Источники по истории Греции ХХХ – XII вв. до н.э. История открытия памятников материальной культуры.
Основы научной истории античного искусства были заложены немецким ученым И. Винкельманом, который в 1764 г. выпустил выдающийся труд «История искусства древности». В этой работе памятники античного, прежде всего греческого, искусства были изучены, классифицированы по различным историческим периодам, выявлена история разных стилей. Из археологических работ самыми выдающимися были раскопки Г. Шлимана и В. Дёрпфельда в Трое, Микенах и Тиринфе (1871 —1894) и А. Эванса на Крите (с 1900 г.), которые привели к открытию памятников II тысячелетия до н. э.
Самое примечательное из архитектурных сооружений этого периода — открытый А. Эвансом дворец Миноса в Кноссе. Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в этом дворце, позволяет составить наиболее полное и всестороннее представление о том, чем была минойская цивилизация в эпоху ее наивысшего расцвета. При раскопках на Крите А. Эвансом были найдены таблички, написанные линейным письмом Б (1901г.). Такие таблички были найдены в развалинах Кносса, при раскопках городов Пилоса, Микен, в Фивах, Тиринфе. Надписи линейного письма Б по идеограммам (упрощенным изображениям женщин, мужчин, продуктов питания, сосудов и др.) разделены на группы и подгруппы, обозначающиеся буквами латинского алфавита (Паспорта колесниц, приношения богам, учет рабов и рабочих, сдача земли в аренду, количество голов скота, перечень сырьевых материалов, списки воинов и матросов, годных для службы, описи конфискованного имущества)
3.Цивилизация Минойского Крита во II тыс. до н.э
Древнейшим очагом цивилизации был остров Крит, который имел выгодное географическое положение. Здесь и расцвела на рубеже 3-2 тысячелетия до н. э. минойская цивилизация. В это время активно развивалась и совершенствовалась производительная сила критского общества (бронзовые орудия труда вытесняли аналогичные изделия из камня) Важные изменения касались сельского хозяйства. Его основой теперь становится земледелие поликультурного типа, которое ориентируется на выращивании злаковых, винограда и оливы. Результатом всех этих экономических сдвигов был рост производительности земледельческого труда и увеличение массы избыточного продукта. Минойцы были народом мореплавателей, с высокоразвитой и сложной системой религиозного культа и устойчивыми торговыми традициями. В эпоху, когда минойцы достигли максимального могущества, их флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии, Египта. Прогресс критской экономики в эпоху бронзы способствовал быстрому росту населения в наиболее плодородных районах острова. Также идет интенсивный процесс социального расслоения критского общества (выделяется влиятельная прослойка знати: родовые вожди и жрецы; рабы; захваченные в плен) Итогом всех этих процессов было образование первых дворцовых государств. Эпоха дворцовой цивилизации длилась около 600 лет и распадается на 2 периода 1) старых дворцов 2) новых дворцов. (после 1700 г до н.э в результате сильного землетрясения и пожара были разрушены крупнейшие дворцы Кносса, Феста, Като Закро. Вскоре были построены новые здания того же типа). В начале 2 тысячелетия сложилось несколько самостоятельных государств. Каждое из них включало по несколько десятков небольших общинных поселений, которые группировались вокруг одного из четырех больших дворцов. Развитие критского общества породило потребность в письменности (появление письма А) Самое примечательное сооружение этого периода – открытый Эвансом дворец Миноса в Кноссе. Греки назвали этот дворец «лабиринтом». Религия играла огромную роль в жизни минойцев и накладывала отпечаток абсолютно на все сферы. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в развитии –возникновению смешанной культуры. А после дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла.
4. Микенская Греция во II тыс. до н.э.
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на балканский полуостров на рубеже 3-2 тыс. до нашей эры. Микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков. Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих Их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Среди собственно дворцовых построек микенского времени наибольший интерес представляет хорошо сохранившийся дворец Нестора в Пилосе. Социально-экономическая структура микенского общества. Её особенности: Широкое применение подневольного труда и наличие большой массы дешёвой рабочей силы, и развитый государственный аппарат способный организовать эту силу. Основная масса трудящегося населения – это свободные крестьяне и ремесленники. Они не считались рабами, но находились в экономической зависимости от дворца и облагались повинностями. Отдельные округа были обязаны предоставлять в распоряжение дворца определённое число ремесленников и рабочих разных профессий, которые делились на две категории:1) «Люди дворца» - состоявшие на постоянной службе.2) Свободные общинники – для кого работа была временной повинностью. Ремесленники привлекавшиеся на государственную службу не лишались личной свободы. Вся земля делилась на две категории:1)Дворцовая или государственная 2)Общинная. Государственная земля распределялась между сановниками из военной и жреческой знати, дворцовой администрации за исполнение службы. Они могли сдавать её в аренду другим лицам. Территориальная община – дамос, основную часть земли делила на наделы с одинаковой доходностью. Наделы распределялись между семьями, оставшиеся земля сдавалась в аренду. Экономическая система микенских государств отличалась тем, что:1. Частное хозяйство находилось в податной зависимости от государства и играло второстепенную роль. 2. Государство монополизировало важные отрасли ремесленного производства (кузнечное) и установило строгий контроль над дефицитными ресурсами (металлами).Во главе дворцового государства стоял «Ваннака», что значит господин, повелитель, царь. У него было особенное привилегированное положение. Бюрократический аппарат составляли:1) Штат писцов - служили в канцелярии и архиве.2) Чиновники фискального ведомства – контролировали сбор налогов и выполнение повинностей.3) Коретеры – наместники. Стояли во главе 16 податных округов и отвечали за поступление в казну податей.4) Басилеи – чиновники низшего ранга, управляли отдельными поселениями в составе округа и контролировали производство.
5. Феномен «тёмных веков» (проблема преемственности гомеровской Греции и крито-микенской цивилизации). Учебник+интернет+Фролов
Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.
Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже XIII-XII вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия, охватившая основные районы материковой и островной Греции в течение так называемого субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства. Отличаясь, как и все социальные структуры такого типа, чрезвычайной стабильностью, земледельческие общины территориального или территориально-родового характера вполне могли пережить все завоевания, политические катаклизмы и смены царских династий, происходившие в Греции в течение II тыс. Многие из них продолжали существовать и развиваться, оставаясь на своих местах, также и после распада микенских монархий. Некоторые, исчезая в одних местах, затем спонтанно возрождались на другой территории. В резко изменившемся климате "темных веков" эти социальные организмы оставались единственными носителями элементов культурной традиции эпохи бронзы. Являясь симптомом и одновременно следствием экономического упадка, оскудения и изоляции, столь характерных для Греции на начальной стадии "темных веков", происшедший технический переворот вместе с тем с самого начала таил в себе мощный импульс нового движения вперед. В отличие от протогеометрической керамики, распространенной в прибрежной полосе европейской, так и азиатской Греции позволяет думать, что в IX в. в различных районах греческого мира уже сложился некий общий стереотип художественного мышления, объединявший всех греков независимо от места их обитания в рамках единого культурного сообщества. В сущности, это означает, что в конце периода "темных веков" множество дотоле разрозненных племен уже начало складываться в единую греческую народность со своим особым психологическим складом, с одним, хотя и разделенным на несколько диалектов, языком и с хотя примитивной, но все же уже достаточно своеобразной культурой.
Из-за постоянных набегов варваров, в результате стала постепенно угасать культура, начался разрыв экономических и военных связей с другими странами, были потеряны многие ремесла и письменность. Фролов отмечает, что регресс, хоть и был велик, но не был абсолютным. Между покоренными греками-ахейцами и дорийскими племенами было определенно сходство, и те и другие опирались на общинный быт. Именно их «новой» гомеровской общины впоследствии вырастет полис. Таким образом, сами «темные века», их наступление было неизбежно из-за набегов варварских племен, слабой дифференциации греческого общества, построении всей жизни социума на базисе дворца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: