 2014 г. - 247 человек; на подготовительные факультеты вузов для изучения русского языка с целью подготовки к поступлению в вуз было принято 65 человек).

Проводилась работа по расширению международного межвузовского взаимодействия: в декабре 2015 года в Пекине в рамках XX регулярной встречи глав правительств России и Китая подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросам образования и науки в сфере культуры между Минкультуры России и Министерством образования Китайской Народной Республики и создана международная ассоциация творческих вузов (с российской стороны в состав ассоциации вошли 18 вузов во главе с Московским и Санкт-Петербургским институтами культуры).

Третье - повышение заработной платы преподавателей и развитие материально-технической базы образовательных учреждений.

С этой целью образовательными учреждениями была продолжена работа по внутренней оптимизации: увеличивалась педагогическая нагрузка, оптимизировалась численность штатного состава, а также режим работы, сокращалась численность административно-управленческого персонала, осуществлялся переход на аутсорсинг непрофильных услуг.

На повышение оплаты педагогического труда в 2015 году подведомственным Минкультуры России вузам было выделено 791 580,4 тыс. рублей, а училищам - 37 357,8 тыс. рублей.

В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" (по разделу "Развитие материально-технической базы образовательных учреждений культуры") и Госпрограммы "Развитие образования" подведомственным Минкультуры России было выделено
556, 8 млн. рублей, в том числе:

420, 0 млн. рублей на капитальный ремонт и проектно-сметную документацию 42 образовательным учреждениям;

4,1 млн. рублей на пополнение библиотечных фондов 12 учебных заведений;

15,4 млн. рублей на оснащение 14 общежитий системами безопасности;

117,3 млн. рублей - на приобретение музыкальных инструментов и других основных средств (в том числе ВГИКу - 21,7 млн. рублей на укрепление материально-технической базы филиалов).

Четвертое приоритетное направление - проведение общественно значимых международных и всероссийских творческих мероприятий, мероприятий патриотической направленности, способствующих приобщению подрастающего поколения к различным видам искусств и творчеству, выполняющих важнейшую культурно-просветительскую миссию, формирующих у детей и подростков пиететное отношение к историческому прошлому страны, активную жизненную и гражданскую позицию.

В 2015 году в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" и централизованных средств Минкультуры России проведено более 300 мероприятий, в числе которых: 18 всероссийских и международных студенческих конференций, 39 творческих школ и творческих мастерских, более 240 межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, мастер-классов, смотров, выставок, а также ряд крупных просветительских проектов (передвижная "Академия искусств в регионах России, Италии и Франции", международный фестиваль театральных школ "ПОДИУМ", международный музыкальный фестиваль "Ростовские премьеры: музыка славянского мира", XXVII Международный фестиваль "Баян и баянисты", международный фестиваль-конкурс контрабасистов имени Сергея Кусевицкого, фестиваль детского творчества "Болгарская роза", международные мастер-классы "Балет-XXI век", международный конкурс киношкол и театральных вузов, фестиваль искусств Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой в Прибалтике и многие др.).

В перечень значимых международных проектов для творческой молодежи вошли международные студенческие обмены, которые прошли при поддержке Минкультуры России:

- международный российско-швейцарский студенческий обмен, в рамках которого прошло пять спектаклей (два из них были сыграны на русском языке, а три - на французском) с участием студентов Театрального института имени Бориса Щукина и Международного центра "Ломоносов" в Женеве, состоялись творческие вечера и мастер-классы известных российских и европейских актеров и режиссеров, таких как Е.В.Князев, В.П.Поглазов, Жан Лермье;

- российско-китайский студенческий обмен, направленный на решение гуманитарных задач приграничного сотрудничества с Китайской Народной Республикой, развитие и укрепление межкультурных связей, повышение авторитета российской культуры и искусства в Китайской Народной Республике, подготовку творческих кадров в сфере культуры, расширение профессионального сотрудничества педагогических кадров, предоставление возможности одаренной российской молодежи познакомиться с историей и традициями Китайской Народной Республики, а китайским студентам для изучения русского языка, истории и традиций русской культуры. Российско-китайские студенческие проекты реализовались Хабаровским и Московским институтами культуры, Новосибирской консерваторией имени М.И.Глинки, Петрозаводской консерваторией имени А.К.Глазунова и другими творческими вузами России и КНР.

Знаковым событием Года литературы стало проведение 1 сентября 2015 г. во всех профессиональных образовательных учреждениях отрасли культуры Уроков литературы, которые прошли в формате открытых лекций, видеолекториев, конкурсов-презентаций литературных работ студентов, театрализованных представлений и литературно-музыкальных композиций, выставок, бесед, круглых столов, диспутов, творческих встреч с представителями региональных Союзов писателей, работниками библиотек и получили освещение как на официальных сайтах образовательных учреждений, так и в средствах массовой информации.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. В 2015 году началась реализация основополагающих документов в области воспитания, семьи и молодежи - Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которых Минкультуры России является соисполнителем.

2015 год отмечен активной воспитательной работой подведомственных Минкультуры России образовательных учреждений, направленной на гражданско-патриотическое, социально-ориентированное воспитание детей и молодежи.

В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне образовательными учреждениями проведено около тысячи патриотических проектов с участием ветеранов Великой Отечественной войны и их родственников, среди них: "Вальс Победы" (Российский институт театрального искусства-ГИТИС), Первый музыкальный фестиваль "Музыка войны" (Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского), "Школа в период блокады" (Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой), "Битва за Москву" (Литературный институт имени А.М.Горького), "Культурный фронт" (Пермский государственный институт культуры), "Голоса войны" (Ярославский государственный театральный институт), "Диалог поколений" (Алтайский государственный институт культуры)" и др.

В образовательных учреждениях были созданы гражданско-патриотические и дискуссионные клубы как, например, "Мы - россияне!" в Московском государственном институте культуры, куда приглашаются общественные и политические деятели, деятели культуры и искусства.

В 2015 году активной работой отмечены созданные в подведомственных Минкультуры России образовательных учреждениях органы студенческого (ученического) самоуправления (студенческие (ученические) советы, студенческие профсоюзные первичные организации, волонтерские отряды, студенческие комиссии, штабы студенческих отрядов, студенческие советы общежитий, поисковые отряды и др.), которые во взаимодействии с руководством учреждений и педагогическим коллективом реализовывали комплексы мер по социальной поддержке, созданию условий для успешной самореализации детей и молодежи, содействию в реализации проектов и инициатив обучающихся.

Например, Штаб студенческих отрядов Кемеровского государственного института культуры, объединяющий строительный, педагогический, спортивный, спасательный, волонтерский, экологический отряды, студенческий отряд охраны правопорядка и оргкомитет студенческой газеты "Артефакты".

С участием органов студенческого самоуправления в 2015 году прошли мероприятия по противодействию идеологии экстремизма и терроризма: флешмоб и круглый стол "Стоп террор" и акция "Мир на планете" (Ростовская государственная консерватория имени С.В.Рахманинова), просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих тему угрозы терроризма, выявления и борьбы с террористическими организациями (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова), круглый стол "О разъяснениях механизмов вербовки террористическими организациями студенческой молодежи и последствиях их противоправных действий" (Нижегородская государственная консерватория имени М.И.Глинки), акция "Мы едины!" (Екатеринбургский государственный театральный институт) и др.

Волонтерский отряд "Добрые сердца" Орловского государственного института культуры принял активное участие в деятельности Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы, созданного решением Организационного комитета по подготовке основных мероприятий, связанных с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов. Основное направление работы отряда - оказание адресной социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, инвалидам, пожилым одиноким людям.

Благодаря органам студенческого самоуправления по работе с инвалидами в образовательных учреждениях были разработаны модели взаимодействия, помогающие преодолеть социальные барьеры и создать взаимосвязь между человеком с ограниченными возможностями здоровья, окружающей его средой и обществом.

Так, например, в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова при Российской академии художеств для людей с ограниченными возможностями прошли мастер-классы "Введение в профессию художника", в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского создана волонтерская группа по оказанию помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в учебной, научной, творческой детальности, организовывались лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия.

В Кемеровском институте культуры прошли обучающие семинары для преподавателей, тьюторов, студентов-волонтеров по организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведены благотворительные концерты для членов Кемеровской городской общественной организации творческой реабилитации инвалидов "Созвучие" и социо-культурный проект "Твори добро!" по профилактике и реабилитации пациентов с ограниченными возможностями психического здоровья средствами танцевально-двигательной терапии.

Деятельность образовательных учреждений отрасли культуры в 2015 году в очередной раз подтвердила уникальность сложившейся системы художественного образования, поскольку как никакая другая сфера человеческой деятельности именно художественное образование, связанное с общечеловеческими ценностями, направлено на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, что является стратегическим общенациональным приоритетом.

 

12.2. Научно-исследовательская деятельность в сфере культуры

 

Среди организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в области культуры и искусства в Российской Федерации, - подведомственные Минкультуры России научно-исследовательские институты, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры, входящий в структуру Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные университеты, имеющие кафедры искусствознания и факультеты искусств, государственные и частные художественные вузы, в состав которых входят исследовательские институты или теоретические кафедры по культуре и искусству.

Общими проблемами культуры занимается ряд институтов Российской академии наук, координируемых Отделением историко-филологических наук:

Институт русской литературы (Пушкинский дом),

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук,

Институты этнологии и антропологии, славяноведения, востоковедения и другие.

С 1996 года при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук действует специализированный Научный совет "Историко-теоретические проблемы искусствознания". Исследовательская работа проводится также организациями культуры, имеющими в качестве одного из направлений деятельности научные исследования (музеи и библиотеки). Координаторами научного процесса являются также Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки России и государственные научные фонды.

Научная деятельность в области культуры и искусства имеет пять основных форм: собственно научно-исследовательская работа; проведение научных конференций и семинаров; подготовка научных кадров и проведение научной аттестации; научно-издательская работа; рецензионная и экспертная практика. В той или иной степени, все эти формы деятельности присутствуют в перечисленных организациях, в каждой со своей спецификой. Музеи первенствуют в выпуске каталогов-резоне собраний и персоналий, а также каталогов актуальных выставок, суммирующих последние достижения музейной науки; большинство учебников и учебных пособий готовятся в стенах вузов, фундаментальные комплексные исследования осуществляются в научно-исследовательских институтах и на искусствоведческих отделениях крупнейших университетов.

Одной из важнейших тенденций организации научного процесса в 2015 году в сфере наук о культуре и искусстве стало укрепление и расширение взаимодействия различных исследовательских организаций, в том числе и имеющих разное ведомственное подчинение. Наиболее очевидно это проявилось в организации ряда представительных научных форумов, среди которых:

- VI Международная конференция "Актуальные проблемы истории и теории искусства" (Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова совместно с Институтом истории Санкт-Петербургского государственного университета);

- Международная научно-практическая конференция "Опера в музыкальном театре: история и современность" (Государственный институт искусствознания совместно с Российской академией музыки имени Гнесиных);

- Международная научная конференция "Современное искусство Востока" (Государственный институт искусствознания совместно с Московским музеем современного искусства, Государственным музеем Востока, Высшей школой экономики и Российской академией художеств);

- Научно-практическая конференция "Культурная политика и стратегия развития культуры России" (Государственный институт искусствознания совместно с Институтом экономики Российской академии наук);

- Международный семинар "Успенский собор и его фрески - уникальный памятник православной архитектуры и духовной культуры" (Казанский Федеральный университет совместно с Казанским государственным институтом культуры, Институтом археологии Российской академии наук, Государственным музеем "Остров-град Свияжск", Российским военно-историческим обществом и Государственным научно-исследовательским институтом реставрации) и целый ряд других, не менее значительных событий.

Дальнейшее развитие в 2015 году получили проводимые в Российской Федерации международные научные симпозиумы, такие как:

- "Лазаревские чтения", "Федорово-Давыдовские чтения" (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова);

- "Випперовские чтения" (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина);

- Международная научная конференция "Экология музыки и звуковые ландшафты" (Российский институт истории искусств);

- "Музыкальная наука в едином культурном пространстве" (Российская академия музыки имени Гнесиных);

- Международный симпозиум "Музыкальная карта мира" (Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского);

- Международная научно-практическая конференция "Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы, перспективы" (Уральская государственная консерватория имени М.П.Мусоргского) и другие.

На основе межинституционального взаимодействия строилась работа вновь организуемых дискуссионных проектов:

- форум-диалог "Совершенствование системы сохранения, приспособления и адаптации объектов культурного наследия" и проведенный в его рамках круглый стол "Сохранение через адаптацию. Экономика недвижимого культурного наследия" (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...